Политическая культура: понятие, структура, типы

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 11:10, контрольная работа

Описание работы

Тема моей контрольной работы – политическая культура. Я не случайно выбрала эту тему, так как считаю, что политическая культура является новой, активно развивающейся и крайне интересной дисциплиной. В настоящее время мы все еще пожинаем плоды бихевиористической революции, которая заставила всех признать важность и целесообразность изучения субъективных факторов человеческой природы.

Содержание

Введение
Понятие, структура и функции политической культуры.

1.1 Понятие политической культуры

1.2 Структура политической культуры

1.3 Функции политической культуры
Типы политической культуры
Тенденции развития российской политической культуры

Заключение

Литература

Работа содержит 1 файл

Готовая контрольная.docx

— 47.56 Кб (Скачать)

     Нормативно-оценочный  компонент политической культуры образуется на основе политических ценностей, норм, идеалов и целей, характерных  для определенного общества, социальной группы или конкретного индивида. На основе нормативно-оценочного элемента отдельный субъект дает оценку происходящему: политическим отношениям, политическому  процессу; определяет уровень соответствия различных явлений своему собственному, субъективному конгломерату социально-политических оценок и идеалов. Т.е. этот элемент  выступает в роли своеобразного  эталона, высшей цели политики. Содержание ценностных ориентаций и обуславливает  место политической сферы в жизни  общества, социальной группы и отдельных  индивидов.

     Эмоционально-психологический  элемент политической культуры составляют чувства, эмоции и переживания, испытываемые социальными субъектами во время  их участия в политическом процессе. Жажда социальной справедливости, нетерпимость к социальному и национальному  угнетению, любовь к Родине, ненависть  к врагам, эмоциональный подъем по поводу политических побед, мучительные  переживания в связи с постигшим  поражением – все это и многое другое относится к таким чувствам и переживаниям. Эмоциональные чувства  и психологические переживания  составляют обязательную сторону политического  сознания и поведения. Сопровождая  практически все проявления социальной активности субъекта, и направляя  ее на достижение жизненно значимых целей, эмоции выступают одним из главных  элементов механизма регулирования  политических отношений. Развитая политическая культура предполагает формирование у ее носителей устойчивых стереотипов в области эмоций, чувств и переживаний.

     Эмоционально-психологический  компонент политической культуры включает в себя также и иррациональные факторы в сознании и поведении, которые представляют собой сложные  и не поддающиеся простому причинно-следственному  объяснению побудительные мотивы в  действиях людей. Такие факторы  проявляются в форме политических мифов, которые есть не что иное, как вера людей в то или иное «светлое» будущее. Как и предубеждения, политические мифы есть, главным образом, продукт эмоциональной деятельности людей и опираются они на общественные авторитеты. Но в отличие от предубеждений они характеризуются относительной долговечностью и продолжают существовать при определенных изменениях в политической обстановке.

     Сказанное о сущности политических мифов вовсе  не означает, что в их структуре  отсутствует рациональное содержание, и что их следует полностью  отождествлять с фальшью. Напротив, политические мифы теснейшим образом  переплетены с определенными  знаниями и представлениями о  социальной действительности. Однако более важной является их функция  регулятора политического поведения  на основе эмоционально-психологических  механизмов. Они выступают в роли своеобразного компенсатора недостатка научных знаний в сфере политики. Как известно, наука может обеспечить лишь частичный и подлежащий корректировке образ реального мира, исходя из которого, нельзя быть абсолютно уверенным в правильности своих действий. Такую уверенность придает политический миф, который и есть иррациональная по своей природе абсолютная вера в конечную победу, в достижимость поставленных целей. Вот почему каждое крупное политическое движение стремится облечь свои цели в формы мифа, принимаемого массами как надежда, наполняющая смыслом и воодушевлением их коллективные действия.

     Установочно-поведенческий  элемент политической культуры образуется из политических установок и соответствующих  им стереотипов поведения, которые  помогают трансляции таких теоретических  моментов как представления и  ценности в русло практической деятельности. Для более полного понимания  установочно-поведенческого элемента политической культуры, на мой взгляд, нужно отдельно рассмотреть два  понятия – политическая установка  и политическое поведение. Первый термин можно раскрыть как отношение  субъекта к политическим явлениям, второй – определенный способ реагирования субъекта на происходящие события. Эти  два понятия находятся в своеобразном симбиозе; они создают долговременные стереотипы, играющие значительную роль в политической культуре на всех уровнях  – от общества до конкретного индивида.

