Политическая концепция Ж.Ж. Руссо

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 18:07, контрольная работа

Описание работы

Я выбрала эту тему, потому что считаю ее достаточно актуальной т.к. концепция Ж.Ж. Руссо является интересной для изучения многих ученых и политологов. Целью моей работы является рассмотрение и исследование основных положений мировоззренческой системы Жан-Жака Руссо.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………...3
1. Система политических взглядов Жана Жака Руссо……………………...4
2. Политическая концепция Ж.-Ж.Руссо…………………………………....7
2.1. Концепция “общественного договора” Ж.-Ж. Руссо…………….….7
2.2. Идея общественного договора…………………………………..……13
3. Руссо и русская общественная мысль ХIХ века………………………....21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………….…..23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………….. …24

Работа содержит 1 файл

Федеральное агенство по образованию.docx

— 22.76 Кб (Скачать)

   «… акт суверенитета … не есть соглашение начальника с подчиненным, но соглашение целого с каждым из его членов… И пока подданные подчинены только такого рода соглашениям, они не повинуются никому, кроме своей собственной воли. Спрашивать поэтому, до какого предела простираются взаимные права суверена и граждан, это значит спрашивать, до какого предела последние могут обязывать самих себя, каждый по отношению ко всем и все по отношению к каждому».

«Отсюда очевидно, что, как бы ни была суверенная власть абсолютна, … она не может все-таки переступить и не переступает границ общих соглашений… ».

   Но «все услуги, которые гражданин мажет оказать государству, он должен оказать по первому требованию суверена», так как «даже жизнь, которую он посвятил государству, постоянно охраняется последним; и если он рискует ею для защиты государства, то разве он не возвращает ему только то, что от (государства) же и получил».

            О праве жизни и смерти.

  «Общественный договор имеет целью сохранение договаривающихся. Кто одобряет цель, тот одобряет и средства, ведущие к цели, а эти средства связаны, безусловно, с некоторым риском, даже с некоторыми потерями».

Человек, преступая законы государства, перестает быть его членом и становится его врагом. «В этом случае сохранность государства становится несовместимой с сохранностью преступника; необходимо, чтобы один из них погиб». Преступника казнят как врага, а не как гражданина, а судебный процесс служит доказательством нарушения. Нарушитель должен быть извергнут из общества путем изгнания или смертной казни как враг общества.

            О законе и законодателе.

«Для того, чтобы соединить права с обязанностями и осуществлять справедливость, необходимы законы». Когда «весь народ устанавливает что-либо относительно всего народа, тогда он имеет дело только с самим собой …, тогда предмет, относительно которого делается постановление, так же общ, как и воля, которая постановляет. Этот-то акт я и называю законом». Так как закон устанавливается для общества, он не может касаться конкретного человека или поступка. « … всякая функция, которая относится к индивидуальному объекту, не есть дело законодательной власти».

«Народ, подчиненный законам, должен быть и автором этих законов; только те, которые вступают в союз, должны регулировать его условия». Таким образом, законодатель – это само общество, но нужно указать общей воле «правильный путь, который она ищет, гарантировать ее от увлечения волей отдельных лиц… Надо заставить одних согласовать их волю с разумом, а иного научить узнавать то, чего он хочет». 

            О народе.

«… мудрый законодатель не начинает с написания хороших законов, и исследует предварительно, сможет ли народ, для которого он эти законы предназначает, вынести их». Ж.-Ж. Руссо говорит, что государство как и человек, переживает юность, зрелость и старость, и подчинять его законам нужно в зрелости. Каждое государство взрослеет с разной скоростью, и, прежде чем издавать для него закон, нужно изучить народ его, выяснить, способен ли он к дисциплине.

«Русские никогда не будут народом истинно цивилизованным, потому что их цивилизовали слишком рано… Некоторые из проведенных им (Петром) реформ были сделаны хорошо, большая же часть была неуместна. Он видел, что его народ – народ варварский, но он не видел того, что он не зрел для истинного управления… Он хотел сначала сотворить из своих подданных немцев, англичан, когда надо было начать с того, чтобы сделать из них русских».

Государство должно быть «ни слишком большим, чтобы хорошо управляться, ни слишком малым для того, чтобы поддерживать свое существование собственными силами». «Маленькое государство пропорционально сильнее, чем большое», так как в большом «администрация становится более затруднительной при больших расстояниях… и более обременительной, по мере того, как множатся ее ступени».

«Первая вещь, которую необходимо установить, - это здоровая и прочная конституция; и всегда следует более рассчитывать на силу, создаваемую хорошим правительством, чем на средства, доставляемые большой территорией».

Если земли слишком много, то это причина для оборонительных войн, если слишком мало – для наступательных. Таким образом, «отношение … должно быть таково, чтобы земли было достаточно для поддержания ее обитателей и чтобы было столько жителей, сколько земля может прокормить».

Еще одно необходимое условие: чтобы народ «пользовался изобилием и миром» во время организации государства, так как в этот момент оно наиболее уязвимо.

Таким образом, наиболее способен к законодательству не нуждающийся в политической и экономической помощи народ, не обремененный к тому же памятью «настоящего ига законов; у которого нет ни обычаев, ни сильно укоренившихся предрассудков».

