Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 00:26, контрольная работа
Изучение политического сознания вплотную подводит нас к более широкой проблеме – политической культуре. Эта категория обобщенно характеризует политику как особую, самостоятельную сферу общественной деятельности с ее качественной стороной. Политическая культура синтезирует в себе политическое сознание, деятельность и поведение людей в сфере властных отношений и управления общественными делами. Ныне стал общепринятым тезис о цивилизованности общества. Так вот одним из главных критериев цивилизованности выступает уровень политической культуры в данном обществе, в конкретной стране.
Введение 3
1) Понятие политической культуры 4
2) Политическая субкультура 6
3) Политическая контркультура 8
4) Типология политической культуры 9
5) Литература 10
Министерство образования Республики Беларусь
УО
«Витебский государственный
технологический университет»
Контрольная работа
по
предмету политология
«
Политическая культура»
Выполнила студентка
группы ЗФк_22
Новикова Е.В.
№
зачетки 07134
Витебск
2012
Содержание :
Введение
1)
Понятие политической
культуры
2)
Политическая субкультура
3)
Политическая контркультура
4)
Типология политической
культуры
5)
Литература
Введение
Изучение
политического сознания вплотную подводит
нас к более широкой проблеме
– политической культуре. Эта категория
обобщенно характеризует
Политическая
культура – часть человеческой культуры
в целом. Поэтому ее изучение ограничено
объяснением только тех культурных
явления, которые формируются и
функционируют прежде всего в
политических сообществах, как компоненты
политической реальности.
1) Понятие политической культуры
Политическая
культура начала формироваться вместе
с возникновением политической жизни,
политики. С этого момента началось
и ее изучение. Значительное внимание
проблемам политической культуры, в
частности, уделили уже мыслители
Древнего мира. Однако, термин «политическая
культура» появился значительно
позже. В научный оборот он был
введен в XVIII века видным немецким философом
И. Гердером. Позднее это понятие
широко стали использовать многие мыслители,
представляющие самые разные направления
социально-политической мысли. В настоящее
время, как отмечается в научной,
учебной, учебно-методической литературе,
имеется 3—4 десятка определений
этого понятия. Анализ этих определений
дан в ряде опубликованных работ.
Например, М. X. Фарукшин дает критический
анализ определений понятия «
В научной литературе политическая культура чаще всего определяется как совокупность ориентации, ценностей, верований, установок. Первыми такое определение политической культуры дали американские социологи Г. Алмоиди, С. Верба. Они «определили политическую культуру как совокупность психологических ориентации людей по отношению к. политическим объектам. По их мнению, политическая культура нации есть особое распределение образцов ориентации в отношении политических объектов среди представителей данной нации» (Там же. ). Подобные определения дают и некоторые отечественные исследователи. «Особенность политической культуры заключается в том, — пишет, например, К. С. Гаджиев, — что она представляет собой не политику или политический процесс в их реальном воплощении, а комплекс представлений той или иной национальной или социально-политической общности о мире политики, всей политической жизни, законах и правилах их функционирования» (Политология. Курс лекций: Учебное пособие.— М., 1993. ).
Указанное определение
политической культуры, как справедливо
отмечает М. -X. Фарукшин, не является единственным.
Английские политологи Р. Карр и М. Бернстейн
определили политическую культуру «как»
установочную и поведенческую матрицу,
в пределах которой расположена
политическая система», как «способ
политического поведения
Вместе с тем высказана и третья точка зрения. В частности, Р. Такер «наряду с элементами сознания в содержание культуры включает и «признанные образцы поведения» (Там же).
С какой из указанных точек зрения следует согласиться? Для ответа па этот вопрос необходимо обратиться к реальной действительности. Эта действительность свидетельствует, что, с одной стороны, представления о политической жизни, политике, политической власти, политических организациях и институтах люди получают в процессе политической деятельности политического поведения. Знания, полученные ими в ходе этой деятельности и проверенные на практике, превращаются в убеждения, в определенные системы политических ценностей. В ходе этой деятельности у людей формируется тот или иной взгляд на политический мир. С другой стороны, реальная действительность свидетельствует, что политической деятельностью как отдельные люди, так и их различные общности занимаются, руководствуясь имеющимися у них представлениями, знаниями, убеждениями, ценностными ориентациями. На основе имеющихся представлений, знаний люди формируют те пли иные образцы поведения.
Таким образом, реальная действительность убедительно свидетельствует, что политическую культуру, как и любой другой вид культуры, нельзя представлять ни как только совокупность элементов создания, ни как только «способ политического поведения». Поэтому надо согласиться с авторами, которые придерживаются третьей точки зрения. «Любая культура, — достаточно аргументированно отмечает М. X. Фарукшин, — есть органическое единство элементов сознания и реального поведения. Политическая культура представляет собой качественную характеристику всей политической жизни, поэтому ее (культуру) нельзя сводить) к отдельным, хотя и очень важным явлениям этой сферы общественной жизни...» (Там же. ). Эту точку зрения обосновывают в своих работах также Е. М. Бабосов, Г. А. Белов, Н. М. Кейзеров и другие ученые (см. например: Кейзеров Н. М. Политическая и правовая культура. — М., 1983).
