Политическая модернизация

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 10:53, реферат

Описание работы

Составной частью сложного процесса перехода от традиционного общества к современному или индустриальному является политическая модернизация, содержание которой составляют изменения политической системы как неотъемлемой составной части общего системного перехода.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………….…3
1. Сущность политической модернизации, её критерии и типы………………………..…..4
2. Содержание и основные характеристики политической модернизации…………………8
3. Модернизационный процесс в Украине…………………………………………………..11
Заключение…………………………………………………………………………………..….16
Список использованной литературы ………………………………………

Работа содержит 1 файл

Министерство образования.docx

— 48.82 Кб (Скачать)

    Министерство  образования, науки, спорта и молодёжи Украины

    Севастопольский национальный технический университет

    Факультет Экономики и менеджмента

    Кафедра Учёта и аудита 
 
 
 
 
 
 
 

    РЕФЕРАТ НА ТЕМУ: ПОЛИТИЧЕСКАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ

    по  дисциплине «Политология» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Севастополь

2011

    СОДЕРЖАНИЕ 
 

Введение……………………………………………………………………………………….…3

1.   Сущность политической модернизации, её критерии и типы………………………..…..4

2.   Содержание и основные характеристики политической модернизации…………………8

3.   Модернизационный процесс в Украине…………………………………………………..11

Заключение…………………………………………………………………………………..….16

Список  использованной литературы …………………………………………………………17

 

    ВВЕДЕНИЕ 
 

    Составной частью сложного процесса перехода от традиционного общества к современному  или индустриальному является политическая модернизация, содержание которой составляют изменения политической системы как неотъемлемой составной части общего системного перехода. В процессе политической модернизации происходит как становление новых, так и эволюция уже существующих политических институтов, находящихся в сложном динамическом взаимодействии. При этом объективно необходимо, с одной стороны, сохранить политическую стабильность как важное условие 
общественного развития в целом и, с другой стороны, расширять возможности и формы политического участия различных слоев населения в происходящих изменениях. Теория модернизации - одна из современных парадигм социально-исторического знания. 
         Исторический опыт перехода различных стран к индустриальному обществу свидетельствует, что общая системная трансформация общества не всегда, особенно на первых этапах, сопровождается глубокими сдвигами в области политических институтов.  

    В мировой науке тема политической модернизации не нова. В западной политической науке теория модернизации первоначально  возникла в США, новые стимулы  для своего развития получила в 1950-1960 года в связи с освобождением целого ряда государств “третьего мира” от колониального господства и возникшими перед ними трудностями дальнейшего развития. О модернизации писали Ш. Эйзенштадт, Д. Аптер, Э. Шилс, Л. Пай и другие исследователи.

    Круг  проблем, связанных с исследованием  переходных обществ посредством  теории модернизации –  весьма  широк  и  разнообразен.  Сюда,  в  частности, относятся  вопросы,   касающиеся   источников,   характера   и   направлений политических  изменений  при переходе  от  традиционного   к   современному обществу:  от   технологического отставания   стран,   где   игнорирование политических  свобод  являлось   повседневной   практикой,   до   ценностных ориентаций различных групп населения и индивидов. 
 
 
 
 

    1    СУЩНОСТЬ ПОЛИТИЧЕСКОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ, ЕЕ КРИТЕРИИ И ТИПЫ 
 

    Теория  политической модернизации первоначально  возникла в конце 50-х годов   XX века с целью теоретического обслуживания политики Запада по отношению к развивающимся странам. Её создатели опирались на теоретическое наследие известных исследователей XIX— начала XX века, в частности М. Вебера (выдвинувшего идею развития европейской цивилизации в направлении от традиционного общества к современному на основе рационализации поведения), Ф. Тенниса и Э. Дюркгейма (предложившего концепцию эволюции от обществ с «механической солидарностью» к обществам с «органической солидарностью» на основе разделения труда). В качестве теоретической базы, на которую опирались теоретики модернизации, выступали также основные положения структурно-функционального анализа, представления структурных функционалистов об общественном развитии.

