СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………………………….
3
1. Политическая
мысль Античности (Древняя Греция, Древний
Рим). Политические учения Платона, Аристотеля,
Цицерона. ……………………. 4
2. Политическая
мысль Средневековья: Августин Блаженный,
Фома Аквинский. ………………………………………………………………………
10
3. Политическая
мысль эпохи Возрождения: Н.
Макиавелли, Ж. Боден….11
Заключение
………………………………………………………………………15
Список
используемой литературы…………………………………………….17
Введение
Всемирная
история политических и правовых
учений - одна из важных составных частей
духовной культуры человечества. В ней
сконцентрирован большой политико-правовой
опыт прошлых поколений, отражены основные
направления, вехи и итоги предшествующих
исследователей проблем свободы, права,
законодательства, политики, государства.
Этот опыт оказывает заметное влияние
на современные политические и правовые
воззрения.
Одну
из главенствующих ролей в истории
формировании этого опыта сыграли
мыслители Древней Греции. Они
стоят у истоков возникновения
теоретического подхода к проблематике
государства, права и политики. Усилиями
древнегреческих исследователей был совершён
переход от мифологического восприятия
окружающего мира к рационально - логическому
способу его познания и объяснения.
1.
Политическая мысль
Античности (Древняя
Греция, Древний Рим).
Политические учения
Платона, Аристотеля,
Цицерона.
В трудах мыслителей Древней
Греции анализируется античная
социально-политическая практика. Государственность
этого периода воплотилась в
форме полисов - небольших городов-государств
и прилегающих к ним селений. Центром древнегреческой
цивилизации стал афинский полис периода
расцвета демократии (VI-V вв. до н.э.). Демократические
процедуры предусматривали участие свободного
мужского населения в работе народного
собрания и принятии решений, равенство
граждан перед законом, право на занятие
выборной общественной должности. Практика
функционирования демократии оказала
влияние на представления древнейших
мыслителей Эллады о желательной форме
государства. Многие из них сделали свой
выбор не в пользу демократии. Среди тех,
кто разделял аристократические взгляды
на правление, были Пифагор, Гераклит,
Сократ.
Править, по их мнению, должен
не весь народ, а только лучшие
люди, добродетелью которых является
мудрость. Сторонником "умеренной"
цензовой демократии был Демокрит.
У античных авторов присутствует
понимание Закона, преобразующего
Хаос в Космос. Полис, в их
представлении, выступает отражением
космического порядка. Так, в
учении Пифагора содержится мысль
о законе космической гармонии, определяющем
порядок для всего сущего.
Сократ. Яростным защитником идеи
компетентного правления и господства
законов в организации полисной
жизни был Сократ. Он утверждал,
что править должны знающие
люди - философы, а само правление представляет
собой искусство, к которому предрасположены
лишь отдельные "лучшие" люди, благодаря
своему рождению, воспитанию и обучению.
Его критика демократии имела под собой
реальное основание: иррациональность
принимаемых афинскими гражданами решений
часто приводила к нестабильности политической
жизни. К другим известным идеям Сократа
относится его требование соблюдения
законов. Он разделил законы на божественные,
независимые от воли людей, и человеческие.
И те, и другие законы требуют повиновения,
так как законное и справедливое - одно
и то же. Сократ собственной смертью показал
пример законопослушности. Приговоренный
к смерти афинским демосом (народом), он
отказался от предложенного ему плана
побега, ссылаясь на то, что общество может
погибнуть, если судебные решения не будут
иметь никакой силы.
Платон. Дальнейшее развитие античной
политической мысли связано с
именем знаменитого философа
Платона. Впервые политические
идеи были изложены в отдельных
политических трактатах, написанных
в форме диалогов: "Государство",
"Политик", "Законы". Древнегреческий
философ продолжил уже наметившуюся традицию
обоснования идеальной формы государства.
Отметим, что античная политическая мысль
отождествляла общество и государство.
Подобный подход сохранится вплоть до
эпохи Нового времени. Другая проблема,
которую затронул Платон, - смена государственных
форм.
По мнению Платона, идеальное
государство можно обосновать, уподобив
его телу или душе человека.
Трем
частям души человека - разумной, яростной
и вожделеющей - должны соответствовать
три сословия:
правители,
достоинством которых является мудрость;
воины,
которых от других отличает храбрость;
производители
(ремесленники, торговцы, земледельцы,
актеры), для которых характерно
желание насытить свой желудок и эмоции.