О различных системах законодательства.

Целью всякой системы законодательства является свобода и равенство. Власть не должна доходить до насилия и применяться иначе, как только в силу законов; ни один гражданин не должен быть настолько богат, чтобы купить другого, и ни один – настолько беден, чтобы быть вынужденным продавать себя. «… Сила вещей стремится всегда разрушить равенство, сила законодательства должна быть постоянно направлена к его поддержанию».

  Прочность конституции в том, чтобы естественные отношения и законы совпадали по одним и тем же вопросам, и действие законов заключалось бы в поддержании естественных отношений. При противоречиях между теми и этими, ослабление их может привести к смутам и разрушению государства. 
 
 
 

    Руссо и русская общественная мысль ХIХ века

     Общественные идеалы Руссо оказали глубокое влияние на демократические слои русского общества.

     Так, А.Н. Радищев считал себя активным сторонником и приверженцем Руссо. Он очень высоко ценил его теорию общественного договора и пытался ею воспользоваться для оправдания народных волнений и мятежей против помещечьей тирании, против "неправосудия государя" и олицетворяемого им жестокого крепостнического режима. Теория общественного договора получила отражение и в административных проектах Радищева. Он пытался конкретизировать теорию общественного договора, пропагандируя буржуазные общественные отношения, которые только зарождались в лоне российского крепостничества.

     Революционно-демократические идеалы Руссо были хорошо знакомы и декабристам, среди которых были широко распространены запрещенные переводы его произведений.

     Высоко ценили демократические идеалы французских просветителей Н.Г.Чернышевский, Н.А.Добролюбов, А.И.Герцен и другие.

А.И.Герцен часто подчеркивал то, как велико было влияние революционно-демократических идей Руссо на его сознание и ранние взгляды:" Мы так же переживали Руссо и Робеспьера, как французы". В Руссо Герцен видел не только выдающегося демократического мыслителя, но и идеолога французской мелкой буржуазии, давшего якобинцам острое идейное оружие.

     Г.В.Плеханов в своей статье " Жан-Жак Руссо и его учение о происхождении неравенства между людьми" отмечал огромную теоретическую заслугу Руссо в том, что он не довольствуясь господствовавшим в XVIII веке идеалистическим взглядом на ход развития просвещения, попытался взглянуть на этот ход с точки зрения материалистического положения, согласно которому не мышление определяет собой бытие, а бытие определяет собою мышление.

     Кроме того, многие не без основания полагали, что ,если бы не было Руссо, не было бы и Великой французской революции 1789 - 1794 гг., что именно его "возмущенная мысль" привела к переворотам в социальной и политической жизни Франции и возвестила о начале революционной эпохи в жизни европейского общества.

     Социально-политические идеи Руссо явились предтечей тех реальных исторических событий, которые назывались Великой французской революцией и нити от которых тянутся к еще более роковому действию - к Великой Октябрьской революции. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      ЗАКЛЮЧЕНИЕ

      Жан-Жак Руссо (1712—1778) — один из ярких и оригинальных мыслителей во всей истории общественных и политических учений.

      Его социальные и политико-правовые взгляды изложены в таких произведениях, как: “Рассуждение по вопросу: способствовало ли возрождение наук и искусств очищению нравов?” (1750), “Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми” (1754), “О политической экономии” (1755), “Суждение о вечном мире” (впервые опубликовано после смерти, в 1782 г.), “Об общественном договоре, или Принципы политического права” (1762).

      Своим учением о законе как выражений общей воли и о законодательной власти как прерогативе неотчуждаемого народного суверенитета, своей концепцией общественного договора и принципов организации государства Руссо оказал огромное воздействие на последующее развитие государственно-правовой мысли и социально-политической практики. Его доктрина стала одним из основных идейных источников в процессе подготовки и проведения французской буржуазной революции, особенно на ее якобинском этапе. 
 
 
 
 
 
 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.  Акмалова А.В. История политических и правовых учений. – М., 2002.  

2.  Длугач Т.Б.  Подвиг здравого смысла, или Рождение идеи суверенной 

     личности (Гольбах, Гельвеций, Руссо) -М.: Наука, 1995.

3.  Верцман И.Е.,Ж.-Ж. Руссо. М:Рослитиздат, 1958.

4.  Дворцов А.Т.,Ж.-Ж. Руссо. М:Наука, 1980.

5.  Ж.-Ж. Руссо «Об общественном договоре». Государственное социально-

     экономическое издательство, Москва, 1938.

6. История философии в 3-х томах. Под ред. Г.Ф.Александрова,

    Б.Э.Биховского, М.Б.Митина, П.Ф.Юдина. АН СССР, Институт     

    философии. М:Политиздат, 1941,т.2.

7.   История политико-правовых учений. /Под ред. В.Г. Вахомов. – М., 2002.

8. Манфрез А.З. Три портрета времен французской революции.    

   М:Мысль, 1989.   

9. Момджнян Х.Н. Французское просвещение XVIII века: очерки. М:Мысль, 1983.

10. Т.А.Курсанова. М:Прогресс, 1964.

Информация о работе Политическая концепция Ж.Ж. Руссо