Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 09:09, реферат
Политическая культура и идеология – два основополагающих духовных фактора политической жизни. Взаимодействуя на общем поле общественного сознания, они проявляются, реализуются через общественное поведение граждан, функционирование общественных и политических институтов. Если политическая культура представляет собой исторически сложившиеся, наиболее устойчивые, проверенные компоненты сознания, то идеология несет в себе скорее потенциал изменения, как бы противится существующему статус-кво.
«Политическая культура
и идеологические процессы в Республике
Беларусь»
Минск, 2008
Политическая культура
и идеология – два
Впервые научный
анализ роли культурного и идеологического
факторов в генезисе общества дал
известный немецкий социолог М. Вебер
на примере «протестантской этики»
Сегодня Беларусь, как
и другие посткоммунистические страны,
находится в стадии социальной трансформации.
Общий вектор перемен не снимает
проблему выбора наиболее оптимальной
концепции реформирования общества.
Особенности политической культуры,
специфика менталитета, отличия
мотивационного механизма – это
те духовные компоненты, без учета
которых самый передовой опыт
не может быть успешно реализован.
Именно через эту призму (взаимодействие
с идеологией) весьма актуально еще
раз более пристально и в теоретическом,
и в практическом плане взглянуть
на феномен политической культуры.
В настоящее время
имеется множество определений
политической культуры, отражающих различные
подходы и точки зрения относительно
этого явления. Английский политолог
Д.Каванах систематизировал теоретические
представления о политической культуре.
К первой группе он отнес психологические
интерпретации политической культуры,
характеризующие ее как совокупность
внутренних ориентаций человека на политические
объекты и ограничивающие ее сферой
политического сознания и политической
психологии (Г.Алмонд, С.Верба); вторую
группу составили объективистские подходы,
раскрывающие содержание политической
культуры через нормативные требования,
санкционированные образцы поведения
граждан и групп (Т.Парсонс, Д.Истон); в
третью группу были включены интерпретации
политической культуры, включавшие в себя
психологические установки и соответствующие
им формы поведения; четвертую группу
составили представления, трактующие
политическую культуру как гипотетическую
нормативную модель желаемого поведения
и мышления, как качественный уровень
состояния политической системы и субъектов
политики. Различные подходы не противоречат,
а скорее дополняют представление о политической
культуре.
Для понимания сущности
политической культуры напомним, что
она не замыкается в рамках политического
сознания, а реализуется через
поведение политических субъектов,
деятельность политических институтов.
Принципиальное значение имеет положение
о том, что политическая культура
включает в себя не все политическое
сознание и поведение, а усвоенные
представления, навыки, умения, которые
типичны, характерны для данных социальных
субъектов. Она как бы образует матрицу
политического процесса, «отливающую»
сознание и поведение его субъектов
в устойчивые, воспроизводимые на
протяжении определенного исторического
периода формы. В то же время политическая
культура представляет собой динамическое
(постоянно обновляющееся) явление.
Она складывается, с одной стороны,
из укоренившихся представлений
населения, передаваемых им из поколения
в поколение, с другой стороны, из
воспроизводства этих представлений
в процессе изменяющихся условий
политической жизни общества.
В качестве некоего
интегрального определения
Политическая культура
– явление полиструктурное, многоуровневое.
Поэтому существуют различные подходы
в структурировании политической культуры.
Психологическое направление в
изучении структуры политической культуры
личности использует понятие политической
ориентации. Оно означает ценностную
и мотивационно детерминированную
систему представлений личности
о целях и средствах
Изучение политических
ориентаций показывает, что на индивидуальном
уровне сознания идеологический и культурный
компоненты тесно переплетены, существуют
в синкретическом виде.
Желательно использовать
более “крупный масштаб” для выяснения
структурно-функциональной связи политической
культуры и идеологии. В этом плане
интересен опыт применения понятия
“менталитет” в современных исследованиях
политической культуры. Под этим понятием
сегодня подразумевают
Структурные компоненты
политической культуры можно рассматривать
на следующих уровнях:
1)
ментально – поведенческом (
2)
ментально – духовном (наука,
идеология, психология, язык);
3)
качественное состояния
Политические ценности
– это убеждения относительно
целей, которые субъекты политики должны
реализовать. Они охватывают те явления,
которые являются предметом определенных
интересов, потребностей, ожиданий. Это
власть, государство, нация, политические
свободы, социальная справедливость, правопорядок
суверенитет, мир. Набор политических
ценностей у субъектов
Политическая культура
на идеологическом уровне включает ценности,
наиболее укоренившиеся в обществе
идеологий: коммунистической, социал-демократической,
консервативной, либеральной, национальной,
фашистской. В рамках той или иной
идеологии существует разная оценка
фундаментальных ценностей. Так либеральная
идеология обращает внимание на права
личности, консервативная на единении
прав нации и личности, фашистская – на
приоритете прав нации и государства над
правами личности. Поэтому на основании
ценностей политической культуры можно
составить представление об идеологических
ориентациях людей и социальных групп.
