Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 10:53, реферат
Составной частью сложного процесса перехода от традиционного общества к современному или индустриальному является политическая модернизация, содержание которой составляют изменения политической системы как неотъемлемой составной части общего системного перехода.
Введение……………………………………………………………………………………….…3
1. Сущность политической модернизации, её критерии и типы………………………..…..4
2. Содержание и основные характеристики политической модернизации…………………8
3. Модернизационный процесс в Украине…………………………………………………..11
Заключение…………………………………………………………………………………..….16
Список использованной литературы ………………………………………
Министерство образования, науки, спорта и молодёжи Украины
Севастопольский национальный технический университет
Факультет Экономики и менеджмента
Кафедра
Учёта и аудита
РЕФЕРАТ НА ТЕМУ: ПОЛИТИЧЕСКАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ
по
дисциплине «Политология»
Севастополь
2011
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
1. Сущность политической модернизации, её критерии и типы………………………..…..4
2. Содержание и основные характеристики политической модернизации…………………8
3. Модернизационный процесс в Украине…………………………………………………..11
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы …………………………………………………………17
ВВЕДЕНИЕ
Составной
частью сложного процесса перехода от
традиционного общества к современному
или индустриальному является политическая
модернизация, содержание которой составляют
изменения политической системы как неотъемлемой
составной части общего системного перехода.
В процессе политической модернизации
происходит как становление новых, так
и эволюция уже существующих политических
институтов, находящихся в сложном динамическом
взаимодействии. При этом объективно необходимо,
с одной стороны, сохранить политическую
стабильность как важное условие
общественного развития в целом и, с другой
стороны, расширять возможности и формы
политического участия различных слоев
населения в происходящих изменениях.
Теория модернизации - одна из современных
парадигм социально-исторического знания.
Исторический
опыт перехода различных стран к индустриальному
обществу свидетельствует, что общая системная
трансформация общества не всегда, особенно
на первых этапах, сопровождается глубокими
сдвигами в области политических институтов.
В мировой науке тема политической модернизации не нова. В западной политической науке теория модернизации первоначально возникла в США, новые стимулы для своего развития получила в 1950-1960 года в связи с освобождением целого ряда государств “третьего мира” от колониального господства и возникшими перед ними трудностями дальнейшего развития. О модернизации писали Ш. Эйзенштадт, Д. Аптер, Э. Шилс, Л. Пай и другие исследователи.
Круг
проблем, связанных с исследованием
переходных обществ посредством
теории модернизации – весьма широк
и разнообразен. Сюда, в частности,
относятся вопросы, касающиеся
источников, характера и
направлений политических изменений
при переходе от традиционного
к современному обществу: от
технологического отставания стран,
где игнорирование политических
свобод являлось повседневной
практикой, до ценностных
ориентаций различных групп населения
и индивидов.
1
СУЩНОСТЬ ПОЛИТИЧЕСКОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ,
ЕЕ КРИТЕРИИ И ТИПЫ
Теория политической модернизации первоначально возникла в конце 50-х годов XX века с целью теоретического обслуживания политики Запада по отношению к развивающимся странам. Её создатели опирались на теоретическое наследие известных исследователей XIX— начала XX века, в частности М. Вебера (выдвинувшего идею развития европейской цивилизации в направлении от традиционного общества к современному на основе рационализации поведения), Ф. Тенниса и Э. Дюркгейма (предложившего концепцию эволюции от обществ с «механической солидарностью» к обществам с «органической солидарностью» на основе разделения труда). В качестве теоретической базы, на которую опирались теоретики модернизации, выступали также основные положения структурно-функционального анализа, представления структурных функционалистов об общественном развитии.
Вырабатывая после второй мировой войны методы защиты своих национальных интересов в “третьем мире”, США встали перед необходимостью осмысления перспектив развития освободившихся стран, передачи им своего опыта и методов, с помощью которых развивающиеся страны могли бы стабилизировать у себя политическую и экономическую ситуацию, осуществить необходимые реформы и преобразования, превратиться в социально и политически стабильные, экономически развитые государства с предсказуемой внутренней и внешней политикой, стать надежными политическими и экономическими партнерами. Однако со временем концепция политической модернизации превратилась в обоснование некой общей модели глобального процесса цивилизации, суть которой в описании характера и направления перехода от традиционного к рациональному обществу в результате научно-технического прогресса, социально-структурных изменений, преобразования нормативных и ценностных систем. Основная периодизация модернизации связана с неравномерностью ее протекания в мировом пространстве и историческом времени, признании независимости общественного развития, наличия долговременного периода в развитии государств.
