Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 23:52, реферат
XIX век – это век индустриализации, подъёма науки, техники и культуры. В XIX веке происходят много событий которые сильно повлияли на нелёгкий путь становления политики и философии. Промышленная революция принимает всеобъемлющий характер, начало и конец похода Наполеона, революции 1848 года – всё это оставило огромный след в истории не только военного дела, формирования социума и развития техники, но и на формирование и достраивание политических концепций
Введение.
Политическая и философская мысль Европы 19го века.
2.1.Основные понятия мировоззрения Европы 19го века.
2.2.Политики и философы.
Итоги развития политической мысли.
Список литературы.
2.1.Основные понятия мировоззрения Европы 19го века.
2.2.Политики и философы.
1.Введение.
XIX век – это век индустриализации, подъёма науки, техники и культуры. В XIX веке происходят много событий которые сильно повлияли на нелёгкий путь становления политики и философии. Промышленная революция принимает всеобъемлющий характер, начало и конец похода Наполеона, революции 1848 года – всё это оставило огромный след в истории не только военного дела, формирования социума и развития техники, но и на формирование и достраивание политических концепций.
Все политические учения XIX века условно можно разделить на три группы: консервативные, либеральные и радикальные. Радикализм (прежде всего, марксизм) предусматривал коренную трансформацию капитализма, а консерватизм и либерализм (при всех их разногласиях) были едины в неприятии радикальных воззрений. Оппонируя марксизму и пытаясь объяснить (и оправдать) многообразную западную политическую реальность, либерализм и консерватизм эволюционировали в течение XIX века, приобрели новую философско-методо-логическую базу – позитивизм.
Сторонники реставрации старых феодальных порядков сгруппировались вокруг идей консерватизма. Идеологи нарождающегося капиталистического общества разрабатывали идеи либерализма. Противники частной собственности и капитализма продолжали интенсивную разработку идей социализма. Марксизм вырабатывает новый историко-материалистический взгляд по проблемам общественного развития, судеб общества и государственности.
Отличительной особенностью социально-политической мысли в указанный период было то, что идеологическое противостояние теперь проходило не между сторонниками феодальных или капиталистических порядков, а между приверженцами капиталистических и социалистических отношений. Причем это противостояние чем дальше, тем больше осуществлялось на основе рационалистических установок и аргументов. Этому способствовало, в частности, и то, что происходило усиление связи между естественными и социальными науками. Возникла идеология позитивизма, сторонники которой занимались изучением эмпирического материала, практического опыта, политических фактов.
2.Истоки политической и философской мысли Европы 19го века.
Конец XVIII века в Британии – начало промышленного переворота, период упрочения политической власти и социально-экономического влияния буржуазии и обуржуазившейся аристократии. Ранний капитализм ещё не превратился в монополистический; государство в то время воздерживалось от вмешательства в экономическую жизнь и социальные отношения.
На этом фоне складывались социально-политические учения, ориентированные на развитие и укрепление буржуазных институтов. Именно английский либерализм стал знаменем восходящего класса собственников. Требования правопорядка, демократизации, неприкосновенности собственности и невмешательства государства в социально-экономическую сферу – все эти принципы либерального учения сделали его весьма выгодным для буржуазии и части среднего класса, то есть для тех слоёв, которые были заинтересованы в создании стабильных благоприятных условий для своей хозяйственной деятельности.
Либеральная идеология, как и консерватизм, помимо прочего, стала ответом буржуазного общества на леворадикальные концепции Великой Французской революции. Просветительские концепции общественного договора и естественных прав многие либералы считали опасным заблуждением, поскольку эти идеи были «дискредитированы» в ходе революционно-просветительского эксперимента во Франции. Либерализм модифицировался на протяжении всего XIX столетия, поэтому либеральные концепции начала века следует считать классическими, «исходными».
Важнейшую роль в разработке либерализма сыграл английский мыслитель Иеремия (Джереми) Бентам (1748 – 1832). Его труды – квинтэссенция классического либерализма. И. Бентам – основатель философского учения, называемого «утилитаризм».
Иеремия Бентам — английский социолог, юрист, один из крупнейших теоретиков политического либерализма, родоначальник одного из направлений в английской философии — утилитаризма.
По политическим воззрениям являлся сторонником либерализма. Резко критиковал теорию общественного договора Ж. Ж. Руссо как возбуждающую дух восстания, однако защищал требования реформы английского парламента на основе расширения избирательного права. Отстаивал идею свободной торговли и ничем не стеснённой конкуренции, что, по его мнению, должно обеспечить спокойствие общества, справедливость, равенство. Был сторонником свободы слова, отделения церкви от государства, женского равноправия, права на развод, запрещения рабства, запрещения пыток и телесных наказаний.
