Политическая элита

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 09:17, контрольная работа

Описание работы

Политическая элита — немногочисленная, относительно привилегированная, достаточно самостоятельная, высшая группа (или совокупность групп), в большей или меньшей степени обладающая определенными психологическими, социальными и политическими качествами, необходимыми для управления другими людьми и непосредственно участвующая в осуществлении государственной власти. Люди, входящие в политическую элиту, как правило, занимаются политикой на профессиональной основе. Элитизм как целостная система был сформирован в первой половине XX века благодаря работам таких ученых как В.Парето, Г.Моски и Р.Михельса.

Содержание

Введение 3

Понятие, классические теории элит 4

Типология и структура элит 12

Каналы и способы рекрутирования элит 16

Заключение 21

Список литературы: 23

Работа содержит 1 файл

Политология гот.docx

— 60.63 Кб (Скачать)

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ  АКАДЕМИЯ

УПРАВЛЕНИЯ  И ЭКОНОМИКИ 

Алтайский институт экономики 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА 
 

ДИСЦИПЛИНА: Политология

ТЕМА: Политическая элита 
 
 
 
 
 
 

              Выполнила студент: гр. 2-2331/1-1

                 Масюкина Е.В.

                 Проверила: Тютькина Н.Е.

                 Оценка: _______________________

                 Подпись:______________________ 
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             

Барнаул 2011

Оглавление

Введение 3

Понятие, классические теории элит 4

Типология и структура элит 12

Каналы и способы рекрутирования элит 16

Заключение 21

Список литературы: 23 

 

Введение

 

       Политическая элита — немногочисленная, относительно привилегированная, достаточно самостоятельная, высшая группа (или совокупность групп), в большей или меньшей степени обладающая определенными психологическими, социальными и политическими качествами, необходимыми для управления другими людьми и непосредственно участвующая в осуществлении государственной власти. Люди, входящие в политическую элиту, как правило, занимаются политикой на профессиональной основе. Элитизм как целостная система был сформирован в первой половине XX века благодаря работам таких ученых как В.Парето, Г.Моски и Р.Михельса.

      Элиты формируют цели и перспективы  развития общества. Они принимают  стратегически важные решения  и используют ресурсы государственной  власти для их реализации.

     Целью данной контрольной работы является анализ политической элиты.

     Актуальность данной контрольной работы заключается в значительной роли, которую играют политические элиты в современной жизни. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Понятие, классические теории элит

 

       Властные отношения предполагают наличие двух сторон: управляющих и управляемых. Взаимоотношения между ними характеризуются асимметричностью: количественно немногочисленная управляющая группа оказывает существенное влияние на образ жизни значительных по численности рядовых граждан. Это управляющее меньшинство именуется "элита".

      Термин "элита" (от франц. elite - лучший, отборный) вошел в научный обиход на рубеже XIX-XX вв. В широком социологическом контексте им обозначается высший, относительно замкнутый слой общества, контролирующий его основные экономические, политические и культурные ресурсы.

      При рассмотрении элиты применительно  к сфере политики ученые оперируют  двумя близкими, но не идентичными  терминами: "политическая элита"  и "властвующая элита". Наиболее  емким является понятие "властвующая  элита": это все группы, которые  могут и реально оказывают  влияние на власть.

         Властвующая элита складывается из следующих элементов:

  1. Экономическая элита - группа людей, контролирующая основные экономические ресурсы общества: крупные собственники, владельцы и ведущие менеджеры финансово-промышленных корпораций и т.д. Они выступают наиболее ощутимой группой давления на власть, используя для этого как непосредственные контакты с политиками, так подконтрольные себе СМИ и деньги, направленные на финансирование партий и избирательных кампаний.
  2. Военная элита - генералитет и высшее офицерство. Влияние на власть определяется концентрацией в ее руках значительного количества средств уничтожения и людей, готовых по первому приказу их использовать, а также степенью милитаризма самого общества.
  3. Бюрократическая элита - чиновники государственного аппарата. Их роль и влияние обусловливаются участием в процессе подготовки и реализации важнейших политических решений.
  4. Идеологическая элита - выдающиеся деятели культуры, науки, представители масс-медиа, формирующие идеологию общества и сознание масс.
  5. Собственно политическая элита включает в себя руководителей государства, членов правительства, депутатов законодательного органа, т.е. тех, кто непосредственно принимает политические решения на государственном уровне. В более широких трактовках к ней относят и политические фигуры среднего звена, значимые для региональной политики.

