Политическая элита

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 09:17, контрольная работа

Описание работы

Политическая элита — немногочисленная, относительно привилегированная, достаточно самостоятельная, высшая группа (или совокупность групп), в большей или меньшей степени обладающая определенными психологическими, социальными и политическими качествами, необходимыми для управления другими людьми и непосредственно участвующая в осуществлении государственной власти. Люди, входящие в политическую элиту, как правило, занимаются политикой на профессиональной основе. Элитизм как целостная система был сформирован в первой половине XX века благодаря работам таких ученых как В.Парето, Г.Моски и Р.Михельса.

Содержание

Введение 3

Понятие, классические теории элит 4

Типология и структура элит 12

Каналы и способы рекрутирования элит 16

Заключение 21

Список литературы: 23

Работа содержит 1 файл

Политология гот.docx

— 60.63 Кб (Скачать)

      Либеральный подход к рассмотрению  связи политической элиты с  рядовыми гражданами представлен  в различных теориях демократического элитизма. Сущность этого подхода выражена в формуле: "Элита должна править, чтобы власть народа выжила". Демократия понимается как правление элит, которое одобряется народом. Основы подобного понимания демократии были заложены М. Вебером еще в начале ХХ в. Элита, согласно его трактовке, - это слой профессиональных политиков, облеченных доверием народа. Элита через систему выборов зависит от населения, а потому стремится завоевать симпатии тех, кем руководит. Немецкий политолог ограничил формы политического участия масс лишь выборами, так как не верил в возможность существования мудрого народа. Идеи Вебера получили дальнейшее развитие в теориях элитарной демократии Й. Шумпетера, С. Липсета, Р. Даля, Дж. Сартори. В работах двух последних американских политологов была разработана теория полиархической демократии. Так, в понимании Дж. Сартори, демократия представляет собой, во-первых, селективную полиархию (принцип селективности предполагает отбор посредством выборов среди конкурирующих меньшинств); во-вторых, полиархию "по основанию достоинств"1.

      Во второй половине ХХ в. к дискуссиям о сущности элит добавились дискуссии об их составе. Выделились два подхода:

  1. Концепция плюрализма элит содержит следующие положения:
  • элита неоднородна, а состоит из нескольких элитарных групп. Влияние каждой из них ограничивается четко определенной областью деятельности. Плюрализм элит определяется многообразием социальных групп: экономических, профессиональных, религиозных, демографических;
  • общество представлено множеством групп интересов политики, каждая из которых выделяет собственную элиту и контролирует ее;
  • деление на элиту и массу носит условный характер. Элиты "открыты" для включения в свои ряды наиболее активных, способных и результативных представителей масс;
  • конкуренция между элитами предотвращает монополизацию власти со стороны одной из них;
  • политическая власть рассредоточена между всеми конкурирующими группами.
  1. Критическая (леволиберальная) концепция элит связана с именем американского политолога Чарлза Райта Миллса. Оппонируя сторонникам плюралистического подхода, он в качестве основной идеи выдвинул тезис об однородности (гомогенности) элиты. Элита - это слой людей, занимающих стратегические командные посты, состоящий из политиков, представителей бизнеса и военных. Совпадение основных интересов позволяет им принимать общие решения, имеющие последствия для народа. Гомогенность элиты определяется близостью биографий, общностью стиля жизни, разделяемой системой ценностей. Миллс обратил внимание на такие средства консолидации элиты, как брачные узы; образование, которое представители элитарных кругов получают в одних и тех же престижных частных школах, а затем и университетах; дружеские связи; членство в аристократических клубах. Важнейшие решения, по мнению ученого, принимаются главным образом в рамках неофициального общения. Политолог сделал вывод о невозможности открытых элит: рекрутирование в элиту осуществляется из собственной среды. Доступ же в нее для представителей неэлитарных слоев затруднен множеством социальных барьеров. Миллс отверг тезис сторонников плюралистической теории о рассредоточении власти между группами. В отличие от них он считал, что тенденцией современного общества является концентрация власти в руках единой элиты. Рассматривая общество в вертикальном разрезе, политолог выделил элиту как вершину пирамиды власти. На среднем уровне находятся группы давления на правительство, о которых рассуждают сторонники плюралистических теорий. В основании пирамиды расположена неорганизованная масса рядовых граждан, которые лишь подчиняются воле других и практически не оказывают влияния на элиту.

       Каждая из рассмотренных теорий подвергалась критике со стороны многих политологов. Выдвинутые положения не всегда адекватно отражают действительность. Но неоправданным было бы игнорирование многих положений этих теорий при исследовании феномена элит разных стран.