Государство – это средство достижения личного счастья, умножения благ всех и каждого члена общества. Это счастье индивид может достичь лишь самостоятельно и лишь будучи независимым субъектом социально-экономических отношений. Поэтому всякое вмешательство государства в социальную жизнь воспринимается И. Бентамом как зло, ибо в любом случае ограничивает индивидуальную свободу и уменьшает, таким образом, возможности достижения частного и всеобщего блага. Вмешательство государства возможно лишь как «меньшее зло», то есть как зло ради предотвращения ещё большего зла. Единственная функция государства, по Бентаму, – охрана личной неприкосновенности и частной собственности (как основ независимости и свободы) от внешних и внутренних посягательств. И всё. Государство не должно вмешиваться в частную жизнь, в хозяйственную деятельность, в социальные отношения (например, в отношения между рабочими и работодателями). Такое вмешательство означает ущемление свободы. Так формулируется знаменитая либеральная концепция «минимального государства», которая выражена в лозунге: «Государство – ночной сторож». Государство уподобляется И. Бентамом сторожу, который лишь охраняет собственность и покой граждан, но не врывается в их дома и не указывает, как им жить. Из подобного рода размышлений следовали требования максимальной демократизации государства, всемерного развития парламентаризма, прав и свобод личности. Власть, по мнению И. Бентама, должна быть всецело ответственна перед народом. Эту ответственность может и должен обеспечить парламентский режим, разделение властей, всеобщее избирательное право и т.п.
Консерватизм – это конгломерат различных общественно-политических учений, которые с течением времени эволюционировали и видоизменялись. Поэтому консерватизм – это не какое-либо конкретное политическое учение, а «умонастроение», комплекс неких базовых мировоззренческих принципов, роднивших все консервативные концепции.
Впервые эти консервативные принципы были чётко сформулированы в работе Эдмунда Бёрка, который считается, поэтому, основателем консерватизма. Э. Бёрк (1729 – 1797) – английский мыслитель и политический деятель. В 1790 г. он издал памфлет «Размышления о революции во Франции», ставший с тех пор «библией» классического западного консерватизма.
Как яркого представителя
В философии де Местр был сторонником концепции врожденных идей, истинность которых основана на их божественном происхождении и на «общем разуме», не подверженном, в отличие от разума индивидуального, заблуждениям. Мир, полагал он, движется Провидением, чьи законы недоступны разуму. Божественная справедливость, по де Местру, не имеет ничего общего со справедливостью человеческой, что подтверждается опытом Французской революции, с ее безвинными жертвами. Законы Провидения не охватывают собой всей реальности, оставляя место вторжению случайности и человеческой свободе, в которой и лежит в конечном счете причина зла.
Позитиви́зм— философское учение и направление в методологии науки, определяющее единственным источником истинного, действительного знания эмпирические исследования и отрицающее познавательную ценность философского исследования. Позитивизм - основной тезис: все подлинное (позитивное) знание - совокупный результат специальных наук.
Основателем философии позитивизма является французский мыслитель Огюст Конт (1798 – 1857). Влияние позитивизма в разных науках огромно и прослеживается по сей день. Позитивизм как философское направление и научная методология утверждает, что «позитивные» (положительные, точные, обоснованные) частные науки должны отказаться от попыток постигнуть «первые начала бытия». Позитивисты провозгласили своей задачей обнаружение объективных законов развития и функционирования реальности. Все явления (в том числе, социально-политические), с точки зрения позитивизма, подчинены неизменным объективным естественным законам. О. Конт считал необходимым научное, «позитивное» изучение социо-политических процессов ради их объяснения и, самое главное, ради прогнозирования. «Таким образом, – писал он, – истинное положительное мышление заключается преимущественно в способности видеть, чтобы предвидеть, изучать то, что есть, и отсюда заключать о том, что должно произойти, согласно общему положению о неизменности естественных законов».
О. Конт полагал, что главный движитель эволюции обществ и государств – «прогресс идей». Контовский «закон трёх стадий» предусматривает три этапа развития общества – теологический, метафизический и позитивный. Находясь на теологической стадии своего духовного развития, человек стремится все явления объяснить вмешательством сверхъестественных сил. Для метафизической стадии, как и для теологической стадии, характерно стремление достигнуть исчерпывающего абсолютного знания о мире. Но в отличие от первой стадии, объяснение явлений мира достигается не путем обращения к божественным началам и силам, а сводится к ссылке на различные выдуманные первосущности, якобы скрывающиеся «позади» мира явлений. Третья стадия, по Конту, – позитивная. Поднявшись на эту стадию, человечество устремляется по пути накопления положительного знания, получаемого частными науками.
В сфере практической политики О. Конт придерживался консервативно-охранительной позиции, считая, что основная причина революционных потрясений – глубокое «разногласие умов» и отсутствие «общих идей». Отсюда следовала его попытка найти пути «единения умов» на почве общности принципов. Поэтому Конт призывал к осуществлению «порядка и прогресса» в рамках умеренного реформаторства, к социальной солидарности и т.п. В работе «Система позитивной политики» Конт рассматривал социократию как идеал общественно-политического устройства, при котором управление осуществляется наиболее опытными по роду своих занятий людьми – промышленниками, банкирами и др.