Ценности сообщества
на практике реализуются через нормы,
которые имеют собственно политический,
правовой и моральный характер. Они
определяют общепринятые требования –
правила поведения субъектов
политического действия. Нормы являются
внутренними, автономными регуляторами
поведения, ценностями инструментального
порядка. Поэтому их выработка и
усвоение более сложный и длительный
процесс (апробация на собственном
опыте), чем принятие ценностей-идеалов
на вербальном уровне. Этим объясняется
противоречивость сознания и поведения
людей переходного общества –
позитивное восприятие ценностей западного
общества, но в индивидуальном поведении
следование нормам старого строя.
Следующим элементом
политической культуры есть политическое
действие и поведение.
Идеология призвана
обосновывать и оправдывать определенные
социальные действия, мобилизует и
вдохновляет массы на их реализацию.
Поэтому можно утверждать, что
она стимулирует разнообразные
типы политического поведения: автономный
(самостоятельный) или мобилизационный
(инициированный властью); открытый (публичный)
или закрытый (в рамках политических
институтов); нормативный или девиантный
(отклоняющийся от существующих норм);
традиционный или инновационный.
На общественном
уровне политическая культура в ментальной
плоскости охватывает психику, науку,
язык и идеологию. Здесь идеология
выступает в качестве самостоятельного
компонента, непосредственно взаимодействуя
с другими.
Важными элементами
политической психики являются архетип,
миф, стереотип, символ.
Политическая идеология
выражает ценности, интересы групповых
субъектов политики. Ограниченность
идеологии состоит в том, что
зависит от интересов тех или
иных общественных групп, формирует
ценности и нормы, характерные тем
группам. Идеология апеллирует как
к иррациональным, так и рациональным
элементам массового сознания. Поэтому
идеология часто формирует
Современные политические
идеологии в условиях политической
конкуренции все больше прибегают
к использованию науки. Политические
науки (политология, политическая социология,
политическая психология, история) стремятся
выяснить политическую реальность с
позиции научной истины, а не определенных
интересов. Политический язык как универсальный
способ политического мышления и
ценностей характеризует каждый
элемент политической культуры. Особенности
языка дают возможность выявить
тип политического режима, характер
идеологических ценностей, эмоционально–волевое
настроение субъектов политики.
Общие рамки взаимодействия
политической культуры и идеологии
определяются их функциональным предназначением
в обществе. Многие функции идеологии
(нормативно-регулятивная, коммуникативная,
интегративная, социализации, адаптации,
идентификации) совпадают с функциями
и политической культуры, другие функции
(легитимация власти, конструирование
– модель будущего, компенсаторная
– вера в лучшее) характеризуют
идеологию, прежде всего в качестве
инструмента политической борьбы. Конкретные
варианты взаимодействия зависят от
социально-экономической и
В целом политическая
культура и идеология способны оказывать
тройственное влияние на политические
процессы и институты:
1.
сохранять прежнюю структуру
властных отношений,
2.
порождать новые формы
3.
комбинировать элементы
Консерватизм культуры
служит защитным механизмом, как от
непредсказуемых радикальных
Преобразующая роль
политической культуры и идеологии
особенно актуальна для переходного
общества. Переход от командной экономики
к рыночному хозяйствованию, от авторитарной
политической системы к правовому
государству требует коренных изменений
самой политической культуры, формирования
ценностей, норм поведения, адекватных
рыночной экономике и плюралистической
демократии. Существующая политическая
культура является естественным основанием
оптимальной модели развития, ибо
базовые ценности, традиции, национальные
особенности определяют характер, глубину,
темп и направленность преобразований.
Одновременно эта интегральная идеология
выступает важным средством формирования
адекватной политической культуры, так
как определяет направленность социализации
(прежде всего молодежи). Именно идеология
способна выявить, актуализировать
те аспекты ментальности, которые
способствуют формированию новой культуры.
Можно попытаться проследить
взаимосвязь между типами политической
культуры и идеологическими системами
– устойчивыми отношениями
Информация о работе Политическая культура и идеологические процессы в Республике Беларусь