Типология и структура элит

 

     Выявленные исследователями черты элит позволяют дать определение политической элиты. Политическая элита — это относительно интегрированная группа (или совокупность групп), занимающая руководящие позиции в общественных институтах и влияющая на принятие властных решений. Это относительно привилегированная, политически господствующая группа, претендующая на представительство народа и в демократическом обществе в той или иной мере подконтрольная массам. К тому же она относительно открыта для вхождения в ее состав лиц, обладающих необходимой квалификацией, политически активных.

    Понятие «политическая элита» характеризует носителей наиболее ярко выраженных политико-управленческих качеств, осуществляющих руководство обществом. Оно отражает неравномерность влияния граждан на власть, соревновательность и конкуренцию в политической жизни, ее иерархичность и динамизм.

      Существование политической элиты обусловлено действием следующих основных факторов:

  • неодинаковыми способностями, возможностями и желанием людей участвовать в политике;
  • общественной потребностью в профессиональных управленцах;
  • широкими возможностями для получения привилегий, открываемых управленческой деятельностью;
  • политической пассивностью широких слоев населения, главные интересы которых обычно лежат вне политики.

     Политическая элита внутренне неоднородна, дифференцирована и различается на разных исторических этапах и в разных странах. Это, а также специфика исследовательских подходов, обусловливает сложность и многообразие ее классификации.

     В зависимости от источников влияния элиты делят на наследственные (например, аристократия), ценностные (лица, занимающие высокопрестижные и влиятельные общественные и государственные позиции), властные (обладатели властью) и функциональные (профессионалы-управленцы).

      Среди политических элит различают правящую, т. е. непосредственно обладающую государственной властью, оппозиционную (контрэлиту), открытую, рекрутирующуюся из всего общества, и закрытую, воспроизводящуюся из собственной среды (например, дворянство).

      Структура элитарного слоя, осуществляющего в государстве и обществе функции власти и управления, неоднородна и сложна. Ее элементами являются:

  • экономическая элита — крупные собственники, владеющие промышленными компаниями, банками, торговыми фирмами и т. п.;
  • политическая элита — лица, занимающие высшие посты в гражданских или военных органах власти;
  • бюрократическая (административная) элита;
  • идеологическая, «информационная» элита — ведущие представители науки, культуры, религии, образования) средств массовой информации,

      На основе объема властных функций различаются высшая, средняя, административная политические элиты.

      Сама элита делится на высшую, которая принимает значимые для общества решения; среднюю, участвующую в подготовке и реализации решений; административную, предназначенную для исполнительной деятельности, однако не обладающую большим влиянием, на политику.

      Высшая политическая элита включает в себя политическое руководство государства — монарха, президента, премьер-министра, спикера парламента, лидеров ведущих партий и фракций в парламенте, одним словом, всех тех, кто занимает высшие посты в органах законодательной, исполнительной и судебной ветвях власти. В западных демократиях на каждый миллион жителей приходится примерно 50 представителей высшей элиты. В этой элитной группе можно выделить некое ядро, которое насчитывает всего несколько сот человек.

       Средняя политическая элита формируется из выборных должностных лиц — парламентариев, сенаторов, депутатов, губернаторов, лидеров различных партий и общественных движений. Эта элитная группа составляет по некоторым оценкам около 5 процентов населения. Она выделяется по трем признакам: доходу, профессиональному статусу и образованию. Лица, обладающие высшими показателями лишь по одному или двум из этих критериев, относятся к маргинальной элите.

      Многие политологи отмечают тенденцию возрастания роли средней элиты, особенно ее новых слоев, называемых «субэлитой», — высших служащих, менеджеров, ученых, инженеров и интеллектуалов — в подготовке, принятии и реализации политических решений. Эти слои обычно превосходят высшую элиту в информированности, организованности и способности к единым действиям.

      Административная (бюрократическая) элита — это высших слой государственных служащих (чиновничества), занимающих руководящие должности в органах государственного управления и играющих значительную роль в управлении государством и обществом.

 Когда  речь идет о бюрократии, нельзя  не сказать и об опасности  политизации ее деятельности. Бюрократия  по определению должна быть  политически нейтральной. Исполнение  чиновничеством сугубо административных  функций и невмешательство его  в политическую борьбу — одна  из предпосылок сохранения стабильности  общественных порядков. Как справедливо  отмечал М. Вебер, перерождение  государственной бюрократии в  политическую таит в себе угрозу  человеческой свободе и независимости. 

       Оптимальной для общества является стабильная демократическая элита, сочетающая тесную связь с населением с высокой степенью групповой интеграции, способная понимать политических оппонентов и находить компромиссные решения.