Макс Вебер (1864 – 1920) – немецкий исследователь, который заслуженно считается главным «Aнтимарксом». Опираясь на позитивистскую методологию, Вебер выработал собственную систему взглядов на власть и общество, обосновал легитимность и закономерность буржуазного общества и государства, указал пути дальнейшего развития демократии. Принципиальное философско-методологическое отличие марксистских концепций от веберовских состоит в том, что Вебер, как позитивист, предпочитал полифакторные теории, тогда как марксизм – монофакторная объяснительная схема. Вебер полагал, что общественно-политические системы развиваются под воздействием огромного множества факторов, а марксисты стремились выявить один единственный решающий фактор, по отношению к которому все остальные выступали бы как случайные или вторичные. Веберовские идеи оказали огромное влияние на развитие западной политической мысли: как либеральной, так и консервативной.
Маркси́зм — философское, политическое и экономическое учение и движение, основанное Карлом Марксом в середине XIX века. Существуют различные интерпретации учения Маркса, связанные с различными политическими партиями и движениями в общественной мысли и политической практике. Политический марксизм является одним из вариантов социализма наряду с левым анархизмом (см. Социальный анархизм), христианским социализмом и не принимающей марксизма частью демократического социализма/социал-демократии.
В Новое время в европейской политической мысли развивается идея о некоем справедливом и счастливом общественном строе в будущем – о социализме, понимаемом, порой, разными теоретиками совершенно различно. Немецкие философы Карл Маркс (1818 – 1883) и Фридрих Энгельс (1820 – 1895) попытались преобразовать учение о социализме из утопического в научное, то есть обосновать неизбежность наступления социализма закономерностями развития самого капиталистического строя. Маркс и Энгельс опирались на материалистическое понимание исторического процесса, провозгласив: «Бытие определяет сознание». Главную движущую силу развития обществ и государств они видели в объективных потребностях больших коллективов людей, а не в субъективных устремлениях и желаниях индивидов. Материальное воспроизводство жизни людей определяет и форму общения между ними (т.е. и общество, и государство). Метод исследования в марксизме – материалистическая диалектика. Основы марксистского материалистического понимания общества и государства сложились к середине 40-х гг. XIX века.
Основу жизни людей, по Марксу и Энгельсу, составляет производство материальных благ. Специфика социально-экономического механизма зависит от производительных сил и производственных отношений. Производительные силы – это орудия труда, рабочая сила и средства производства (земля, мануфактуры, фабрики и т.п.). Производственные отношения – это отношения между людьми, складывающиеся в процессе производства. Производственные отношения зависят от отношений собственности на средства производства. Иначе говоря, одни люди владеют средствами производства, другие – нет; и поэтому вынуждены продавать первым свою рабочую силу. Таким образом, наличие собственности на средства производства приводит к тому, что в обществе выделяются две крупные группы – эксплуататоры и эксплуатируемые. Эксплуататоры владеют средствами производства, что даёт им возможность извлекать доход, бесплатно присваивая результаты труда других людей (это и есть эксплуатация). В зависимости от производственных отношений и производительных сил выстраивается социальная структура, в которой всегда (за исключением периодов первобытности в прошлом и социализма в будущем) доминируют два класса. Один из них – класс эксплуататоров. Другой – класс эксплуатируемых. Интересы этих классов противоположны, и более того – непримиримы. Поэтому между классами складываются антагонистические (абсолютно противоречивые) отношения, которые ведут к социальным конфликтам. Борьба классов – важнейший фактор социального развития.
Одно из ключевых понятий марксизма – «формация». Это продолжительная стадия исторического процесса, для которой характерна та или иная комбинация производительных сил и производственных отношений. Исторический процесс, полагали Маркс и Энгельс, – это последовательная смена формаций, общеобязательная (при нормальных условиях развития) для всех стран и народов. При рабовладельческой формации: основное средство производства – земля; рабочая сила – рабы; характер производственных отношений – внеэкономическое принуждение к труду, основанное на личной зависимости; основные классы – рабы и рабовладельцы. При феодализме: основное средство производство – земля, рабочая сила – зависимые крестьяне; характер производственных отношений – внеэкономическое принуждение к труду, основанное на поземельной зависимости; основные классы – крестьяне и аристократы-феодалы. При капитализме: основное средство производство – фабрика, рабочая сила – пролетариат, владельцы средств производства – буржуа; характер производственных отношений – экономическое принуждение к труду (вольный найм); основные классы – буржуазия и пролетариат (рабочие). Необходимо подчеркнуть, что для феодализма характерно внеэкономическое принуждение к труду, а для капитализма – экономическое (вольный найм рабочей силы). Это обстоятельство делает труд более производительным, позволяет внедрять новую технику и технологии. Переход от одной формации к другой неизбежен, поскольку исторический процесс имеет линейно-поступательный характер. Каждая новая формация зарождается в старой, когда та, под действием собственных внутренних факторов развития, приходит в упадок. Главный способ перехода от одной формации к другой – революция. Она необходима и возможна в тот момент, когда старая формация перестаёт быть прогрессивной, т.е. перестаёт создавать благоприятные условия для развития производительных сил. Источник революции– конфликт между динамично развивающимися производительными силами и отстающими в развитии производственными отношениями. Трансформации базиса ведёт к смене надстройки – то есть к изменению политического режима.