Подобное
выделение сословий определяется необходимостью
разделения труда, ибо каждый вид
деятельности требует определенных
знаний и навыков. Идеальное государство
Платона иерархично. Высшим сословием
являются правители, так как они,
обладая мудростью, способны обеспечить
общее благо. Низшее положение занимают
производители. Для закрепления социальной
иерархии философ использует миф о примешивании
богом к каждому сословию определенного
металла: правителям - золота, воинам -
серебра, производителям - меди и железа.
Справедливость, как принцип совершенного
государства, заключается в том, что каждое
сословие занимается свои делом и имеет
свое особое положение в общественной
иерархии.
Другая черта идеального государства
(рис.) - аристократическое правление, при
котором правят только разумные люди.
Способность постичь мудрость, которая
передается потомкам путем подбора родителей
и длительного обучения "искусству
политики", присуща философам. Единство
государства может подорвать эгоизм отдельных
людей. Платон видел решение этой проблемы
в ограничении потребления только самым
необходимым и в упразднении какой-либо
собственности и семьи для сословий правителей
и воинов. Государство остается идеальным
до тех пор, пока каждое сословие занимается
своим делом, в чем и выражается, по мысли
Платона, справедливость. Однако порча
характера правителей и подвластных, необоснованные
претензии других сословий (тех, кто не
обладает мудростью) на власть приводят
к разложению идеального государства
и к его последовательной замене более
низкими государственными формами. Идеальное
государство, реализованное в форме монархии
(царской власти) либо в форме аристократии
(правления философов), вырождается в демократию
(власть воинов), затем в олигархию (власть
немногих, которую Платон понимает как
плутократию - господство богатых). Чрезмерное
имущественное неравенство вызывает возмущение
народа, что приводит к утверждению демократии,
которая затем заменяется наихудшим государством
- тиранией. Круговорот государственных
форм завершается возвращением в идеальное
состояние. Но сам Платон не раскрывает
механизма облагораживания тирании. Демократию
он также рассматривает как несовершенную
форму государства, что, видимо, было продиктовано
неприятием греческим мыслителем ее практического
воплощения в афинском полисе: решения
народа не всегда были мудры, демократическими
процедурами часто пользовались авантюристы
для прихода к власти. Наконец, Платон
не простил афинским гражданам смертный
приговор его учителю Сократу. Аргументируя
свое отношение к демократии, философ
высказывает проницательную мысль об
опасности чрезмерной свободы, ибо из
крайней свободы может родиться жесточайшее
рабство. История знает примеры, подтверждающие
этот прогноз. Многие диктаторские режимы
возникали из кризисов, спровоцированных
состоянием анархии и распадом сложившихся
форм взаимоотношений между людьми, доминированием
в настроениях людей идеи ничем не ограниченной
свободы.
Отметим,
что и великие революции прошлого,
вдохновленные демократической
идеей, в конечном счете, заканчивались
диктатурами:
якобинская
диктатура и империя Наполеона
во Франции;
диктатура
Кромвеля в Англии;
диктатура
большевиков в России.
В то же
время в проекте идеального государства
Платона прослеживаются контуры
тоталитаризма: приоритет государства
над индивидом, наличие цензуры, организация
жизни по плану, установленному правителями,
единообразие в жизни всех граждан, регламентация
всех ее сторон, включая интимную жизнь.
Но в наследии Платона есть немало положительных
идей. Для своего времени он высказал смелую
идею о равноправии женщин, считая, что
достойнейшие из них могут стать правителями.
Аристотель. Большой вклад в развитие
политической мысли внес Аристотель.
Его можно назвать "отцом"
использования сравнительного метода
в политологии. Вместе с учениками он проанализировал
158 конкретных видов государственного
устройства и создал классификацию государственных
форм, которая в течение последующих веков
считалась классической. Он использовал
два критерия для выделения форм правления.
Количественный критерий указывает на
то, сколько властвуют: один, немногие,
большинство. Своеобразным качественным
критерием являются принципы, лежащие
в основе власти: законность и забота об
общем благе. Формы государства, базирующиеся
на этих принципах, Аристотель признал
правильными и соответственно те из них,
где правители нарушают законы и заботятся
только о собственных интересах, - неправильными.
