Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 15:42, реферат
Политическая культура - составная часть общей культуры человечества. Политическая культура относится к такому явлению духовной жизни народа, которое оказывает существенное влияние на самые разные стороны его политической жизни и на основании, которого можно судить об уровне политической зрелости общества. Политическая культура формируется десятилетиями и даже столетиями.
Введение
1. Понятие политической культуры
2. Политическая культура современной России
3. Характерные особенности Российской политической культуры
Заключение
Список использованных источников
буржуазная и т.д. Своя субкультура присуща каждой социальной группе: молодежи и пенсионерам, предпринимателям и маргиналам, рабочим и интеллигенции.
Особо следует отметить то обстоятельство, что в России политическая культура носит фрагментный характер – различные группы общества вырабатывают разные модели культурного развития. Существует четыре основных типа:
1) связанный с природно-географическими различиями регионов России, которые порождают экономические различия;
2) связанный с языковыми и этническими особенностями;
3) социально-экономическая
субкультура, связанная с
4) религиозная
субкультура, возникающая в
Однако особенность современного этапа развития политической культуры российского общества состоит не столько в разнообразии субкультур, сколько в том, что значительное их число охвачено скрытой или явной борьбой, находится в конфронтации друг с другом. Основными линиями конфликтов выступают демократизм/авторитаризм, социализм/капитализм, централизм/регионализм, глобализм/изоляционизм, анархизм/этатизм и т.д. Многообразие таких линий свидетельствует об отсутствии политического базового консенсуса, общенационального согласия, в конечном итоге о болезненном разладе между различными социальными группами, ставящими под сомнение успешность реформирования общества, социальную и политическую стабильность в нем.
Особенностями
политической культуры современного российского
общества являются:
1) отсутствие устойчивой традиции участия основной массы населения в политической жизни;
2) политическая инфантильность значительной части населения, доверчивость;
3) беззаконие и произвол властей в центре и на местах при проведении политических акций;
4) слабость
политических партий и
5) раскол общества на два враждебных лагеря, два типа сознания и политической культуры;
6) неприятие западных традиций.
Таким
образом, политическая культура современного
российского общества находится
в состоянии своего становления,
испытывая серьезное
3. Характерные особенности Российской политической культуры.
Характерными особенностями российской политической культуры на современном этапе можно считать следующие:
● ведущая доминирующая роль ценностей коммунитаризма;
● внутренний
раскол политической культуры, выражающийся,
в частности, в преобладании ценностей
патриархально-
● персонализированное восприятие власти;
● недопонимание, недооценка роли представительных органов власти;
● тяготение к исполнительским функциям с ограниченной индивидуальной ответственностью;
● непопулярность контроля за властями в сочетании со слабым уважением к закону и др.
Например, развал политического центра в России всегда ведет к «смуте» в обществе и к краху государственного устройства, что видно четко из истории России: начало XVII в., 1917г., 1991г. Восстановление же власти является основной предпосылкой для преодоления кризиса (выбор на царство Михаила Романова в 1613г., победа большевиков в гражданской войне 1918-1921гг., победа Ельцина в событиях сентября- октября 1993г.)
Лишь
при наличии сильной власти можно
говорить о стабильности Российского
государства и общества. Политическим
достижением московских князей
специалисты считают их отказ
от принцип наследования верховной
власти, практиковавшегося в Киевской
Руси. Здесь властью располагал
не тот или иной князь, а весь княжеский
род. Этот коллективистский принцип господства
(и наследования) не позволял создать
сильное государство. Большевистская
диктатура, в сущности, соединила
принцип вождизма с самодержавной традицией.
Все попытки свести «коллективное руководство»
оканчивались полной неудачей. Лишь имея во главе неограниченного правителя, советская политическая система обретала высокую эффективность. Но в отличие от самодержавной системы, коммунистической не удалось создать механизма передачи власти.
В политической культуре России центральную роль играют личности, люди, а не институты. Власть олицетворяется одним человеком. В этом одна из основ стабильности русской политической культуры. Особый характер русской культуры был во многом предопределен расколом отечественной культуры, последовавшим в результате преобразований, предпринятых Петром 1, когда он решил «переломить все через коленку» и ввести Россию в «европейский дом». То была попытка изменить сам менталитет, то есть изменить нацию.