    Вырабатывая после второй мировой войны методы защиты своих национальных интересов в “третьем мире”, США встали перед необходимостью осмысления перспектив развития освободившихся стран, передачи им своего опыта и методов, с помощью которых развивающиеся страны могли бы стабилизировать у себя политическую и экономическую ситуацию, осуществить необходимые реформы и преобразования, превратиться в социально и политически стабильные, экономически развитые государства с предсказуемой внутренней и внешней политикой, стать надежными политическими и экономическими партнерами. Однако со временем концепция политической модернизации превратилась в обоснование некой общей модели глобального процесса цивилизации, суть которой в описании характера и направления перехода от традиционного к рациональному обществу в результате научно-технического прогресса, социально-структурных изменений, преобразования нормативных и ценностных систем. Основная периодизация модернизации связана с неравномерностью ее протекания в мировом пространстве и историческом времени, признании независимости общественного развития, наличия долговременного периода в развитии государств.

    По  самому общему определению, модернизация представляет собой процесс перехода от традиционного общества  к индустриальному, основанному на крупном машинном производстве и рациональном управлении общественными процессами с опорой на законы. В теории под модернизацией понимается совокупность процессов индустриализации, секуляризации, урбанизации, становления системы всеобщего образования, представительной политической власти, усиление пространственной и социальной мобильности, ведущие к формированию «современного открытого общества» в противовес «традиционному закрытому».

    В качестве синонимов понятия “модернизация” в политической, социальной, экономической теории можно встретить такие термины как осовременивание, инновационные преобразования, переходное развитие.

    В политической науке выделяются несколько основных типов модернизации: 

    1. Спонтанная и органичная (Европа и Северная Америка) - протекала 
      естественно и органично, начавшись "снизу", с изменения общественного 
      сознания, приведя затем к трансформации социально - экономических и 
      политических отношений - религиозная Реформация, буржуазные революции и промышленный переворот в странах Запада;
  1. Догоняющая и неорганичная в странах "Второго" и "Третьего мира" (часть Европы, Латинская Америка, Азия, Африка), отстающих в социально - экономическом развитии от стран Запада, которая осуществляется путем заимствования у последних преимущественно технических и культурных достижений, распространяемых на "чуждой им почве";
  2. Форсированная - в этом случае ставка делается на ускоренное развитие экономики и экспортного потенциала (30 - 35 лет) при сохранении "узкого характера" внутреннего рынка и преимущественно традиционных  политических отношений (страны Юго - Восточной Азии - Южная Корея, Тайвань, Сингапур и др.);
  3. Частичная - заимствование некоторых элементов цивилизации западного 
    типа (экономических, военных, научно - технических) без глубокого изменения социально - политических отношений, которые сохраняют традиционный характер;
  4. Тупиковая или тоталитарная модернизация – то есть форсированное создание тоталитарным режимом с опорой на внеэкономическое принуждение мощного промышленного, оборонного и научного потенциала в рамках мобилизационной модели экономики, которая оказывается неспособной приспособиться и нормально развиваться в рыночных условиях, порождая глубокий кризис во всех сферах общества (осуществленные в период Сталина индустриализация, коллективизация, ликвидация неграмотности).

    Современные и модернизирующиеся общества эволюционировали на базе огромного разнообразия традиционных, слаборазвитых обществ. В Западной Европе они сформировались на основе федеральных или абсолютистких государств с сильными городскими центрами, в Восточной Европе - из более автократических государств и менее урбанизированных обществ.

    Под собственно же политической модернизацией  в политической науке понимают процесс создания эффективных властных институтов и механизмов, формирование компетентной и эффективной бюрократии европейского типа, расширение участия масс в политике, становление правового государства и гражданского общества. При этом политическая модернизация является составной и неотъемлемой частью общего процесса модернизации – без определенных изменений во властной и политической сфере невозможно обеспечить ускоренное развитие экономики, сферы образования и науки, но, в свою очередь, интенсивное развитие новых экономических отношений и гражданской культуры требует изменения политических институтов. При этом в тех странах, где модернизация осуществлялась в рамках спонтанной и органичной модели (Западная Европа и Северная Америка) экономические и культурные изменения (развитие капиталистических отношений в недрах феодализма и религиозная Реформация) предшествовали политическим (буржуазные революции, слом системы абсолютизма и переход к конституционному правлению). В странах же, где модернизация имела догоняющий, авторитарный либо частичный характер изменения в политике и сфере власти, в сознании правящей элиты предшествовали широкомасштабным экономическим и культурным изменениям.

