Политическая культура: понятие, структура, типы

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 11:10, контрольная работа

Описание работы

Тема моей контрольной работы – политическая культура. Я не случайно выбрала эту тему, так как считаю, что политическая культура является новой, активно развивающейся и крайне интересной дисциплиной. В настоящее время мы все еще пожинаем плоды бихевиористической революции, которая заставила всех признать важность и целесообразность изучения субъективных факторов человеческой природы.

Содержание

Введение
Понятие, структура и функции политической культуры.

1.1 Понятие политической культуры

1.2 Структура политической культуры

1.3 Функции политической культуры
Типы политической культуры
Тенденции развития российской политической культуры

Заключение

Литература

Работа содержит 1 файл

Готовая контрольная.docx

— 47.56 Кб (Скачать)

     Активистская  политическая культура более сложна по своему содержанию, структуре формам выражения, чем предшествующий ей тип. Для замены простой исполнительности квалифицированной и конструктивной самодеятельностью в политике требуется иной уровень знаний и представлений о политическом процессе, причём ощущается острая необходимость именно в реальных, имеющих практическую направленность знаниях, с помощью которых можно воздействовать на механизм политической власти, участвовать в принятии политических решений, обладать навыками организации политических процессов.

     Смена типов политической культуры, какой  бы острой ни была в этом необходимость, требует определённого времени. Чертами перехода служат многообразие политических ориентаций при отсутствии определённого и явного доминирования хотя бы одной из них, быстрая смена политических предпочтений, вспышка экстремизма с его склонностью к использованию крайних форм, средств политического воздействия, типа голодовок, забастовок и др. В свою очередь власти в этот период идут на использование уголовных и административных мер, там, где можно применять политические, и т.д.

     Решающее  значение для определения типа политической культуры имеет сочетание между  теми элементами политических отношений, которые связаны с прошлым, настоящим  и будущим политики. Оптимальным  является такое состояние, когда  элементы политической культуры связаны  со всеми этими аспектами бытия. Т.е. через традицию, разнообразные  компоненты исторического опыта  политическая культура связана с  прошлым, с помощью норм, институтов, ценностей, способов политического действия осуществляет активное воздействие на актуальную политическую практику, а через цели, политические ориентации она способна влиять на будущие политические события и процессы.

     Национальные  типологии политической культуры определяют следующие обстоятельства:

  • особое, свойственное именно данному народу сочетание ценностей, выражающееся в доминировании одних ценностей, в приниженности, неактуализированности других;
  • влияние исповедуемой данным народом религии;
  • особенности исторического опыта, которым обладает национальная общность.

     При этом решающее значение для определения  специфического облика, типа политической культуры (да и вообще культуры) имеет  взаимодействие трёх основных характеристик:

  • её ориентация на господство или подчинение окружающей среде;
  • временная ориентация политических действий;
  • значение, которое придаётся действию, налаживанию и поддержанию горизонтальных или вертикальных связей между людьми в сообществе.

     Всё многообразие национальных типологий  политической культуры варьируется  в пределах трёх основных типов:

    • либерально-демократический;
    • авторитарный;
    • тоталитарный.

     И в отечественной, и в зарубежной политологической литературе давно  существует традиция изучения, сравнительного анализа различных национальных типов политической культуры. Использование  полученных результатов помогает лучше  понять корни многих политических событий, предвидеть многие политические процессы, выработать механизм воздействия на политическое поведение.

     Так, отмечается, что политическая культура англичан отличается своеобразной иерархией  политических ценностей:

    • милосердие правительства;
    • свобода;
    • неприятие равенства;
    • личная неприкосновенность;
    • диффузия руководства, власти;
    • пределы власти правительства;
    • благосостояние;
    • внешняя оборона;
    • эволюция и ассимиляция.

     В американской политической культуре большое  значение имеет сочетание двух типов  правил поведения: норм-целей, нацеливающих человека на достижение успеха и рассматривающих интенсивную конкуренцию как условие социальной и личной динамики, и норм-рамок, обеспечивающих стабильность социальной организации и закрепляющих результаты конкуренции.

     Политическая  культура французов характеризуется:

    • слабостью традиции сдержанности и терпимости;
    • склонностью к идеологизации политических интересов;
    • развитым чувством принадлежности к единой нации;
    • твёрдой республиканской традицией;
    • уважением прав меньшинства и оппозиции.

     Существуют  и другие виды типологизации политической культуры. Например, У. Розембаум развил концепцию Алмонда. В его классификации присутствуют два типа: фрагментированный и интегрированный, а между двумя этими типами существует множество промежуточных вариаций. Фрагментированный тип политической культуры характеризуется, главным образом, отсутствием согласия в сфере политического устройства общества. Этот тип господствует в большинстве африканских и латиноамериканских стран, отчасти в северной Ирландии и Канаде. В его основе лежит заметная социальная, социокультурная, конфессиональная, национально-этническая и иная фрагментация общества. Это создает условия для идеологической непримиримости и бескомпромиссности между конфликтующими группами, препятствует выработке неких общепринятых правил политической игры и т.д. Интегрированный тип отличается сравнительно высокой степенью консенсуса по основополагающим вопросам политического устройства, преобладанием гражданских процедур в улаживании споров и конфликтов, низким уровнем политического насилия, высокой степенью различных форм плюрализма (который нужно отличать от фрагментированности)6.

