Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 09:09, реферат
Политическая культура и идеология – два основополагающих духовных фактора политической жизни. Взаимодействуя на общем поле общественного сознания, они проявляются, реализуются через общественное поведение граждан, функционирование общественных и политических институтов. Если политическая культура представляет собой исторически сложившиеся, наиболее устойчивые, проверенные компоненты сознания, то идеология несет в себе скорее потенциал изменения, как бы противится существующему статус-кво.
Польский социолог
Ежи Вятр предложил в качестве
критерия типологизации культуры политическую
идеологию: коммунистическая, социально-демократическая,
либеральная, консервативная политическая
культура . Такой подход имеет смысл
в том случае, если в каком-то обществе
определенная идеология долго имела
доминирующее положение, и ее влияние
оставило след на всех компонентах
культуры. Тогда можно говорить о
моделях социально-
Тоталитарная (этатистская)
культура предполагает наличие единой
официальной идеологии
Авторитарная (подданническая)
культура в качестве главной ценности
рассматривает политическую власть.
Поэтому идеология отходит на
второй план и используется, прежде
всего, для дополнительной легитимизации
власти, мобилизации и объединению
вокруг нее большинства населения.
В качестве государственной выступает
не общенациональная, а идеология правящей
бюрократии, которая пропагандирует существующую
модель как наиболее соответствующую
интересам всего народа.
Демократическая (плюралистическая,
рыночная) культура предполагает наличие
развитых идеологических концепций, отражающих
весь спектр социально-экономических
интересов. Их отношения строятся на
принципах толерантности, признания
цивилизованных правил конкуренции, готовности
к диалогу и компромиссу в
интересах общественного
Либеральная (переходного
периода) культура характеризуется
фрагментарностью и отсутствием
развитых идеологических концепций, имеющих
широкую социальную опору. Характерные
черты фрагментарной культуры: 1)
отсутствие основополагающего консенсуса
относительно базовых ценностей, идеалов
и целей общественного
Политическая культура
каждого политического
Исследователи политической
культуры отмечают, что в переходном
обществе политический выбор граждан
носит преимущественно
В качестве базовых
параметров менталитета можно выделить
следующие дихотомические пары психологических
свойств человека:
- экстроверсия-интроверсия
(показатель преимущественной
- рациональность-
- экстернальность-интернальность
(предрасположенность индивида
- интенциональность-
Анализ выроженности
этих ментальных свойств в политической
сфере позволяет глубже понять механизм
формирования и функционирования политической
культуры конкретного социума.
Так, Беларуси свойственна
интровертная черта политической культуры.
Это проявляется в
Если рассмотреть
политическую культуру белорусов в
рационально-иррациональном измерении,
то она преимущественно иррациональна,
ибо слабо развита
Социологическое исследование
белорусских ученых показали, что
даже при оценке социально-экономического
развития других стран преимущество
отдается эмоционально-окрашенному
критерию «свои – чужие», а не
более рациональному «хорошее –
плохое». При необходимости выбора
между «хорошим и чужим» и «плохим,
но своим» векторами, осторожные белорусы,
скорее всего, предпочтут «плохой, но свой»
вектор. Это необходимо учитывать
при использовании внешнего опыта
в разработке своей концепции
реформирования общества. Наибольший
эффект скорее всего будет от заимствования
позитивного опыта «своих» –
России и Украины и проблематично
рассматривать позитивные перемены
в восточноевропейских и
Нельзя однозначно
сказать о преобладании в менталитете
белорусов интернальной или экстернальной
черты. На индивидуальном уровне заметно
проявление первой (поиск причин неудачи
в себе и ликвидировать негативные
следствия самостоятельно). Но низкий
уровень социальной интегрированности
приводит в кризисных ситуациях
к типичному для
В современной политической
белорусской культуре преобладает
экзекутивная черта. В политике это
проявляется в доминировании
созерцательного способа
Отмеченные черты
политической культуры характерны для
народов, которые еще не сформировались
как нации государственные, не выработали
форм рыночного взаимодействия в
различных сферах общественной жизни
и поэтому социальная трансформация
неотрывна от современной модернизации
политической культуры.
“Психологическая
оснащенность” социума
При рассмотрении политической
культуры современного белорусского общества
необходимо учитывать, что с конца
XVIII в. Беларусь стала неотъемлемой
частью Российского государства, а
в XX в. – СССР. Влияние российской
политической культуры не могло не
оставить свой отпечаток на политическое
сознание и поведение белорусов.
