Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 00:26, контрольная работа
Изучение политического сознания вплотную подводит нас к более широкой проблеме – политической культуре. Эта категория обобщенно характеризует политику как особую, самостоятельную сферу общественной деятельности с ее качественной стороной. Политическая культура синтезирует в себе политическое сознание, деятельность и поведение людей в сфере властных отношений и управления общественными делами. Ныне стал общепринятым тезис о цивилизованности общества. Так вот одним из главных критериев цивилизованности выступает уровень политической культуры в данном обществе, в конкретной стране.
Введение 3
1) Понятие политической культуры 4
2) Политическая субкультура 6
3) Политическая контркультура 8
4) Типология политической культуры 9
5) Литература 10
Особенности политической
субкультуры обусловлены
Значительной спецификой отличается молодежная субкультура. К. Манхейм писал, что основная функция молодежи состоит в том, что она своего рода резерв, выступающий на переднем плане, для приспособления к быстро меняющимся или качественно новым обстоятельствам. Молодежь ни прогрессивна, ни консервативна по своей природе, она – потенция, готовая к любому начинанию. Поведение молодежи является в определенной мере «распредмеченным» слепком с конкретного общества.
Становление современной молодежи сопровождается:
§ усилением состояния тревоги, связанной с ухудшением социального положения и падением уровня и качества жизни;
§ утратой привычной среды и благоприятного социума, необходимых для скорейшего выхода из кризиса. Утратой старых стереотипов, привычных форм взаимодействия со средой. Так, 82% опрошенных на первое место в жизненных приоритетах ставят карьеру. 50% молодых людей не видят правовых путей достижения лучшего будущего. При этом 42% - не хотят в будущем трудиться ;
§ преобладанием «дорыночного» менталитета, отвергающего самостоятельность, предприимчивость.;
§ процессом маргинализации молодежи, что вызывает такие негативные явления, как пьянство, наркомания;
§ актуализацией социокультурной антитезы «мы» - «они», что в силу специфики возраста приводит к бескомпромиссности и однозначности в восприятии действительности.
Отсюда для молодежной субкультуры характерно преобладание нонконформизма, радикализма, культа силы, что дезориентирует молодежь и приводит к растерянности, пессимизму и способствует росту агрессивности, экстремизма, шовинизма, криминальности , в то время как для представителей старших поколений наибольшими ценностями является стабильность, традиции, опыт, материальный достаток и обеспечение.
В конкретных странах
и государствах наибольшим политическим
влиянием могут обладать самые разные
субкультуры (например, религиозные
субкультуры в Северной Ирландии
и Ливане или этнические в Азербайджане).
3) Политическая контркультура
« Контркультура » определяется как форма организации культурных различий, построенная на их открытом противопоставлении. Контркультура – это стратегия политической борьбы, смысл которой состоит в том, чтобы поставить под сомнение символический порядок, поддерживающий функционирование социальной системы. Ее использование каким-либо движением возможно тогда, когда выполняются два условия. Во-первых, с точки зрения участников этого движения, не должно оставаться возможности достичь желательных социальных изменений, пользуясь институциональными средствами, существующими внутри данной системы. Во-вторых, то, что другие люди продолжают поддерживать неэффективную и порочную социальную организацию, даже разделяя те же идеалы, что и активисты, должно определяться не как следствие их недостаточного интеллекта или скрытых интересов (то есть индивидуальных пороков), а как результат их принадлежности к другой (суб) культуре .
Контркультура как форма политического действия появляется тогда, когда сами понятия «политики» и « культуры », а также представление о том, что за разницей в политическом поведении стоят именно культурные различия, а не, скажем, генетические, получают широкое распространение. Первые примеры применения этой стратегии датируются концом XVIII – началом XIX веков. Их носителем были европейские националистических движения, переживавшие свой расцвет в эпоху романтизма (Anderson, 1983; Gellner, 1983). Именно благодаря широкому распространению основного тезиса националистической идеологии, гласящего, что границы политических систем должны совпадать с границами культур , а их свойства определяться свойствами этих культур , возникает символическая стратегия, подрывающая легитимность политической системы с помощью указания на неаутентичность ее культурных оснований.
Первые контркультуры
были этническими и обосновывали, главным
образом, права народов, входивших в состав
многонациональных империй, на политическую
автономию. Эра подлинного расцвета контркультур
наступила уже после второй мировой войны,
когда произошло окончательное падение
колониальной системы и возникли сразу
десятки государств, названных странами
Третьего мира, а в западных обществах
развернулись Новые социальные движения.
В немалой степени падение колониальных
режимов и было результатом развития политических
контркультур . Пример движения,
возглавляемого Ганди, – самый известный,
но далеко не единственный. В целом этничность
в современных обществах сама по себе
приобретает характер контркультуры .