Важнейшим событием стал и раскол на две основные субкультуры: петровские преобразования раскололи Московскую Русь на два мира, на два типа «цивилизаций субкультур. Факт этого раскола, его значение до некоторой степени были осознаны русской политической мыслью еще в XIX веке. Раскол общества на две основные субкультуры: «склад» русской жизни крестьянства и «склад» русской жизни, включавший в себя европеизированные «верхи» России - аристократию, чиновничество, дворянство и некоторые другие социальные группы, есть нечто характерное лишь для России. Своеобразие этого раскола стало одним из основных мотивов русской политической мысли.
До
сегодняшнего дня политическая культура
России характеризуется глубиной
раскола на две субкультуры.
По мнению одного из современных
российских политологов, «различия субкультур
подчас настолько разительны, пропасть
между ними настолько велика,
что у некоторых наблюдателей
может создать впечатление, будто в России
сосуществуют две нации, не объединенные
почти ничем, кроме общего языка и территории».
Заключение.
Можно сделать вывод, рассматривая современную российскую политическую культуру в динамике, что современное состояние политической культуры России не дает оснований отнести ее к числу либерально демократических, скорее причислить ее можно к разряду авторитарно – коллективистских политических культур. Государство неизменно занимает в общественной жизни россиянина доминирующее положение. На протяжении многих веков не государство естественным путем вырастало из гражданского общества, а общество развивалось под жестоким патронажем государства, которое всегда было мотором общественного развития. Политическая культура в России крайне гетерогенна, политические субкультуры с совершенно различными, если не диаметрально противоположными ценностными ориентациями, отношения между которыми складываются конфронтационное, а подчас и антагонистично.
В заключение данной работы можно сделать следующие выводы:
1.Политическая культура - это способность разрешить конфликт на путях синтеза свободы и демократии.
2.Российская
политическая культура характеризуется
резким дисбалансом современных
и традиционных ориентаций, что является
следствием попытки силовой, революционной
замены традиционных коллективистских
ценностей на ценности либерально-
3. Неспособность
власти решать задачи, основываясь
на принципах справедливости,
стала причиной деполитизации
масс. Тенденция преобладания ценностей
неучастия и пассивности
становится все более угрожающе
стабильной. Отсутствие интереса
к политике у всех слоев населения
независимо от уровня образования напоминает
доперестроечное время и ярко контрастирует
с состоянием политической эйфории
и несбывшимися
надеждами на быстрое формирование демократических институтов, господствовавшими в обществе вначале 1990-х г.
4.Политическая культура все в большей мере определяется непредсказуемостью политического поведения граждан. Политическую культуру России характеризуют антагонистическое сосуществование таких культур, как западнической и почвеннической, радикальной и патриархально-консервативной, анархической и этатистской, «демократической» и «коммунно-патриотической», что и является одной из причин отсутствия базового консенсуса и национального согласия.
5. Характерные
черты российской политической культуры:
ведущая доминирующая роль ценностей
коммунитаризма, внутренний раскол политической
культуры, недопонимание, недооценка роли
представительных органов власти, тяготение
к исполнительским функциям с ограниченной
индивидуальной ответственностью,
непопулярность контроля за
властями в сочетании со слабым уважением
к закону и др.
Список использованных источников:
1. Дробышевский В.С., Смирнова Л.А. Политология: Учебное пособие.- М.: ИНФРА-М, Новосибирск: «Сибирское соглашение», 1999. С.128.
2. Курс: Политология. Юнита 3. Политический процесс и мировая политика. Современный Гуманитарный Университет.- Москва,2001. С.5-15.
3. Курс: Политология. Юнита 3. Политический процесс и мировая политика.// Современный Гуманитарный Университет.-Москва, 2003г. С.8-45.
4.Л.Н. Арутюнян. Политическая культура: процессы формирования и изменения (о некоторых гипотетических основаниях одной теоретической модели) Образы власти в политической культуре России. Под ред. Е.Б. Шестопал. М.: МОНФ, 2000. С.58-94.
5. Мухаев Р.Т. Политология: учебник.- М.: « Издательство ПРИОР», 1997. С.123-266.
6. Политический процесс: основные аспекты и способы анализа: Сборник учебных материалов. Под ред. Мелешкиной Е.Ю. – М., 2001. С. 65-81.
7. Политология. Юнита 3. Политический процесс и мировая политика./ Современный Гуманитарный Университет. - Москва, 2003. С.21-40.
Информация о работе Политическая культура современной России