Политическая культура общества

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2012 в 12:19, контрольная работа

Описание работы

1.Понятие, структура,функции,типология.
2.Политическая культура современной России: факторы подданической культуры;советская политическая культура; характерные черты постсоветской политической культуры

Содержание

Введение 3
1. Понятие политической культуры, её структура и типология 4
1.1.Определение политической культуры. 4
1.2.Типология политической культуры. 10
2. Функции политической культуры. 12
3.Политическая культура современной России. 14
3.1 Факторы подданнической культуры. 14
3.2 Советская политическая культура. 16
3.3 Характерные черты постсоветской политической культуры. 18
3.4 Особенности современной политической культуры. 19
Заключение 22
Список литературы 23

Работа содержит 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ ПОЛИТОЛОГИЯ.docx

— 50.53 Кб (Скачать)

3. Поведенческие элементы: различные формы участия граждан в политической деятельности. Политическое поведение - это проявление широкой системы общественных отношений, в которой взаимодействуют политическая система, политические движения и партии, социальные и политические ценности, процессы политической социализации, социальная позиция личности и ее индивидуальное поведение.

Носителей политической культуры субъектов  подразделяют на:

-   Неинституционализированные субъекты (индивиды, социально-классовые группы и слои);

-   Иституционализированные субъекты (государство, политические партии и союзы, группы давления).

Отношения между субъектами характеризуют  политическую культуру с точки зрения:

-    Общих принципов, а которых  строится политическая система  (уровень политического доверия,  терпимости, свободы);

-    Моделей подготовки, принятия и  осуществления политических решений,  наличия или отсутствия института  оппозиции, механизма передачи  власти, способов регулирования  политических конфликтов;

-    Принципов регулирования  отношений между государством  и его гражданами, политическими  партиями и социальными группами.

Везде, где имеются политические отношения, существует и политическая культура. И если мы говорим о  её отсутствии, то мы имеем в виду не отсутствие политической культуры вообще, а отсутствие адекватной потребностям того или иного общества политической культуры.

Любое современное общество представляет собой довольно сложную систему  отношений между различными социальными  группами, которые имеют специфические  политические интересы, а также способы  и возможности их выражения. Это  служит основой для возникновения  политическим субкультур.

Политическая  субкультура – это совокупность политических ориентаций и моделей  политического поведения, характерных  для определённой социальной группы или региона и отличающихся в  своей системной целостности  от ориентаций и моделей, присущих как  другим социальным группам и регионам, так и нации в целом .

Важнейшие виды политической субкультуры:

-   Социально-классовые (пролетарская, предпринимательская, традиционно-аграрная и др.);

-   Национально-этнические, которые играют особенно заметную роль в многонациональных государствах, исторически формировавшихся путём постепенной интеграции (добровольной или насильственной) других территорий;

-   Религиозные, когда политические лозунги и цели обрамляются или маскируются религиозными ценностями;

-    Региональные, связанные с различной ролью территорий в историческом развитии страны. Например, в России существенно различаются политическая субкультура крупных городов и сельской местности, Северо-Западного или Уральского региона и южных областей России;

-   Поколенческое, в которых отражается специфика политической социализации поколений и их оценка современной политической ситуации и исторического прошлого. Особенно заметны поколенческие различия в обществах, которые переживают период реформирования, тогда как в политически относительно стабильных и спокойных обществах политические различия между поколениями не столь ярко выражены (в США например до 80% детей голосуют за те же политические партии, что и их родители)

1.2 Типология политической культуры

Исходя из того, что основными  регуляторами политического поведения  являются политические ценности, политические установки и мнения относительно политических проблем, политология  избирает в качестве основного предмета эмпирических исследований установки, занимающих своеобразное «срединное»  положение между мнениями – поверхностным, неустойчивым, изменчивым слоём политических ориентаций и ценностями – основополагающими предпочтениями в сфере политики.

В установках принято выделять по мотиву ориентации (вслед за Алмондом и Вербой) три основные составляющие:

·          рациональные (когнитивные) элементы, которые основываются на знании определенных объективных  фактов и представляют собой ответ  на вопрос: «Соответствует ли то или  иное утверждение или процесс  действительности? Является ли оно  истинным или ложным с научной  точки зрения?»;

·          чувственно-эмоциональные (аффективные) элементы — наличие  или отсутствие интереса к политическим объектам, а также уровень и  характер этого интереса; эмоциональная  предрасположенность в отношении  тех или иных политических объектов или действий; ответ на вопрос, что  нравится и что не нравится в политической жизни;

·          оценочные  элементы, которые основываются на нормативно-этических представлениях личности и отвечают на вопрос, что  хорошо, а что дурно.

В реальном исследовании очень сложно изолировать эти три составляющие друг от друга.

Объекты политических ориентации принято  разделять на следующие блоки:

·          политическая система в целом;

·          структуры  «входа», т.е. то, что при поддержке, влиянии или даже давлении населения  вносится в политическую систему. Это  формулирование интересов определенными  группами или отдельными лицами и  на их основе — требований к политической системе, рекрутирование соответствующих политических сил и лидеров, способных довести эти интересы и требования до государственных структур;

·          структуры  «выхода», т.е. решения, постановления, принимаемые государством

·          «политический  автопортрет», т.е. что думают граждане о себе, о возможностях своего участия  в политической жизни и о степени  их реализации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Функции политической культуры

К функциям политической культуры относятся:

1.         Теоретико-познавательная функция  заключается в полном и конкретном  познании тех или иных сторон  политической жизни общества, в  понимании ее как целостного  явления. Это накапливание политических  знаний, систематизация их, вооружение  ими граждан общества.

