Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2011 в 22:05, контрольная работа
Всемирная история политических и правовых учений - одна из важных составных частей духовной культуры человечества. В ней сконцентрирован большой политико-правовой опыт прошлых поколений, отражены основные направления, вехи и итоги предшествующих исследователей проблем свободы, права, законодательства, политики, государства. Этот опыт оказывает заметное влияние на современные политические и правовые воззрения.
Введение…………………………………………………………………………. 3
1. Политическая мысль Античности (Древняя Греция, Древний Рим). Политические учения Платона, Аристотеля, Цицерона. ……………………. 4
2. Политическая мысль Средневековья: Августин Блаженный, Фома Аквинский. ……………………………………………………………………… 10
3. Политическая мысль эпохи Возрождения: Н. Макиавелли, Ж. Боден….11
Заключение ………………………………………………………………………15
Список используемой литературы…………………………………………….17
2. Политическая мысль Средневековья: Августин Блаженный, Фома Аквинский.
Августин Блаженный. Европейская средневековая политическая мысль находилась под влиянием христианской религии и Римско-католической церкви. Авторитетный богослов раннего Средневековья Августин Блаженный в своем трактате "О граде Божием" развил концепцию теологического разграничения духовной (религиозной) и светской (государственной) власти. Первая представлена им в образе "Града Божия", выражением которого является церковь, вторая - как "град земной". Град Божий объединяет праведников, следующих божественным установлениям. Земной град, как результат греховной природы человека, построен на отношениях господства, подчинения и рабства. Хотя Августин выступал за самостоятельность каждой из властей, обоснование разнокачественности двух градов фактически ставило духовную власть выше светской.
Фома Аквинский. Идея
Учения Августина и Фомы
3. Политическая мысль эпохи Возрождения: Н. Макиавелли, Ж. Боден.
Никколо Макиавелли. В конце Средневековья государства начинают выходить из-под влияния церкви, происходит процесс становления современных государств. Сменившая его эпоха Возрождения дала толчок развитию интеллектуальной жизни и распространению знаний. Центром Возрождения стала Италия. Именно с историей этой страны, и в частности с Флоренцией, которую называют колыбелью Ренессанса, связана судьба самого знаменитого политического мыслителя этого периода Никколо Макиавелли. Отвергнув философско-этическую и религиозную традиции предшествующих эпох, он разработал оригинальную концепцию политики. Макиавелли считал, что моральные критерии добра и зла не могут распространяться на политику. Она имеет собственную автономную систему ценностей, главные из которых - интересы государства. Ради последних политик может пренебречь моралью. Из его рассуждений следовал вывод: "цель оправдывает средства". Обоснованный мыслителем принцип оказался очень востребованным в политической практике для оправдания жестокости и террора интересами государства либо другими высшими целями. В политическом же лексиконе утвердилось понятие "макиавеллизм", под которым понимают политику, основанную на пренебрежении нормами морали, на интригах и на насилии.
Если у мыслителей прошлого главной была проблема, как использовать государственную власть, чтобы достигнуть справедливости и общего блага, то для Макиавелли - проблема самой власти и средств, позволяющих эту власть завоевать, удержать и расширить. Раскрытию подобных властных технологий он посвящает свой главный труд "Государь".
Среди советов, которые он дает политикам, следующие:
уметь играть человеческими страстями;
полагаться на силу или закон;
использовать страх и любовь, но предпочитать воздействие на подданных силой страха;
прагматично использовать ложь и отказываться от обещаний.
Идеалом для Макиавелли выступает политик, сочетающий качества льва и лисицы: силу, умение внушить страх у подданных и одновременно хитрость, способность к интригам. Макиавелли открыто заявляет об утилитарном использовании религии. Для него религия - это средство влияния в руках государства. Он признает целесообразность и политических убийств. Не случайно прототипом для создания образа государя для него стал Чезаре Борджа, который прославился своей жестокостью и предательствами.
Макиавелли вошел в историю политологии как мыслитель, который разграничил общество и государство. Он, собственно, ввел в науку и сам термин "государство".
Жан Боден. Проблема сущности
государства нашла продолжение
в трудах французского
Томас Мор и Томмазо
Заключение
Мы видим,
что уже в Древней Греции были созданы
социально- политические теории, которые
во многом предопределили дальнейшее
развитие социально-политической мысли.
Древнегреческие мыслители были первооткрывателями
в многочисленных областях человеческого
познания.
Поэтому можно говорить не только о вкладе
древних греков в историю философской,
политической и правовой мысли, но и о
создании ими фундамента и формулировании
отправных идей и концепций в разнообразных
сферах теории и практики.
Каждое время, обращаясь к творческому наследию древних греков, по- своему учились у них, интерпретировало их теоретические достижения и их духовный опыт при решении актуальных проблем своей современности.
Громадное влияние на последующее развитие политико-правовой идеологии оказало учение Платона. Под его воздействием складывались философские и социально-политические взгляды Аристотеля, стоиков, Цицерона и других представителей античной политической мысли. Выдвинутые Платоном идеи «правления философов» и «мудрых законов» были восприняты многими мыслителями эпохи Просвещения.
Далеко
за пределы античности вышло влияние политико-правовых
идей
Аристотеля.
Широкое распространение в последующей политической мысли получило предложенное им определение государства как объединение граждан ради общего блага.
В политическую идеологию Средневековья и эпохи Возрождения из аристотелевского учения перешли классификация форм государства, положения о причинах смены политических состояний, смешанном государственном устройстве.
Античная политико-правовая идеология сделала первые шаги по осмыслению политической свободы. Государство и законы в Древней Греции начинают рассматриваться как установления, созданные самим человеком и призванные служить его интересам.
В прошлом
и ныне представители различных теоретических
и идейно- политических направлений, школ
и движений постоянно черпали и продолжают
черпать из истории древнегреческой философской
и политико-правовой мысли разнообразные
сведения, знания и аргументы для обоснования
отстаиваемых ими позиций, критики в адрес
своих противников.
Список
используемой литературы
1. Нерсесянц В.С. Политические учения Древней
Греции. М.: Наука, 1979.
2. Лейста О.Э. История политических
и правовых учений. Учебник под ред.
М.: Зеркало, 1999.
3. История политических и правовых учений.
Учебник под ред. Нерсесянца В. С.; Инфра-М,
2003г.
Лейста. М.: Городец, 2000.
5. Вернан Ж.П. Происхождение древнегреческой
мысли. М.: Наука, 1988.
Информация о работе Политическая мысль Античности, Средних веков и эпохи Возрождения