      Исходя из трактовки политической элиты как одного из элементов властвующей элиты, ей можно дать следующее определение: это определенная группа общества, которая концентрирует в своих руках государственную власть и отвечает за выработку стратегии развития всей системы.

      Сущность элиты вызывает значительные  споры среди ученых. Первые трактовки  были даны еще в древности.  Конфуций, Платон, Аристотель заложили  основы ценностного подхода к  пониманию элиты. Согласно этой  версии, элита представляет собой  лучших из лучших, это те, кто обладает такими добродетелями, как мудрость и справедливость. Значительное влияние на формирование элитарных теорий оказали идеи Н. Макиавелли и Ф. Ницше. Но современное понимание проблемы складывается в конце XIX-начале XX вв. Возникновение элитарных концепций стало своеобразной реакцией на теории демократии и на марксистское учение о роли народных масс в истории. В первых элитарных теориях содержалась критика демократии. Показательной в этом плане является оценка демократии со стороны русского философа и историка Л.П. Карсавина. Он отмечал, что демократическое государство анархично: совершенно не управляет страной "народ" (демос), почти не управляет парламент, немного управляет кабинет министров, а более всего - бюрократия, единственный постоянный элемент власти.

      Ныне большинство политологов  пытаются найти компромисс между  элитизмом и принципами демократии, разрабатывая концепции демократического элитизма.

Элитарный подход к рассмотрению общества был  обоснован усилиями:

  • Гаэтано Моска,
  • Вильфредо Парето,
  • Роберта Михельса.

       Г. Моска вводит сначала понятие "политического класса", а затем более широкое - "правящего класса" для определения той группы людей, которая, обладая определенными качествами и ресурсами - высокое положение в обществе, военная сила, священный сан, богатство, происхождение (преимущество рождения, семейные связи), знания и опыт управления, монополизирует власть в своих руках. Наличие такого класса, по мнению Моска, - это закон: "общество всегда управляется меньшинством"; "даже когда происходит смена власти, она передается из рук одного меньшинства в руки другого меньшинства". Правящий класс подвержен изменениям в силу присущих ему двух тенденций: аристократической и демократической. Первая тенденция обнаруживается в стремлении элиты "закрыться" от остальной части общества, передать свои привилегии по наследству. Следствием этой тенденции становится вырождение элиты и общественный застой. Демократическая тенденция проявляется в обновлении правящего класса за счет активных представителей нижних слоев. По мнению ученого, сочетание двух тенденций позволяет обществу сохранить стабильность в управлении и его качественное обновление.

      В. Парето ввел в научный оборот термин "элита". В "Трактате по общей социологии" он определил ее как группу лиц, обладающих высшими показателями в своей области деятельности. Выдвижению людей в элиту способствует наличие у них специфических психологических качеств, например инстинкта комбинаций, умения предвидеть и выражать скрытые влечения масс. По мнению Парето, в обществе, наряду с элитой, всегда существует "контрэлита" (потенциальная элита) - лица, которые по своим психологическим качествам могли бы войти в элиту, но не вошли в нее в силу своего социального положения. Самый нижний слой общества составляет неэлита - те, кто не располагает ни субъективными, ни объективными возможностями войти в элиту. Сама элита не является неизменной, а находится в непрерывной трансформации. Когда контрэлита достигает определенных показателей в своем развитии, она занимает место правящей элиты, а бывшая правящая элита, потеряв свои лучшие качества, переходит в неэлиту. Известен тезис В. Парето, что история - "это кладбище аристократий". Подобный круговорот элит исследователь описал как "закон циркуляции элит". Смена элит позволяет сохранить социальное равновесие, так как обеспечивает приход к власти элит, обладающих качествами, востребованными общественной ситуацией. Обновление может осуществляться в двух формах: поступательной (выборы и кооптация в свои ряды представителей контрэлиты) и обвальной. Последний вариант - это революции и перевороты.

