- Приоритет общегосударственных
законов и норм права;
- Высокая степень идеологизированности
граждан.
Восток:
- Иррациональная природа «власти»
божественное происхождение государства
как института;
- Принцип «Божественного»,
не всем доступного дара;
- Превосходство идеалов коллективизма
«личность - ничто»;
- Харизматическая природа лидерства;
- Приоритет местного права
над общегосударственными законами;
- Низкая степень идеологизированности
граждан.
3. Специфика современной
российской политической культуры
Нынешняя российская политическая
культура характеризуется глубоким
ценностным расколом и конфликтностью.
Внутренняя двойственность, сочетание
свойств индивидуалистической политической
культуры Запада и коллективистской
культуры Востока – одна из важнейших
черт, присущих политической культуре
России на протяжении многих веков. Как
писал известный историк В.О. Ключевский,
«исторически Россия, конечно, не Азия,
но географически не совсем и Европа.
Это переходная страна, посредница
между двумя мирами» Политическая
культура современной России – это
преимущественно подданническая культура.
Она сохраняет такие традиционные
черты, как долготерпимость, покорность
перед власть имущими, низкая самодисциплина
и самоорганизованность, недоверие к государству,
склонность к анархии и вместе с тем жажда
сильной власти, способной обеспечить
порядок, слабое уважение к закону, правам
личности, национальное самобичевание.
Как писал Н.Бердяев, Россия самая не шовинистическая
страна в мире. Русские почти стыдятся,
что они русские, им чужда национальная
гордость и часто, увы, чуждо национальное
достоинство. Подтверждением этих слов
стало то, что русский народ без особых
протестов воспринял отделение национальных
частей Российской империи и СССР, части
своих исторических территорий. Хотя это
можно объяснить не только неразвитостью
национального чувства, но и многовековой
привычкой ждать разъяснений и команды
сверху, которой в данном случае не было.
Для российской политической культуры
традиционно характерны высокая духовность,
терпимость, сострадание, жертвенность,
вера в светлое завтра, отрицание компромиссов
и среднего пути, во многом специфическое
понимание свободы и демократии. В наши
дни в массовом сознании свобода понимается
как отсутствие ограничений, вседозволенность,
демократия же отождествляется, прежде
всего, с прямым формами народного волеизъявления
и преобладанием общего, коллективного
начала над индивидуальным. Специфика
современной ситуации состоит в том, что
в наращивании массового социогуманитарного,
обществоведческого знания и массовой
политической культуры, правящая российская
элита (не смешивать с верховной властью)
объективно не заинтересована. Эти знания
"работают" на формирование структур
гражданского общества, массовой правовой
и политической культуры демократии, что
непосредственно противоречит интересам
правящих элит, т.к. гражданское общество
является наиболее эффективным средством
контроля населения над властвующими
группами, включая механизмы их противоправного
обогащения. Отсюда - очевидные проблемы
с наращиванием качества массового социогуманитарного
образования. Формирование в России многопартийной
политической системы, соответствующей
принципам и нормам международного демократического
сообщества, сталкивается со значительными
трудностями. Назначение подобной системы
- согласование противоречивых интересов
различных социальных слоев и групп общества
на основе политико-правовых процедур.
Суть процесса - выявление соотношения
сил указанных социальных групп и достижение
устойчивого компромисса интересов. Политические
партии аккумулируют интересы тех или
иных слоев и представляют эти интересы
в политическом процессе. Чем более массовым
является участие граждан в работе политических
партий, тем более адекватно партии способны
представлять интересы соответствующих
социальных слоев общества. Это дает основание
характеризовать устойчивые демократические
системы, как "демократию участия".
В России политически активны, в основном,
элитарные группы общества, преуспевшие
в ходе реформ. Они раньше других осознали
собственные социально-экономические
интересы и необходимость их защиты политическими
средствами. В то же время абсолютно большая
часть населения, в силу крайне низкого
уровня политической культуры, самоустранилась
от участия в политико-правовом процессе.
С этой точки зрения Россия является "страной
зрителей", а ее политическая система
- "демократией неучастия". Весьма
низкий уровень массовой политической
культуры характерен и для образованной
части российского общества - интеллигенции.
Носители фундаментальных естественнонаучных
знаний и высоких инженерных технологий,
оказались совершенно беспомощны в период
трансформации экономического уклада.
Они не смогли противопоставить расхищению
национального достояния постсоветскими
элитами какую-либо осмысленную политику.
И, тем не менее, если у России есть будущее,
оно в решающей степени будет определяться
той социально-политической позицией,
какую осознанно займет российская интеллигенция.
Список использованной литературы
1. Политология. Высшее
образование/ Пугачев В.П. –
М.: «СЛОВО»; ООО «Издательство
Эксмо», 2004
2. Перевалов В.Д., д.ю.н., проф.
Политология: Учебник для вузов. – М.: Издательство
НОРМА, 2002
3. Политология. Курс лекций:
Учебное пособие для вузов.
– М.: Издательство «Экзамен», 2005
4. К. Завершинский «Политическая
культура общества: фантом или реальность?»
Журнал «Управленческое консультирование»
- www.dialogvn.ru/uk/1999/n02/s99
5. Никулин Н.Л. Интернет-портал
интеллектуальной молодежи –
www.ipim.ru/discussion/
6. Рябев В.В. (кафедра истории
и социологии, МГТУ) – www.mstu.ru/publish/conf/
7. Сергей Магарил. Журнал
«Русский Глобус». - www.russian-globe.com/