     Все рассмотренные элементы политической культуры вполне самостоятельны и вместе с тем взаимосвязаны, они тесно  переплетаются, образуя определенную целостность. Характер политических знаний и представлений, ценностей и  убеждений, эмоциональных состояний  и психологических чувств, позиций  и установок, доминирующих образцов поведения определяют содержание политической культуры, присущей данному социальному  объекту. 

1.3 Функции политической культуры.

     Политической  культуре, как и любой другой науке, свойственны определенные функции:

  • ориентации – понимание индивидом собственных возможностей для решения задач в сфере своих прав и свобод в конкретной политической ситуации. Характеризует влечение человека к смысловому отображению политических явлений и феноменов;
  • идентификации – реализует постоянную потребность индивида быть включенным в какую-либо группу, а также наиболее приемлемые способы отстаивания в этой группе своих интересов;
  • программирования (предписания) – служит для расстановки своеобразных приоритетов в области ориентаций, представлений и норм. Задает вектор и границы конструктивного поведения индивида;
  • социализации – развивает определенные навыки и умения у индивида, которые он использует для реализации своих прав и интересов при различных системах власти;
  • адаптации – выражает необходимость индивида подстраиваться под изменения в политической сфере, чтобы осуществлять свои функции и права;
  • интеграции - обеспечивает возможность сосуществования и симбиоза различных групп в пределах одной властной системы, а также сохранения целостности государства и его взаимоотношений с обществом в целом;
  • коммуникации - на базе использования общепринятых терминов, символов, стереотипов, других языковых средств и видов информации обеспечивает взаимодействие всех институтов и субъектов властных отношений.

     Специфика политической культуры состоит в  том, что при реализации ее функций  происходит тройственное влияние на политическую жизнь. Во-первых, политическая культура может воспроизводить старые, устоявшиеся стереотипы политической жизни. Учитывая тот факт, что ценностные мотивации подобного рода очень  устойчивы, то такая возможность  сохраняется даже при кардинальных изменениях, внутренних или внешних (будь-то изменение политического  режима). Поэтому, при проведении реформ, меняющих привычный уклад общественно-политической жизни, определенные слои общества будут «держаться корней», т.е. поддерживать старые порядки, и не принимать новые.

     Во-вторых, политическая культура способна порождать  абсолютно новые, нетрадиционные, оригинальные формы общественно-политического  устройства, что приводит к непредсказуемым  изменениям в политической жизни, а  в-третьих, политическая культура способна комбинировать устаревшие, консервативные идеи и формы с новаторскими, создавая при этом некий компромиссный  вариант.

     В различных политических системах, исторических условиях, а в особенности при  смене политического режима, некоторые  из функций политической культура могут  либо «набирать обороты», становясь  более влиятельными и важными  в конкретный период, либо наоборот, снижать свой вес, относительно других функций. Например, на стыке каких-либо глобальных исторических и политических событий, на переходном этапе, резко  возрастает способность политической культуры к дезинтеграции систем правления, основанных на непривычных  для населения целях и ценностях.

 

     

     2. Типы политической  культуры 

     Политическая  культура в большой степени зависит  от уровня исторического развития; она меняется в ходе каких-либо значимых политических событий или при  других, довольно существенных и важных, обстоятельствах (но не всегда успевает за ними). Для более удобного изучения и классифицирования политической культуры на больших участках исторических периодов, политических «эпох», общественных формаций вводится понятие типа политической культуры. Тип политической культуры используется для фиксирования общих  черт политического сознания и поведения  у людей, живущих на срезе одной  исторической эпохи, принадлежащих  к похожим слоям общества и  имеющим схожие клише поведения  и реакции на события, происходящие в политической сфере. Учитывая тот факт, что критериев, по которым строятся различные типы политической культуры, достаточно много (это и исторические эпохи, и всевозможные формы отношения к политике, и характер политической деятельности, и социальные слои и группы, составляющие политику, различия между регионами и мировоззренческими позициями), то и самих типов политической культуры, соответственно, должно быть довольно весомое количество.

