Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 13:33, контрольная работа
Политическая культура как особое, связанное с духовной жизнью людей, их ценностями, нравами и традициями политическое явление имеет длительную историю. Термин «политическая культура» появился в XVIII в. Его ввел в научный оборот впервые немецкий историк-просветитель И.Гендер. Концепция политической культуры появилась же сравнительно недавно – в первой половине 60-х гг. XX в. Благодаря крупным международным исследованиям, проведенным американскими политологами Г. Алмондом, С. Вербой, Л. Паем и др. Результаты этих исследований отразились в книге Алмонда и Вербы «Гражданская культура». В этой книге были заложены первые камни в теорию политической культуры.
1. Сущность, структура и функции политической культуры………………….3
2. Типологии политической культуры…………………………………………..8
3. Специфика современной российской политической культуры....................12
Список использованной литературы……………………
Министерство образования и науки РФ
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Университет при правительстве РФ
Филиал в г. Курске
Контрольная работа по дисциплине
«Политология»
Тема: Политическая культура
Выполнила:
Специальность: экономика труда
Группа:
№ зачетной книжки:
Преподаватель:
Курск - 2013.
Содержание
1. Сущность, структура и
функции политической культуры…
2. Типологии политической культуры…………………………………………..8
3. Специфика современной
российской политической
Список использованной литературы…………………………………………...
1. Сущность, структура и функции политической культуры
Политическая культура как особое, связанное с духовной жизнью людей, их ценностями, нравами и традициями политическое явление имеет длительную историю. Термин «политическая культура» появился в XVIII в. Его ввел в научный оборот впервые немецкий историк-просветитель И.Гендер. Концепция политической культуры появилась же сравнительно недавно – в первой половине 60-х гг. XX в. Благодаря крупным международным исследованиям, проведенным американскими политологами Г. Алмондом, С. Вербой, Л. Паем и др. Результаты этих исследований отразились в книге Алмонда и Вербы «Гражданская культура». В этой книге были заложены первые камни в теорию политической культуры.
Что же представляет собой политическая культура?
В современной политологической
и политико-социологической
Иными словами можно сказать это понятие раскрывает, что знают граждане о своем государстве и его политических институтах, как они это воспринимают, осмысливают и ощущают и как они ведут себя по отношению к этому. Предметом изучения в теории политической культуры являются ценности отдельной человеческой общности, локальные мифологические системы, символы и стереотипы, менталитет. Концепции политической культуры являются своеобразным инструментом для более глубокого исследования мотивации граждан как субъектов политической реальности. В данном ключе наиболее полно раскрываются причины тех политических конфликтов, возникновение которых нельзя объяснить рационально.
Выделим следующие политические ценности:
1) Прошлый политический
опыт, который выражается в
2) Знания о таких политических явлениях, как права и свободы, равенство и справедливость;
3) Политические традиции
и нормы, появившиеся в ходе
исторического развития, на которые
ориентируются участники
4) Политические символы
и памятники политической
Ценности играют роль ориентира и мотивации в политической культуре. Можно предложить следующую трактовку структурных элементов политической культуры (помимо политических ценностей): Современные политические знания (теории, концепции, идеи) – могут основываться на политических ценностях прошлого, могут быть добыты при помощи других современных отраслей знания. В своей совокупности они представляют науку политологию. Политическое мышление выступает как форма и способ существования политических знаний. Благодаря политическому мышлению знания выстраиваются в систему. Политические идеалы и убеждения базируются на знаниях и политических ценностях, нормах, традициях. Политические чувства (эмоции) – отражают психологические особенности восприятия политических явлений индивидом, социальной группой, классом, обществом. Чувства «очеловечивают» политику, придают политической культуре нравственно-эмоциональное значение. Политические средства и способы практической реализации политической культуры – переговоры, консультации, собрания, выборы, компромиссы и т.д.
Политической культуре свойственны определенные функции. Рассмотрим, какие функции выполняет политическая культура по отношению к индивидам:
- идентификационная. Человек
имеет потребность
- ориентационная и адаптивная.
Политическая культура
- интеграционная. Обеспечивая
усвоение гражданами единых
- коммуникативная. Содержащиеся
в политической культуре
- социализационная. Политическая социализация обеспечивает преемственность поколений, целостность политической жизни.
Политические культуры представляют собой сложные, внутренне неоднородные системы, включающие подсистемы политических ориентаций, отличающиеся от политической культуры общества в целом. В современной политологии они обозначаются термином политическая субкультура. Одно из наиболее распространенных определений этого понятия принадлежит У. Розенбауму. Политическая субкультура, считает он, есть существующая в рамках политической системы совокупность индивидов, чьи политические ориентации заметно отличаются от ориентаций значительного большинства в рамках данной культуры или, по крайней мере, от доминирующих в обществе культурных ориентаций.