     Д. Элейзар предложил свою типологию политической культуры. В ее основе три главных типа: моралистический, индивидуалистический и традиционный. У. Блюм признавал только либеральный и коллективистский тип политической культуры. Перечисленные виды типологизации позволяют сделать вывод, что существует множество довольно развитых концепций типов политической культуры. Каждый исследователь акцентировал внимание на чем-то особенном, и подробно изучив все основные типы можно получить целостное представление о типологизации политической культуры, а значит и лучше понять ее структуру и сущность

 

3. Тенденции развития российской политической культуры

       Развитие  рыночных отношений и политической демократии в России меняет источники  и способы формирования политической культуры, делает этот процесс стихийным, менее управляемым. В таких условиях политическая культура более разнообразна по формам выражения и субъекту-носителю. Существенно различаются формы  выражения политических ориентаций (насильственные или мирные), их содержание у социальных групп с различным  уровнем общей культуры, материальной обеспеченности, социальным опытом. В условиях расширяющейся свободы противоречиво взаимодействуют две тенденции: с одной стороны, доминирующим фактором социальной и политической активности становятся творческие начала личности, широта ее кругозора, склонность к преобразованиям; с другой - преобладание в реально существующем общественном сознании населения страны ценностей равенства, коллективизма, справедливости обнаруживает высокую зависимость политических представлений от конкретного материального положения индивида.

         Ориентация большинства населения  на удовлетворение сиюминутных  интересов делает его заложником  популистских лидеров, демагогов,  шарлатанов от политики. Отсутствие  в российском обществе фундаментальных  и общепринятых политических  ценностей, а так же целостной  системы политической социализации, которая их воспроизводит и  транслирует широким слоям населения,  порождает известные трудности  на пути демократических преобразований.

       Во-первых, зависимость процесса формирования политической культуры от материального  благополучия конкретного индивида делает политический процесс непредсказуемым  и не создает предпосылок для  диалога власти и общества.

       Во-вторых, стихийность и неуправляемость  формирования политических ориентаций различными политиками, которые часто  предлагают взаимоисключающие образцы  политического поведения, затрудняют достижение согласия в обществе по базовым ценностям.

         Без наличия общепринятых ценностей  власть оказывается не в состоянии создавать и поддерживать у населения веру в собственную легитимность. Тем самым политический режим оказывается неспособным осуществлять интеграцию устремлений различных социальных групп вокруг общезначимых целей и мобилизовать население на их осуществление. Политическая стабильность в обществе создается не только благодаря эффективной социально-экономической политике, удовлетворяющей растущие потребности индивидов, но и путем целенаправленного формирования их политической культуры. Поскольку политическая культура создает направленность и характер политической деятельности, ее уровень во многом определяет способность общества к прогрессу и созиданию.

 

Заключение 

     После написания контрольной работы я могу сделать вывод, что смогла выполнить поставленные задачи. Понятие политической культуры я рассматривала на основе различных подходов Алмонда, Вербы, Пая, Розенбаума, Кейзерова. Также я описала несколько типов структурирования политической культуры, например, подход Розенбаума, согласно которому, ориентации людей относительно политической системы, есть базовые компоненты политической культуры, или структурирование по принципу ценностей и ориентиров, или деление структуры политической культуры на когнитивный, нормативно-оценочный, эмоционально-психологический и установочно-поведенческий компоненты. Я выделила и основные функции политической культуры. Исходя из проделанной работы, я могу сделать вывод, что мне удалось выполнить поставленную цель – кратко изложить основные теоретические аспекты политической культуры. Использование различных, нередко диаметрально противоположных точек зрения по конкретным вопросам, позволило, на мой взгляд, более объективно подойти к поставленной задаче и посмотреть на конкретные проблемы с разных сторон.

     В целом, можно подвести итоги, что  политическая культура в современном  обществе играет немаловажную роль, является актуальной наукой, ее методы повсеместно  используются в исследованиях, связанных  с политической сферой. И сейчас политологию уже нельзя представить  без политической культуры. 

 

Список  использованной литературы 

1. Алмонд Г. Гражданская культура. Политические установки и демократия пяти нация // Антология мировой политической мысли в 5-и т. Т.2

2. Баталов Э.Я. Политическая культура: понятие и феномен // Политика: проблемы теории и практики. Выпуск ХII. Ч II. М., 1990

3. Вятр Е. Социология политических отношений. М.,1979. 

4. Гаджиев К. С. Введение в политическую науку/ К. С. Гаджиев. – М.: Логос, 1999.

5. Гаджиев К. Политическая культура: теории и национальные модели. М.,1994.

6 Гудименко Д. Политическая культура России: преемственность эпох // Полис. 1994. №2

7. КейзеровН.М. - О соотношении гражданской и политической культур. Социолого-политические науки.; 1991. №7 - с. 121-128.

8.. Пивоваров Ю.С. Концепция политической культуры в современной науке //Политическая наука: Теоретико-методологические и историко-культурные исследования. М. 1996.

9. Стрежнева М.В. Политическая культура в различных интерпретациях: анализ специального понятия // Общественные науки и современность. 2002. №5.

10. Шутов А.Ю. Типология политических процессов (социокультурный контекст) // Вест. МУ. Сер. 12. 1994. №2.

Информация о работе Политическая культура: понятие, структура, типы