Политическая
культура — это, с одной стороны,
созданный и накопленный
Способом существования
политической культуры является поведение.
«По воплощенная в поведении
культура есть еще и отношение
к аналогичным воплощениям
Политическая
культура — явление развивающееся.
Она развивается вместе со своими
носителями — различными социальными
общностями.
2) Политические субкультуры
Политические субкультуры
Политические культуры представляют собой сложные, внутренне неоднородные системы, включающие подсистемы политических ориентации, отличающиеся от политической культуры общества в целом. В современной политологии они обозначаются термином политическая субкультура. Одно из наиболее распространенных определений этого понятия принадлежит У. Розенбауму. Политическая субкультура - совокупность политических ориентаций заметно отличающихся от ориентации значительного большинства в рамках данной культуры или, по крайней мере, от доминирующих в обществе культурных ориентаций.
В отечественной политологической литературе субкультура рассматривается как совокупность политических ориентаций, значительно отличающихся от ориентаций, доминирующих в обществе. Речь идет об особенностях политических культур различных социально-демографических и профессиональных групп.
Г. Алмонд подразделяет субкультуры на вертикальные - субкультуры «масс» и «элит» и горизонтальные - религиозные, региональные, этнические. Вычленение горизонтальных политических субкультур может осуществляться по разным основаниям: социально-экономическим, классовым, национально-этническим, религиозным, демографическим и другим.
Региональные субкультуры обусловлены такими различиями между отдельными регионами страны, как климат, наличие определенных ресурсов и т. п. Это, в свою очередь, порождает экономические различия, влияющие на образ жизни людей, общий уровень культуры, а, следовательно, и на их политико-культурный уровень.
На политическую культуру региона существенное воздействие оказывают такие факторы, как экономическая специализация данного региона, его место в общей системе разделения труда. Так, аграрные регионы, по опыту России, в политическом отношении более консервативны, чем промышленные. Они проявляют более низкий уровень политической активности, то есть ограничиваются участием в выборах. Но степень их участия в выборах гораздо выше, нежели в других регионах. В некоторых промышленных регионах население предпочитает высокоактивные протестные формы участия — демонстрации, забастовки и т. п., иногда социально неприемлемые.
Центральные регионы по уровню развития политической культуры отличаются от периферийных степенью политической сознательности и активности. Регионы, имеющие возможность обеспечить за счет находящихся у них ресурсов определенный уровень экономического и социального благосостояния, характеризуются непротиворечивой политической культурой, лояльностью по отношению к существующему режиму, стремлением к политической самостоятельности (Центральное Черноземье) .
Социоэкономические субкультуры обусловлены существованием в обществе различных групп (социальных слоев, классов), имеющих различный экономический статус, а, следовательно, и различия в образе жизни, в интересах, играющих особо важную политическую роль.
Так, для предпринимательского слоя наиболее актуальными политическими ценностями являются экономическая свобода, стабильность, контроль над государством со стороны гражданского общества, участие в принятии решений. То есть то, что составляет непосредственные политические условия активности предпринимателя. Представители данной субкультуры применяют различные способы и методы воздействия на власть, отдавая предпочтение активным формам воздействия, таким как широкое использование средств массовой информации, лоббирование правительственных структур, создание политических партий, претендующих на участие во власти.
Этнолингвистические субкультуры связаны с языковыми, этническими особенностями соответствующих социальных групп. На политическую культуру этих групп определяющее воздействие оказывают такие факторы, как этническое самосознание и национальный характер. Политические ценности, предпочтения и установки, как правило, вторичны по отношению к этническим факторам.
Религиозные субкультуры возникают в том случае, когда религия является основным всепроникающим элементом общей культуры определенной группы людей. Исламский фундаментализм, например, это не столько религиозная, сколько политическая идеология.
Некоторые особенности свойственны политической субкультуре женщин. В литературе отмечается, в частности такое распространенное явление, характеризующее эту субкультуру в странах Запада, как склонность к поддержке партий и организаций консервативного направления, что обусловливается рядом факторов, как-то: узость социальных контактов женщин, меньшая по сравнению с мужчинами вовлеченность в общественные движения.
Возрастные субкультуры отражают различные системы политических ценностей у представителей разных поколений. Данные субкультуры существуют в основном в транзитивных обществах. Старшие поколения, политическая культура которых сложилась в условиях отжившей политической реальности, имеют политические взгляды, отличные от системы политических установок молодежи. Однако возрастные отличия оказывают относительно меньшее воздействие на политическую культуру людей в стабильных системах.