Субкультуры – это разнообразные группы, среди которых можно выделить: национальные (этнические меньшинства), социальные (классы, слои), религиозные (христиане, исламисты, буддисты), демографические (молодежь, люди среднего и пожилого возраста), региональные (жители Юга, Севера, столицы) и т.д. В современной России имеются политические субкультуры у части национальных меньшинств, у жителей столицы, регионов Севера, Сибири и т.д.
2. Типологии политической культуры
Существуют различные типологии политической культуры, предлагаемые различными авторами. Классическая классификация политической культуры была предложена Г. Алмондом и С. Вербой в их работе «Гражданская культура». Они выделяют три типа политических культур:
1. Патриархальная – для нее характерны индифферентность по отношению к политике, переплетенность религиозных, экономических и политических представлений, низкая политическая компетентность и активность (отсутствие интереса граждан к политической жизни);
2. Подданническая – ее
особенностью является
3. Активистская (культура
участия) – ей присущи высокий
интерес граждан к политике, их
хорошая информированность,
Авторы подчеркивали, что на практике данные типы политической культуры взаимодействуют между собой, образуя смешанные формы с преобладанием тех или иных элементов. Оптимальной с точки зрения обеспечения стабильности политического режима является гражданская культура, которая является как бы синтезом подданнической и активистской культур. Применительно к России даже стандартная классификация политических культур точно и достоверно не ответит нам на вопрос, к какой же принадлежит наша страна. Тем не менее, Россия имеет свою политическую культуру – литературную. Творческая интеллигенция и интеллектуалы страны встали на сторону критики власти: Радищев, указавший в своем "Путешествии из Петербурга в Москву" на социальные неурядицы в России; Пушкин, Булгаков и много много кто еще. Россия по данной классификации относится скорее к подданническому типу, а США – к активистскому. Яркий пример для сравнения – президентские выборы в нашей стране и в Америке. На всем протяжении предвыборной гонки в США не стихала борьба между основными конкурентами. В блоках наших новостей большую часть эфирного времени занимали репортажи о том, как кандидаты на президентское кресло борются за своих американских избирателей. Идя на выборы, американцы искренне верят в силу своего голоса, что тем самым они вносят свой личный вклад в будущее своей страны. Наши «выборы» - показатель низкой политической активности российских граждан, неверия в силу своего голоса. Рассмотрим типологию политических культур по У. Розенбауму. В зависимости от степени политического консенсуса общества, принятия гражданами основополагающих политических ценностей и образцов поведения, политическая культура делится на фрагментированную и интеграционную.
- Фрагментированная – характеризуется неоднородностью и конфликтностью субкультур, отсутствием доверия между субъектами политики, высокой степенью использования насилия.
- Интеграционная – отличается высокой степенью доверия между субъектами политики, доминированием общепринятых ценностей и конвенциальных форм поведения.
Политические культуры реальных стран обычно занимают промежуточное положение между этими двумя полюсами и в большей или меньшей степени тяготеют к одному из них. Э.Баталов предложил различать политическую культуру по следующим типам:
- Рыночная. Здесь политика
понимается людьми как
- Этатистская. Демонстрирует главенствующую роль государственных институтов в организации политической жизни и определении условий политического участия индивида.
Г. Алмонд и С. Верба разработали еще одну классификацию политической культуры. В ней выделяется четыре типа:
1. Континентально-европейская – отличается высокой степенью политизированности, идеологической полярностью и мотихтским восприятием мира политики (борьба добра и зла). ФРГ – партийная система «2+1 партий», Италия – «5 партий»;
2. Англо-американская – менее политизирована, как правило, идеологической полярности нет. Разногласия возникают по тактическим приемам достижения целей.
Важнейшими показателями
качества политической культуры здесь
выступают ее светская направленность,
практичность, однородность и центризм
(уход от крайностей в решении социально-
3. Смешанная – является результатом синтеза разных типов политических культур. Например, в страны с традиционной политической культурой вторгаются элементы англо-американской: в африканских странах титул племенного вождя заменяется титулом президента, но суть остается прежней.
4. Тоталитарная – относится к «вымершим» историческим типам. К данному типу можно отнести политическую культуру СССР 1930-1950-х гг. (время классического тоталитаризма).
Проведем сравнительный анализ политических культур Запада и Востока.
Различия между этими культурами Запада и Востока
Запад :
- Рациональная природа власти, происхождения государства, основанная на превосходстве человека над человеком;
- Принцип равенства перед законом;
- Превосходство идеалов индивидуальной свободы «личность-все!»;
- Легально-рациональная природа лидерства;