     Существую различные подходы к классификации  типов политических культур. Например, марксистский подход, согласно которому политические культуры, существующие в одном и том же типе общества, имеют существенные сходства, таким  образом, этот подход выделяет три типа политической культуры: рабовладельческого, феодального и буржуазного общества.

     Наиболее  разработанную классификацию политических культур на основе данного подхода  выполнил польский ученый Ежи Вятр. По его мнению, рабовладельческому и феодальному обществу соответствует тип традиционной политической культуры, характеризующийся признанием священного характера власти и традиции в качестве регулятора политических отношений. В рамках данного типа политической культуры ученый выделяет племенную, теократическую и деспотическую ее разновидности, которые могут различным образом сочетаться друг с другом. В буржуазном обществе Вятр выделяет два основных типа политической культуры: демократический и автократический. Первый характеризуется высокой активностью граждан и их широкими политическими правами. Второй тип политической культуры в качестве идеала государства признает сильную и неконтролируемую власть, ограничивающую демократические права и свободы граждан4.

     В современной политологии для  анализа и сравнения политических культур широко используется типология, предложенная Г. Алмондом и С. Верба5. Они выделяют три основных типа политической культуры, не привязывая их жестко к определённому времени или социальной группе, но сосредоточивая внимание на ценностях, образцах поведения, способах организации власти:

     патриархальная политическая культура, её основной признак-отсутствие в обществе интереса к политической системе;

     подданническая политическая культура, характеризуется сильной ориентацией на политическую систему, но слабой активностью участия в её функционировании;

     активистская политическая культура, с чертами заинтересованности в политической системе и активном участии в ней;

     Патриархальная, или приходская, политическая культура присуща социальным общностям, политические интересы которых не выходят за рамки своей общины, деревни или района. Ее отличительной чертой является полное отсутствие у членов сообщества интереса к политическим институтам, к центральным властям. Как местные вожди, так и подданные не испытывают никакого чувства к центральному правительству, их отношение к нему не определяется никакими нормами. В современной действительности самыми близкими эквивалентами такой политической культуры могут быть отношения, существующие в африканских племенах.

     В современном обществе господствуют и взаимодействуют два основных типа политической культуры: подданническая и активистская, или политическая культура участия.

     Достоинством  первого типа политической культуры служит её способность быть фактором действенной и быстрой мобилизации огромных масс людей, направления их энергии на совершение социально необходимых или, как потом может оказаться, надуманных преобразований. Носителем целесообразности этих преобразований является не индивид- непосредственный участник событий, благодаря энергии которого они и осуществляются, а история, дающая впоследствии оценку полезности и необходимости проделанной работы.

     Поскольку социально-политическая инициатива и  действующий в политике человек  оказываются в такой ситуации оторванными друг от друга, привести в движение большую массу людей  в этом случае возможно только при  очень высоком уровне дисциплины, упорядоченности, организованности в  функционировании политического механизма. Необходимым компонентом такого типа упорядочения социальных связей служит жесткая, всё нарастающая  централизация управления, локализация  процесса принятия политических решений  во всё более сужающемся круге  доверенных, посвящённых лиц.

     Инициатива  как политическое качество уходит из общества, заменяется дисциплиной, исполнительностью, работой по реализации очередных указаний и выполнением предначертаний. Поскольку существует и углубляется потребность в источнике указаний и предначертаний, происходит наращивание чисто авторитарных методов политического руководства, растёт и потребность в зримом воплощении силы и авторитета политической власти - в политическом культе. Поэтому он с неизбежностью снова и снова воспроизводится вокруг личности высшего политического руководителя, практически независимо от способностей, качеств реальной личности, занимающий этот пост.

     Политический  культ - зримое воплощение наличия в обществе подданнической политической культуры, при своём длительном существовании оказывает разрушающее действие на собственно культурные основания политического процесса и его регламентации: инициативу, ответственность, уверенность, накопление и использование исторического и политического опыта, целеустремлённость. Происходит постепенное истощение, деградация инициативы на личностном, микросоциальном уровне, укоренение трудно изживаемой болезни вечного ожидания благ сверху.

     В активистской политической культуре основным источником политического действия становится человек, а важнейшим  критерием оценки политической организации  служит её способность инициировать активное политическое действие.

Информация о работе Политическая культура: понятие, структура, типы