Этим объясняется то, что предложенное
выше определение контркультуры
воспроизводит определение Фредериком
Бартом этничности как «социальной организации
культурных различий» (Barth, 1969).
4) Типология политической культуры
Развитие политической культуры неотделимо от ее формирования в условиях конкретных национальных государств. В масштабах современного мира выделяют политические культуры в зависимости от их национальных особенностей – французскую, испанскую, румынскую, украинскую – которые складываются под влиянием исторического пути развития народа, специфики национального характера, развития национальной государственности. Общие типологии в политической науке были созданы на основе сравнения не отдельных признаков политической культуры, а качественных характеристик системного плана. Среди таких классификаций наиболее широкое распространение получила типология политической культуры Алмонда и Вербы, в соответствии с которой можно выделить три «чистых» типа политической культуры:
Патриархальный тип политической культуры, который свойственен обществу с несформированной политической системой, где отсутствуют специализированные политические роли и интерес граждан к политике, их политические ориентации неотделимы от религиозных или социальных. Общество с такой культурой отличает аполитичность, безразличие, апатия к государственным делам и нацеленность почти исключительно на дела общины, семьи. Исторически патриархальная культура рассматривается как тип характерный для доиндустриального общества.
Подданнический тип политической культуры (культура подчинения, повиновения) характеризуется пассивным отношением к политической системе, человек в этой системе уважает авторитет правительства, и пассивен в политической жизни. Система государственной власти имеет отлаженный механизм установки норм, ценностей, выдачи директив, которым все обязаны подчиняться под страхом наказания, лишения благ. В таком обществе доминируют связи типа «сверху – вниз». Подданнический тип политической культуры рассматривается как тип, свойственный периоду феодализма или индустриальному тоталитарному обществу.
Активистский тип политической культуры (культура участия) характеризуется наличием опосредованных связей общества и государства, индивиды этой системы сориентированная на активную роль, независимо от позитивного или негативного отношения к ее элементам или к системе в целом. Этот тип культуры соответствует постиндустриальному демократическому обществу.
Поскольку любая типология является условной и чистые типы политической культуры существуют лишь в теории,а реальность представлена смешанными типами политической культуры: подданническо-активистский, патриархально-подданнический и т.д. Оптимальный вариант смешанного типа политической культуры называется «гражданской культурой», которая в своей основе содержит активистский тип, дополненный определенными элементами патриархальной и подданнической культуры.
Одной из достаточно распространенных типологией политической культуры является типология, в основе которой лежит степень согласованности между членами общества относительно основополагающих политических ценностей, правил поведения. Согласно этой типологии, разработанной У.Розенбаумом, существуют два полярных типа политической культуры: фрагментарная и интегрированная.Для фрагментарной характерно отсутствие согласия относительно политического устройства страны, преобладание местных политических лояльностей над национальными, отсутствие общепринятых процедур улаживания социальных конфликтов, а также доверия между отдельными группами общества, нестабильность правительства. Интегрированная политическая культура характеризуется непротиворечивостью политических идентификаций, низким уровнем политического насилия, преобладанием гражданских процедур в улаживании конфликтов, доверием в политических отношениях социальных групп, лояльностью по отношению к существующему режиму. Интегрированная политическая культура поддерживается высоким уровнем образования и общего материального благосостояния.
В
целом же следует
заметить, что уровень
политической культуры
зависит в первую
очередь от уровня
общей культуры, условий
и качества образования,
воспитания, образа
жизни, силы внутренних
мотивов, уровня развития
общества. Типология
политической культуры
не является чем-то неизменным,
хотя в общем, она рассматривается
как консервативный
элемент общественной
структуры, тем не менее
иногда она меняется
сравнительно быстро,
но в любом случае она
развивается и меняется
вовзаимодействии с
существующими политическими
институтами, традициями,
отношениями собственности
и власти, она не может
одномоментно оторваться
от своей почвы, от уровня
общекультурного развития
народа. Политическая
культура – это продукт
особых исторических
условий, социально-экономического
и духовного развития
нации, группы, индивидов,
общества в целом.
Литература
1) Политология: Энциклопедический словарь. — М., 1993. — С. 265—266
2) Кейзеров Н. М. Политическая и правовая культура. — М., 1983
3) Фарукшин М. X. Политическая культура общества// Социально-политические науки. — 1991, — №4.
4) Политология. Курс лекций: Учебное пособие.— М., 1993. — С. 94
5) .: Фарукшин М. X. Политическая культура общества// Социально-политические науки,— 1991. — № 4
6) http://all-politologija.ru/ru/