По самому общему определению, модернизация представляет собой процесс перехода от традиционного общества к индустриальному, основанному на крупном машинном производстве и рациональном управлении общественными процессами с опорой на законы. В теории под модернизацией понимается совокупность процессов индустриализации, секуляризации, урбанизации, становления системы всеобщего образования, представительной политической власти, усиление пространственной и социальной мобильности, ведущие к формированию «современного открытого общества» в противовес «традиционному закрытому».
В
качестве синонимов понятия “
В политической науке выделяются несколько основных типов модернизации:
Современные и модернизирующиеся общества эволюционировали на базе огромного разнообразия традиционных, слаборазвитых обществ. В Западной Европе они сформировались на основе федеральных или абсолютистких государств с сильными городскими центрами, в Восточной Европе - из более автократических государств и менее урбанизированных обществ.
Под собственно же политической модернизацией в политической науке понимают процесс создания эффективных властных институтов и механизмов, формирование компетентной и эффективной бюрократии европейского типа, расширение участия масс в политике, становление правового государства и гражданского общества. При этом политическая модернизация является составной и неотъемлемой частью общего процесса модернизации – без определенных изменений во властной и политической сфере невозможно обеспечить ускоренное развитие экономики, сферы образования и науки, но, в свою очередь, интенсивное развитие новых экономических отношений и гражданской культуры требует изменения политических институтов. При этом в тех странах, где модернизация осуществлялась в рамках спонтанной и органичной модели (Западная Европа и Северная Америка) экономические и культурные изменения (развитие капиталистических отношений в недрах феодализма и религиозная Реформация) предшествовали политическим (буржуазные революции, слом системы абсолютизма и переход к конституционному правлению). В странах же, где модернизация имела догоняющий, авторитарный либо частичный характер изменения в политике и сфере власти, в сознании правящей элиты предшествовали широкомасштабным экономическим и культурным изменениям.
Выделим ряд критериев модернизации в различных сферах общественной жизни:
Одним из «родоначальников» теории модернизации является один из самых влиятельных американских политологов Сэмюэль Хантингтон. В соответствии с его концепцией стимулом для начала модернизации служит некоторая совокупность внутренних и внешних факторов, побуждающих политическую элиту начать реформы. В книге «Столкновение цивилизаций и преобразование мирового порядка» (1996) изложены те взгляды автора на соотношение сил современном мире, которые впервые были представлены им в статье «Столкновение цивилизаций?», опубликованной в 1993 году в журнале «Foreign Affairs». Книга, вышедшая спустя три года, несет в себе целый ряд прогнозов автора, и в первую очередь относительно роста влияния на мировую политику этнических, религиозных, языковых и других различий, основанных на следовании устоявшимся традициям.
Политическая модернизация, которую Хантингтон понимает как "демократизацию политических институтов общества и его политического сознания" обуславливается, на взгляд автора, целым рядом факторов социального характера. Какими бы мотивами не руководствовалась правящая элита, начиная реформы, они почти всегда ведут к вполне детерминированным изменениям. Любые шаги, направленные на социально-экономический прогресс, неизбежно способствуют заимствованию передовых идей.
Обычно
выделяют два типа модернизации. Первый
из них - тип оригинальной,
спонтанной модернизации, характерен
для стран, переживших переход к рациональным
общественным структурам в результате
постепенного, длительного развития внутренних
процессов, через постепенное самопроизвольное
накопление предпосылок в тех или иных
областях общественной жизни, соединение
которых давало качественный толчок (США,
Англия).
Второй тип - вторичная, отраженная модернизация, характерен для стран, по тем или иным причинам отставших в своем развитии и теперь за счет широкого использования опыта передовых государств, пытающихся их догнать по уровню и качеству жизни, то есть это осовременивание вдогонку.
Основным
фактором вторичной модернизации являются
социокультурные контакты
с уже существующими центрами “универсальной
мировой культуры”.
И
в том, и в другом случае успешность
модернизации во многом зависела от того,
насколько процесс изменений протекал
органично, то есть имманентно вписывался
в национальные институты, воспринимался
обществом или хотя бы значительной его
частью как естественный и поддерживался
ими.
2 СОДЕРЖАНИЕ И ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
ПОЛИТИЧЕСКОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