    Выделим ряд критериев модернизации в  различных сферах общественной жизни:

    • в социальной области - дифференциация и специализация ролевых функций индивидуумов и групп во всех главных институционных сферах разделения функциональных ролей, выполняемых разными индивидуумами в обществе, в особенности разделения между обязанностями в общественном 
      производстве, в политике, в семье, разделение сфер частной и 
      общественной жизни, вытеснение отношений личной зависимости между людьми отношениями их личной независимости, основанной на эквивалентном обмене вещами;
    • в экономике - развитие промышленной системы, связанной с применением технологии, основанной на использовании научного (рационального) знания, появления вторичного (индустрия, торговля) и третичного (услуги) секторов хозяйства, углубления общественного и технического разделения труда, развития рынков товаров, денег и занятости;
    • в политической области - образование централизованных государств, управляемых на основе разумного принципа разделения властей, включения широких масс населения в политический процесс, установления демократии, с сопутствующими ей институтами; формирования осознанных интересов различных общественных групп;
    • в культурной сфере - растущая дифференциация культурных систем и ценностных ориентаций, секуляризация образования и распространение грамотности, многообразие философских и научных течений, религиозный плюрализм, развитие новейших средств распространения и передачи информации, приобщение населения к достижениям культуры.
 

    Одним из «родоначальников» теории модернизации является один из самых влиятельных американских политологов Сэмюэль Хантингтон. В соответствии с его концепцией стимулом для начала модернизации служит некоторая совокупность внутренних и внешних факторов, побуждающих политическую элиту начать реформы. В книге «Столкновение цивилизаций и преобразование мирового порядка» (1996) изложены те взгляды автора на соотношение сил современном мире, которые впервые были представлены им в статье «Столкновение цивилизаций?», опубликованной в 1993 году в журнале «Foreign Affairs». Книга, вышедшая спустя три года, несет в себе целый ряд прогнозов автора, и в первую очередь относительно роста влияния на мировую политику этнических, религиозных, языковых и других различий, основанных на следовании устоявшимся традициям.

    Политическая  модернизация, которую Хантингтон понимает как "демократизацию  политических институтов общества и его политического сознания" обуславливается, на взгляд автора, целым рядом факторов социального характера. Какими бы мотивами не руководствовалась правящая элита, начиная реформы, они почти всегда ведут к вполне детерминированным изменениям. Любые шаги, направленные на социально-экономический прогресс, неизбежно способствуют заимствованию передовых идей.

    Обычно  выделяют два типа модернизации. Первый из них - тип оригинальной, 
спонтанной модернизации, характерен для стран, переживших переход к рациональным общественным структурам в результате постепенного, длительного развития внутренних процессов, через постепенное самопроизвольное накопление предпосылок в тех или иных областях общественной жизни, соединение которых давало качественный толчок (США, 
Англия).

    Второй  тип - вторичная, отраженная модернизация, характерен для стран, по тем или иным причинам отставших в своем развитии и теперь за счет широкого использования опыта передовых государств, пытающихся их догнать по уровню и качеству жизни, то есть это осовременивание вдогонку.

    Основным  фактором вторичной модернизации являются социокультурные контакты 
с уже существующими центрами “универсальной мировой культуры”.

    И в том, и в другом случае успешность модернизации во многом зависела от того, насколько процесс изменений протекал органично, то есть имманентно вписывался в национальные институты, воспринимался обществом или хотя бы значительной его частью как естественный и поддерживался ими. 

     
2    СОДЕРЖАНИЕ И ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ
 
 

Информация о работе Политическая модернизация