Напомним, что в триаде: государство
– общество – личность доминантой
в России первое. В российской традиции
государственная власть представляется
как абсолютная (тяга к единовластию)
и авторитарная, ибо сильная государственная
власть рассматривается источником
стабильности и порядка, защитником
и покровителем населения. Индивиду
и обществу отводится пассивная
роль. Их субъективность определяется
самим государством. Иерархия ценностей
строится сверху вниз – ценности соборности,
коллективизма имеют приоритет
над ценностями индивидуализма и
свободы. В Российском государстве
отсутствовали консенсусные технологии
власти в рамках закона и конституции,
социальное и политическое насилие
со стороны государства было не ограниченно
и бесконтрольно. Поэтому использование
в политических конфликтах силовых
методов и элитой, и населением
воспринималось как естественное состояние
и норма. По отношению к власти
сформировалось амбивалентное отношение:
с одной стороны, это иррациональный
авторитет власти, завышенные ожидания
от власти, ее мистификация, персонификация,
склонность к харизматическому восприятию
политических руководителей; с другой
стороны, недоверие по отношению
к государственным институтам, страх
и ненависть к власти.
Сильное воздействие
на политическую культуру в XX в. оказала
практика строительства и
Неспособность конкурировать
с капиталистическими странами обусловили
необходимость перестройки в
СССР, которая положила начало социальной
трансформации всей социалистической
системы.
Последовательность
перемен определяется наличием мощных
реформистских сил. У нас переменны
были обусловлены, прежде всего, внешним
фактором, роль которого остается решающей
и сейчас.
Большинство населения
с надеждой встретили новые идеи
(рынок, демократия, суверенитет), рассматривая
их, прежде всего в качестве символов
материального благополучия, а не
инструментальных ценностей. Сохранились
прежние стереотипы о том, что
государство должно заботиться о
светлом будущем народа: раньше коммунистическим,
теперь рыночном. Между тем, и суверенитет,
и рыночные механизмы, и демократические
процедуры полноценно функционируют
и показывают свои преимущества через
индивидуальное участие (субъектность)
большинства населения. Однако понятными
нормами и эффективными моделями
поведения общество не было обеспечено.
К новым условиям смогли адаптироваться
самые предприимчивые, энергичные,
психологически сильные и способные
к переменам люди. Позитивные ценностно-рациональные
ориентации сформировались у той
части общества (интеллигенция, молодежь),
которая на интеллектуальном уровне
смогла осознать превосходство новых
ценностей. У большинства же населения
после столкновения с негативными
социальными последствиями
Понятно, что такие
обстоятельства социально-экономической
и политической жизни не способствуют
формированию демократической политической
культуры в широких слоях населения.
Таким образом, можно
говорить об отсутствии в Беларуси
единой политической культуры и наличия
характерной для переходного
общества фрагментарности. Преобладает
патриархально-подданническая субкультура,
социальными носителями которой
являются социально-слабые слои и люди,
работающие в структурах государства.
Важнейшей чертой этой культуры является
политическая бессубъектность. Вторая
субкультура формируется вокруг
ценностей, отражающих потребности
развития общества. Ее носители – молодежь,
предприниматели, интеллигенция. Можно
отметить социальные группы, где доминируют
ценности этих субкультур. Старшее
поколение выступает за порядок
– молодежь – за свободу и
индивидуальные права; социально слабые
слои – за государственное регулирование
на цены – наиболее адаптированные
(предприниматели, средние слои) –
за рыночную модель; лица низкого социального
статуса и образования за объединение
в единое государство; лица с высоким
социальным статусом и образованностью
– за суверенитет. Основная линия размежевания
политическо-культурного поля Беларуси
– этатистско-патерналистская направленность
или инициативная, предпринимательская
позиция личности.
Что в такой ситуации
может объединить всех жителей Беларуси?
На наш взгляд, каждому человеку
сейчас наиболее близка и актуальна
мысль о материальном благополучии
и общественном согласии на своей
земле. Можно согласится и с белорусскими
учеными (Бабосов Е.М., Ровдо В.В.),
относительно необходимости использования
обновленной национальной идеи, как
основы для национального консенсуса
и платформы для осуществления
целенаправленного
Важнейшая задача всех
граждан страны на современном этапе
– это сохранение и укрепление
независимости Беларуси. Динамика процесса
становления государственности
и граждан нового государства
взаимосвязанный процесс: 1) от каждого
человека требуется самоопределиться
и осознать ответственность за состояние
дел в государстве; 2) государство
должно заслужить доверие своего
народа. Устойчивость и перспектива
общества строится на логике развития
личности. Будущее у того государства,
которое сможет предоставить своим
молодым гражданам “жизненное пространство”
для самореализации.
Информация о работе Политическая культура и идеологические процессы в Республике Беларусь