В зависимости  от методов властвования В. Парето выделил  два типа элит:

элита лисиц, в которой преобладает "инстинкт комбинаций": способность лавировать, убеждать, обманывать. Приход этой элиты  в систему управления воплощает  общественную тенденцию к изменению;

элита львов. Для этого типа элиты характерна ставка на силовые методы воздействия  и неспособность к заключению компромиссов. Львы выражают консерватизм, тенденцию к постоянству форм организации общественной жизни.

       Р. Михельс в своем труде "Социология политических партий в условиях демократии", исследовав социальные механизмы, порождающие элитарность общества, сделал вывод, что причины кроются не в качествах людей, а в сущности самой организации: любая организованная система требует выделения руководящего аппарата и неизбежно воспроизводит олигархию. Выделение элитарных групп в современном обществе, где значительную роль играют партии, он назвал "железным законом олигархизации". Сама элита, в понимании Михельса, - это активное меньшинство - стремится выйти из-под контроля граждан и подчиняет политику собственным интересам. Исследователь делает вывод, что демократия вряд ли осуществима, так как неизбежно превращается в олигархию.

      Работы Г. Моска и Р. Михельса составили основу макиавеллистского подхода к анализу элиты. Для этого подхода характерно рассмотрение элиты как правящего класса безотносительно к моральным или иным качествам людей, входящих в ее состав. Основной акцент делается на роль элиты в обществе, на параметры групповой сплоченности (в частности, исследуется роль элитарного самосознания и соблюдения установленных "правил игры"), на механизмы функционирования (смена элиты, внитриэлитарная борьба).

     Для этой школы элитологии характерно также:

  • признание неизбежности элитарности любого общества;
  • рассмотрение элиты как группы лиц, обладающих определенными ресурсами и получающих материальные и нематериальные ценности в максимальном размере. Так, в трактовке американского политолога Г. Лассуэлла, элита - это те, кто получает большее из того, что стоит получать.

      В противоположность макиавеллистской традиции в ХХ в. выявились и другие теоретические подходы к пониманию элиты.

      Сторонники ценностного подхода  развивают идею В. Парето о  том, что элиту составляют люди, обладающие особыми качествами. Элита трактуется как слой  общества, сплоченный на основе  заботы об общем благе. В  элиту входят выдающиеся личности, доказавшие свое умение ставить  общественное выше личного, обладающие  особыми моральными и интеллектуальными  качествами. Так, например, известный  испанский философ Х. Ортега-и-Гассет главным качеством элиты считал наивысшее чувство ответственности, а французский социолог О. Конт - рациональность. Элита строится не на принципе "голубой крови", а по принципу результативности и выдвигается самим обществом, которое занято постоянным совершенствованием своих руководителей. Ценностного подхода придерживался и русский политический мыслитель И. Ильин. По его мнению, государственная власть должна осуществляться лучшими людьми, удовлетворяющими этическому и политическому цензу. Только духовно зрячий человек, писал Ильин, имеет основание и право принять на себя властное руководство общественной жизнью.

      Но большинство современных политологов  отдают предпочтение структурно-функциональному  подходу в объяснении феномена  политической элиты. С этой  точки зрения, элита располагается  на вершине общественной пирамиды  в силу важности функций управления. При этом признается, что фактор  компетентности и профессионализма  людей, принимающих политические  решения, имеет серьезные последствия  для общества. Применительно к  современному обществу ставится  вопрос о необходимости предоставить  право решения экономических  и социальных проблем элите  экспертов. Политическая власть, таким образом, трансформируется  в экспертократию.

Информация о работе Политическая элита