Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2012 в 12:19, контрольная работа
1.Понятие, структура,функции,типология.
2.Политическая культура современной России: факторы подданической культуры;советская политическая культура; характерные черты постсоветской политической культуры
Введение 3
1. Понятие политической культуры, её структура и типология 4
1.1.Определение политической культуры. 4
1.2.Типология политической культуры. 10
2. Функции политической культуры. 12
3.Политическая культура современной России. 14
3.1 Факторы подданнической культуры. 14
3.2 Советская политическая культура. 16
3.3 Характерные черты постсоветской политической культуры. 18
3.4 Особенности современной политической культуры. 19
Заключение 22
Список литературы 23
САНКТ – ПЕТЕРБУРСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
УПРАВЛЕНИЯ И ЭКОНОМИКИ
Алтайский институт экономики
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
Дисциплина: Политология
ТЕМА: Политическая культура общества
1.Понятие,структура,функции,
2.Политическая культура
Выполнил:
студент гр. 29430/1-2
Наконечная Марина Сергеевна
Проверил:
Тютькина Нелли Ефимовна
Оценка:______________________
Подпись:__________________
Барнаул 2012
План
Введение
1. Понятие политической
культуры, её структура и типология
1.1.Определение политической
культуры.
1.2.Типология политической
культуры.
2. Функции политической
культуры.
3.Политическая культура современной
России.
3.1
Факторы подданнической культуры.
3.2 Советская политическая
культура.
3.3 Характерные черты постсоветской политической культуры. 18
3.4 Особенности современной политической
культуры.
Заключение
Список литературы
Введение
В широком смысле этого слова культура включает в себя всю совокупность моделей деятельности людей, закодированных в их предметной среде, духовных представлениях и стандартах поведения. Наиболее важная из этих моделей – социокультурная, ведь общество как социальная система воспроизводится через особый ценностно-нормативный механизм солидарности. А поскольку политическая деятельность занимает центральное место в интеграции общества, то политическая культура также будет в центре совокупного механизма общественной интеграции.
По своему происхождению политическая культура непосредственно связана с появлением политических отношений. Так, в Древнем Риме постоянно обращались к идеалу доблестного прошлого с его суровым самоограничением и воинствующей смелостью, имея в виду, что эти качества являются наиважнейшим условием величия и успехов созданной державы. Первым же, кто употребил данный термин, был немецкий философ-просветитель XVIII века Иоган Гердер.
Понятие «политическая культура»
относится к часто
Нет единой
концепции политической культуры и
в политической науке, хотя рассмотрение
«культурного» измерения
1. Понятие политической культуры, её структура и типология
1.1 Определение политической культуры
Политическая культура представляет собой органичную часть политической жизни общества. Важность изучения этого феномена обусловлена значением самой политики, которая является необходимостью современного человека, играет роль указателя и ограничителя его многообразных действий во всех сферах жизни. В современном мире политическая культура выражает степень политической цивилизованности общества.
Политическая культура - один из основных
элементов, составляющих духовный потенциал
общества. Она выражает суть социально-политической
системы, определяет "правила игры"
в политике, базовые политические
ценности и общественные цели. Без
политической культуры говорить о человеке
как о социально значимой личности
невозможно. Она отражает многообразие
политической жизни и оказывает
решающее влияние на утверждение
социального статуса
Из вышесказанного понятно, почему
эта проблема столь широко исследуется
политологами. В ее трактовке существует
самый широкий спектр мнений, определений.
Это связано с тем, что сама
политическая культура - развивающийся
феномен, чутко реагирующий на изменения
реалий современного мира, его политических
и социально-экономических
Вопросы политической культуры исследовали выдающиеся мыслители прошлого: Аристотель, Макиавелли, Монтескье, Маркс, Спенсер, Вебер и др. А начало этой традиции положил Платон. Интерес в этом плане представляет его диалог "Протагор", в котором вопрос формулируется остро, дискуссионно: можно ли освоить государственные, гражданские добродетели, овладеть искусством государственного управления? Платон устами Сократа высказывает предположение, что ничему такому научиться нельзя. Афиняне, говорит он, в каждом конкретном деле (строительстве дома, корабля и др.) призывают мастеров этого дела и спрашивают их совета. Когда же вопрос касается политики, то всякий подает совет, будь то плотник, медник, сапожник, богатый, бедный, благородный, безродный; и никто его не укоряет, что, не получив знаний, не имея учителя, такой человек решается все же выступать со своим советом. В противоположность Сократу Протагор (глава софистов) считает, что можно овладеть искусством государственной мудрости и научиться быть хорошими гражданами. Справедливость, рассудительность, благочестие - вот те, по его мнению, гражданские добродетели, которым люди учат друг друга: родители - детей, учителя - учеников, поэты - слушателей и т. д.