2.         Функция удовлетворения политических  потребностей. Эта функция связана  с ростом значения политики  как социального феномена. Если  в начале нашего века политике  отводилась роль "ночного сторожа"  свободы индивида, то сейчас ни  один человек не может чувствовать  себя свободным от политики. Политика - необходимость и потребность  современного человека, поскольку  она является указателем и  ограничителем его многообразных  действий. Это способствует формированию  потребностей людей не только  в политических убеждениях и  оценках, но часто и в политической  активности, в формах участия,  кажущихся человеку наиболее  предпочтительными. Для современного  общества в целом характерен  чрезмерно высокий интерес к  политике.

3.         Воспитательная функция заключается  в формировании политического  сознания граждан: политических  ценностей, чувств, испытываемых  к властям, правительству, политической  системе в целом, оценок, суждений, мнений о политике и др. Она  включает закрепление и передачу  из поколения в поколение политических  норм, ценностей, установок.

4.         Коммуникативная функция. Совместное  участие людей в политическом  процессе способствует их общению,  а, следовательно, взаимопониманию.  Оно предполагает наличие определенной  взаимозависимости людей, которая  должна основываться на контактах  между ними и на осознанной  общности в политических взглядах  и убеждениях. Условием реализации  этой функции является такое  положение, когда люди участвуют  в политическом процессе и  при этом чувствуют, что они  свободны поддерживать любые политические партии и сипы.

5.         Интегративная функция политической  культуры прямо следует из коммуникативной. Процесс формирования политической культуры общества, отдельных индивидов способствует объединению разнородных элементов общественной системы, повышению уровня ее целостности и организованности. Она содействует упорядочению отношений между индивидами, политическими партиями, государством и пр.

6.         Идентификация – ощущение своей  принадлежности к определённой  политической или социальной  группе, понимание её места в  политической системе общества, форм и способов участия в  политической жизни, в отстаивании  интересов общности.

7.         Нормативная – политическая культура  регулирует политическое поведение  на основе принятых ценностей,  правил, способов политического  поведения, большая часть которых  дополняется правовым закреплением  норм в законодательстве и  Конституции страны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Политическая  культура России 20-21вв.

3.1Факторы  подданнической культуры 

При всех изменениях социально-экономического, политико-идеологического и духовного  характера в развитии российского  общества на протяжении досоветского, советского и постсоветского периодов тип отношений между населением и властью демонстрирует удивительное постоянство и преемственность. В его основе лежит подданническая политическая культура, характеризующаяся  односторонней зависимостью индивида от власти, ожиданиями получения от нее различных благ. Однако в России подданническая политическая культура дополняется рядом специфических  черт, что обусловлено влиянием цивилизационных, географических и исторических особенностей ее развития.

Во-первых, подданнический тип политических ориентации характеризуется общепринятой приверженностью всего населения  к таким ценностям, как привычка подчиняться власти, дисциплина, социальные гарантии, равенство и т. д. В России же политическая культура дуалистична  и представляет собой сложное  взаимодействие (иногда жесткое противоборство) двух социокультурных потоков, ориентирующихся  на различные системы ценностей. Доминирующий социокультурный поток, охватывающий большинство населения, ориентировался на ценности корпоративизма (коллективизма, «соборности»), справедливости и равенства, отличался приверженностью  патриархальным традициям (привычке подчиняться  власти, потребности в руководстве  и т. д.). Другие субкультуры отличала приверженность ценностям свободы, индивидуализма, прав человека, плюрализма и т. д.

Во-вторых, расколотость и неоднородность российской политической культуры обусловили конфронтационный характер отношений  между ее носителями. Противоположные  представления и образы желаемого  справедливого общества, существовавшие у разных социальных групп, при низкой общей культуре российского населения постоянно сталкивались и являлись основой острой, а порой и жестокой, политической борьбы. Именно поэтому Россию сотрясали бесконечные бунты, гражданские войны, революции.

В-третьих, доминирование подданнических политических ориентации было обусловлено  концентрацией политического господства в руках правящего класса - так  было, начиная с раннего Средневековья. Процесс концентрации политического  могущества был вызван тем, что освоение громадных российских просторов  при отсутствии развитой технологической, материальной и коммуникационной инфраструктуры можно было осуществлять лишь с помощью сильной власти князей и их дружин. Да и зашита протяженных границ российского государства от воинствующих соседей была возможна при условии концентрации политического и военного могущества. Поэтому главным образом политические факторы (политическая воля монарха, сильное государство, разветвленный бюрократический аппарат, развитая репрессивная система) обеспечивали поступательность развития.

В-четвертых, отсутствие свободного индивида и зрелого гражданского общества приводит к тому, что политическая жизнь концентрируется в рамках правящего класса. Политически бесправному  населению приходится лишь выполнять  предписания правящего класса, независимо от того, кто их отдает - потомственное  дворянство (XVIII в.) или коммунистическая партия (XX в.).

Следовательно, подданническая политическая культура сформировала устойчивые образцы  политического поведения, которые  сохраняют свою актуальность в современных  условиях, несмотря на революционные  потрясения XX в.

Смыслы и значения политической активности могут формироваться  на основе конфессиональных и этнических предпочтений, представлений, которые  определяются социально-экономическим  положением конкретной группы, индивида. Как показывает практика, изменения  культурного «кода» политического  поведения очень медленны, часто  политические решения правящей элиты  рассчитаны на культуру политического  участия и не сочетаются с реально  доминирующей подданнической политической культурой. Это несоответствие между  новой структурой политических институтов и стандартов прежней подданнической культуры является основой политических кризисов и конфликтов.

Информация о работе Политическая культура общества