       Выражение элитой мнений населения в определенной степени зависит от социального происхождения ее представителей. Естественно, что выходцам из среды рабочих, крестьян, тех или иных этнических групп легче понять запросы соответствующих слоев. Из этого вовсе не следует, что интересы рабочих должны представлять рабочие, крестьян — крестьяне и т. д. Часто с этой задачей лучше справляются политики-профессионалы — выходцы из других групп общества. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Каналы  и способы рекрутирования элит

 

      Под рекрутированием в политологии понимается процесс отбора и продвижение людей в активную политическую жизнь. Существенное место среди различных уровней процесса рекрутирования занимает рекрутирование элиты. Формирование элиты в каждой конкретной стране, на каждом конкретном этапе ее развития отличается значительным своеобразием. Существуют, однако, общие закономерности процесса вхождения людей в правящую группу. Универсальными для всех стран являются каналы рекрутирования элиты - те социальные институты, включенность в которые дает людям возможность достичь власти.

     К таковым относят:

  1. Политические партии. Особенно велика их роль в западноевропейских государствах, где претендент на вхождение в элиту должен пройти по всем ступеням партийной иерархии. Так делали свою карьеру М. Тетчер, Ф. Миттеран, Г. Коль и те политики, которые сегодня сменили их на ключевых государственных постах.
  2. Бюрократический аппарат. Значительная доля чиновников прослеживается в элите всех развивающихся стран, а также таких высокоразвитых государств, как Япония и Швеция.
  3. Церковь и околоцерковные религиозные организации. Этот канал рекрутирования более характерен для исламских стран и стран с сильным влиянием католицизма.
  4. Профсоюзы. Профсоюзные лидеры играют заметную роль в политических элитах многих стран. Бывший президент США Р. Рейган и бывший президент Польши Л. Валенса "вошли" в "большую политику" как лидеры профсоюзных движений.
  5. Экономические институты, сфера бизнеса.
  6. Армия. Влияние этого фактора особенно велико в странах Латинской Америки, Африки и Азии. Три последних премьер-министра Израиля - боевые генералы. В современной России присутствует тенденция увеличения количества бывших военных во властных структурах регионального уровня.
  7. Система образования играет существенную роль во всех странах. По отзывам британских политологов, этой страной управляют исключительно люди, окончившие Оксфорд или Кембридж, имеющие одно или два высших образования, чаще всего юридическое и экономическое. Американский истеблишмент (этим понятием в США обозначают правящую элиту), как правило, состоит из выпускников университетов, относящихся к так называемой "Лиге плющей", среди которых Гарвардский, Йельский и Принстонский.

      Универсальными являются и основные системы рекрутирования элиты. Система рекрутирования - это механизм формирования и воспроизводства элиты, включающий в себя критерии, порядок и круг лиц, осуществляющих отбор. В наиболее общем виде представления о системах рекрутирования в форме демократической и аристократической тенденций были сформулированы еще Г. Моска. Современная наука трактует их соответственно как антрепренерскую систему и систему гильдий.

      Система гильдий предполагает  закрытый и неконкурентный характер  отбора, который осуществляется  достаточно узким кругом лиц  (селекторатом), медленное продвижение кандидатов вверх по ступеням власти. Отбор осуществляется из определенных (весьма ограниченных) социальных групп или партий. По отношению к кандидатам выдвигается множество формальных требований, призванных подтвердить не столько их компетентность, сколько лояльность вышестоящему начальнику. Обновление элиты происходит медленно и нерегулярно. Подобный тип формирования элиты характерен для традиционных обществ (элита - каста в древней Индии, элита - аристократия в средневековой Европе). В ХХ в. наиболее четко система гильдий проявилась в тоталитарных (элита - партия в СССР) и авторитарных (элита - корпорация в Чили, Иране) политических системах. Крайним выражением системы гильдий стал номенклатурный способ формирования элиты в бывшем СССР. Элита подбиралась сверху с учетом рекомендаций партийных органов, социального происхождения, партийности, декларируемой верности официальной идеологии.

      При антрепренерской системе  отбор носит открытый, конкурентный  характер, осуществляется большим  кругом лиц (в идеале - всем  населением через выборы) и из  различных по своему положению групп. Присутствует тенденция регулярного обновления элиты. Критерии отбора ориентируются, в первую очередь, на личные качества кандидата, его умение привлечь к себе внимание людей, способность доказывать свою компетентность.

      Использование каждой из систем  может иметь неоднозначные последствия как для самой элиты, так и общества в целом. Так, система гильдий, с одной стороны, формирует однородную элиту, обеспечивает предсказуемость и преемственность политического курса, а с другой, ее длительное использование приводит к отрыву элиты от общества, к ее старению и бюрократизации, а в конечном итоге - к вырождению господствующей группы и потери ею способностей к управлению обществом. Антрепренерский способ рекрутирования элиты, характерный для современных демократических обществ, обеспечивает динамизм и гибкость элиты, более полную легитимацию ее власти. Но и у этой системы есть свои недостатки.

Информация о работе Политическая элита