Позднее идеи политической культуры
и гражданской добродетели
Вопросы гражданской культуры личности
и общества являются органичной частью
работ французских
В XIX в., когда в обществе значительно возрастает интерес к политическим наукам, изучаемая нами проблема приобретает особое значение. Г. Спенсер, исследуя сложнейшие причинные связи между социальными явлениями, неоднократно подчеркивал, что политикам, вмешивающимся в социальные процессы, надо тщательно изучать их. Он отмечал роль знания как основы политической культуры и считал, что если овладение любым ремеслом требует обучения ему, то тем более это касается искусства политики.
Вебер специально
исследовал вопрос политической этики
как составной части
ответственности". Первая подразумевает бескомпромиссную нацеленность на реализацию определенного политического идеала, невзирая на какие-либо побочные последствия. Вторая заключается в строгом учете всех последствий любого политического шага и в готовности отказаться от идеи, если ее реализация слишком тяжело сказывается на обществе. Сам Вебер был сторонником скорее "этики ответственности", чем "этики идеи".
Русский ученый начала XX а. И.А. Ильин
считал политику инструментом, обеспечивающим
наилучшие возможности для
Исследования национального
Эта объяснительная схема со ссылкой на впечатления детства как на характерообразующий фактор имеет много изъянов, она не проясняет, например, почему при очень сходной структуре семейных отношений в германии присутствуют ярко выраженные авторитарные тенденции в политической культуре, а в Швейцарии нет.
Несостоятельными в плане
Таким образом, можно дать следующее определение: политическая культура – это исторически обусловленная совокупность общепринятых способов политического взаимодействия и регулирующих их правил и норм, отражающая социальный опыт, традиции и интересы социальных субъектов в виде системы фундаментальных политических ценностей, установок и моделей поведения.
К политической культуре можно отнести:
· Знание политики, фактов, заинтересованность ими;
· Оценку политических явлений, суждения по поводу того, как должна осуществляться власть;
· Эмоциональная сторону политических позиций, например, любовь к родине, ненависть к врагам;
· Признание существования в данном обществе образцов политического поведения, которые определяют, как можно и как следует поступать.
В структуре политической культуры можно выделить три группы элементов.
1. Познавательные элементы. Это - знания о политике, которые составляют основу политической культуры. По мнению Г. Спенсера, политикам нужно прежде всего постоянное "изучение естественной причинно-следственной связи в отношениях между людьми, соединенными в обществе". Здесь имеются в виду знания, отражающие сущность политической действительности, тенденции ее изменения, основные черты. Показателем уровня политических знаний является политическая образованность, которая предполагает концептуальность, целостность, объективность знания, способность к политическому мышлению.
2. Эмоционально-оценочные элементы: чувства, испытываемые к политической системе, выраженные в форме взглядов, политических установок, оценок; суждения и мнения о политике, социальная позиция личности. Отношение к власти, государству, политическим институтам может быть как позитивным, так и негативным. Во всех цивилизованных странах это отношение и все его колебания постоянно изучаются при помощи социологических исследований, опросов общественного мнения и т. д.' Примером устойчиво позитивного отношения к власти является население Великобритании, страны, имеющей достаточно стабильную политическую систему. Это отношение основано на всеобщей вере в добрую волю властей и уверенности граждан в том, что правительство будет пользоваться властью в соответствии с установившимися традициями и законом. Обобщенным критерием эмоционально-оценочных элементов политической культуры является гражданственность. Г. Алмонд и С. Верба назвали политическую культуру США и стран Западной Европы культурой гражданственности, так как она обеспечивает наиболее органичное сочетание свободы гражданина и стабильности политической системы.