Подобный подход уже встречался у Платона,
но Аристотель внес существенные изменения
в схему своего учителя. Хорошая власть
одного - это монархия, извращением которой
является тирания. Власть немногих, основанная
на добродетели и воспитании, - аристократия
- "правительство, сформированное из
самых лучших людей". Ее искажением
является олигархия - власть, основанная
на богатстве и устранении от власти большинства
населения. Третьей правильной формой
Аристотель признает политику, или конституцию
- правление большинства, признающего
закон. Ей противопоставляется демократия,
где во власти преобладают бедные, не имеющие
необходимого воспитания и качеств для
того, чтобы заниматься управлением. Влияние
Аристотеля на последующую политическую
мысль было значительным, и его оценка
демократии как "плохой" формы правления
повторялась многими мыслителями вплоть
до эпохи Нового времени. Но сам Аристотель
дифференцированно подходил к демократии,
выделив пять ее видов. Объектом критики
мыслителя является крайняя демократия,
где не действуют законы, а фактически
властвуют демагоги. В то же время его
трактовка политики как правления большинства
на основе закона в определенной степени
соответствует современному представлению
о демократии. Именно эта форма государства
выступает политическим идеалом для Стагирита.
Он был сторонником следования принципу
"правильной меры" - нахождения во
всем "золотой середины". В организации
полисной жизни искомая величина ему виделась
именно в политики, представляющей собой
сочетание олигархического и демократического
элементов. Политика - это своеобразный
компромисс между благосостоянием и равенством.
Многие идеи Аристотеля противоположны
позиции его знаменитого учителя
Платона. В Ватикане хранится
известная картина Рафаэля "Афинская
школа". Великий художник отразил
на этом полотне спор древнегреческих
мыслителей. Платон указывает вверх,
тем самым подчеркивая, что подлинное
бытие имеет мир идей, а земной мир - лишь
видимость действительности, представляющая
собой отражение идей. Оба мира, согласно
мыслителю, соединяются с помощью мировой
души. Аристотель, напротив, указывает
вниз. Он считал, что земную жизнь можно
рационально осознать и усовершенствовать.
Это относится и к политической жизни.
Учитель и ученик разошлись и по вопросу
о наилучшем социально-экономическом
строе полиса. Аристотель критиковал идею
Платона об упразднении частной собственности
и семьи как противоречащую природе человека.
В то же время он предупреждал об опасности
чрезмерного имущественного расслоения
в обществе, чреватого общественной нестабильностью
и бунтами бедных против богатых. Выход
из этого положения ему виделся не в уничтожении
частной собственности, а в ее относительном
выравнивании и формировании зажиточного
среднего слоя. Именно в политики, где,
по его мысли, преобладают люди среднего
достатка - люди не бедные, но и не слишком
богатые, - достигаются общественное равновесие
и политическая стабильность. Гениальная
догадка о "среднем элементе" опередила
свое время и нашла продолжение в современной
теории "среднего класса" как социальной
основы стабильных демократических режимов.
Марк Туллий Цицерон. Древнеримская
политическая мысль продолжила
греческую традицию обоснования наиболее
правильной формы правления, но уже с учетом
новой политико-правовой практики. В 509
г. до н.э. в Риме утверждается республиканская
форма правления. Виднейшим представителем
политической мысли этого периода и защитником
республиканского правления был знаменитый
римский оратор и политик - Марк Туллий
Цицерон. Он определял республику как
"дело", "достояние народа", подчеркивая,
что сам народ есть объединение людей,
связанных согласием в вопросах права
и общностью интересов. Обращаясь к проблеме
правильно устроенного государства, он
отдает предпочтение смешанной государственной
форме, сочетающей в себе одновременно
царский (монархический), аристократический
и демократический элементы. Идеализируя
действительность, он видел аналог подобного
правления в Римской республике, в частности
в распределении властных полномочий
между магистрами и, прежде всего, консулами,
отвечающими за общую политику и командующими
армией (царское начало), сенатом (аристократическое
начало), народным собранием и народными
трибунами (демократическое начало). В
идеях Цицерона о правовом объединении
граждан республики и правовой регламентации
государственной деятельности, о распределении
полномочий между республиканскими институтами,
их взаимном равновесии лежат истоки теории
"правового государства".