Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 15:54, доклад
Парето подразделял элиты на правящую и не правящую (контрэлиту).
Революция с его точки зрения - это всего лишь борьба и смена правящей элиты
потенциальной элитой, которая маскируется тем, что говорит, якобы от имени
народа, вводы в заблуждение непосвященных («Революция никогда не помогала
скинуть бревно тирании; максимум, что они могут - это переложить это бревно
с одного плеча на другое»,- сказал Джордж Бернард Шоу). Революция - это не
более чем смена элит: старая одряхлела и более не способна к управлению, в
обществе возникает новая потенциальная элита, которой для утверждения в
качестве правящей необходимо наличие поддержки народных масс, движимых
недовольством существующими порядками. С их помощью потенциальная элита
пробивает дыру в ветхом заборе, ограждающем прошлые порядки. Массы обычно
остаются в дураках, новая элита загоняет их «в стойло» и порой гнет
становится еще хуже. Именно в таком ключе многие интерпретируют Октябрьскую
революцию.
Теория кругооборота элит 1
Старая советская номенклатура и ее распад 1
Этапы трансформации старой элиты. 1
Новая российская элита 1
Социологический портрет элиты 1
Произошла ли смена элит? 1
Заключение 1
местные органы власти 31% составили руководители региональных
исполнительных органов, 21% - директорский корпус.
Формально сохраняя две ветви власти, Ельцинское руководство стремится
все сильнее контролировать деятельность законодательных органов, наращивая
там присутствие чиновников. Стихийная рекрутация «наверх» минимизируется.
Постепенно власть в России приобретает номенклатурные очертания. Об этом
свидетельствует также целенаправленные попытки возродить советские традиции
подбора и расстановки кадров. Утверждена «табель о рангах», то есть система
рангов и тарифных
ставок для государственных
теперь такова: на самой верхушке пирамиды - высшие руководители, которые на
виражах политического процесса опускаются вниз. На их место поднимается
второй, а затем и третий слой старой номенклатуры. В отличие от советских
времен, уход с вершины властной пирамиды еще не означает политическую
смерть. Бывшее первое лицо довольно быстро встраивается в новую структуру с
потерей 2-3 рангов. Интенсивность этого процесса в Центре и на местах
различна В центре, где политическая жизнь активнее, верхушка сменяется
чаще, и, соответственно, все более низкие слои номенклатуры поднимаются
наверх.
Новая Российская элита напоминает трехслойный пирог: сверху -
политики, разделяющиеся на борющихся за власть группировки; далее -
предприниматели,
финансирующие избирательные
структуры, газеты, электронные средства массовой информации; внизу -
«маленькие армии», «частные силовые структуры», исполняющие не только
функции обеспечения безопасности, но и функции немого давления силы.
Многие задаются вопросом: а можно ли новую элиту называть
демократической? Не следует отождествлять эпитеты «посттоталитарная» и
«демократическая». Во-первых, политическая система, пришедшая на смену
тоталитаризму не всегда будет демократической, она может быть и
авторитарной. Кроме того, на нынешнем этапе политической эволюции нашего
общества обнаруживается, что различия между старой и новой элитой не так уж
велики. Это обстоятельство вполне объяснимо. И та и другая элиты состоят из
людей, воспитанных в условиях тоталитаризма, который порождал определенную
ментальность, привычки и стереотипы поведения. А из соперничества этих элит
еще не вытекает их полная противоположность: порой близкие элиты
конкурируют друг с другом особенно ожесточенно.
Многие политологи считают, что для воспитания подлинно демократической
элиты понадобятся многие годы. Политическая культура не только старой, но и
в определенной мере новой элиты отражает уровень политической культуры
тоталитарного общества, в котором политическая апатия людей легко переходит
в политический экстремизм. Польский политолог С.Вильнович отмечает, что
демократии в обществе ровно столько, сколько демократической культуры. А ее
увеличение - очень длительный процесс. Он пойдет нормально, если его
участники признают себя лишь учениками в деле демократии и не будут считать
себя демократами только потому, что они боролись с тоталитаризмом.
Известно, что в демократических (или хотя бы нетоталитарных) странах
формирование контрэлиты происходит в недрах старой социально-политической
структуры в среде оппозиции. Ситуация в России и других странах СНГ в этом
смысле очень специфична. В условиях тоталитаризма указанный процесс
деформировался, затормаживался и интенсифицировался лишь в конце
восьмидесятых годов. Новая элита частично формировалась в недрах КПСС,
частично из лидеров неформальных движений. Новая элита в отличие от старой,
неоднородна с точки зрения как политического происхождения, так и
профессиональных качеств, идеологических ориентаций.
Старая элита была закрытой элитой, элитой кабинетных интриг, не
умеющей общаться с рядовыми гражданами. Посттоталитарная элита выдвинута в
значительной степени «снизу». Однако, после того как она пришла к власти,
быстро обнаружилось, что качества, которые необходимы правящей элите,
сильно отличаются от качеств, необходимых оппозиционерам. От новой элиты
требуется не столько выступать на митингах, сколько каждодневно и
квалифицированно управлять обществом. Новая элита оказалась в большинстве
случаев не готова к этой роли. Пока новая элита вызывает в народе лишь
разочарование. Дело вовсе не в профессионализме (он - дело наживное),
просто новая элита в своем большинстве не выдержала испытания властью.
Тут возникает деликатный вопрос: а возможна ли элита без
институциональных привилегий, и если это возможно, то будет ли «дешевая»
элита оптимальной? Ведь отсутствие всяких привилегий в условиях напряженной
работы может помешать сформировать элиту из действительно лучших,
талантливых управленцев (иначе они уйдут в бизнес или в другие структуры).
Высокие посты могут потерять для них привлекательность. Не наивно ли
рассчитывать на то, что элита будет состоять целиком из подвижников,
идеалистов, думающих лишь о том, чтобы бескорыстно служить народу. Тут
сталкиваются леворадикальная и консервативная точки зрения.
Сторонники первой точки зрения исходят из того, что если элита будет
обладать привилегиями, то она будет думать не об интересах народа, а о
защите этих самых привилегий и с течением времени превратятся в группу,
противостоящую народным массам. Носители консервативных умонастроений
возражают, досадливо отмахиваясь от «назойливых» требований элитаристов.
Зачем говорить только о привилегиях элиты? Подумайте сначала об ее огромной
ответственности. Ведь если ее представители будут думать о хлебе насущном,
то они с неизбежностью будут хуже управлять обществом. В результате
общество только потеряет.
Кто прав в этом споре? Многие полагают, что решение этой дилеммы -
нахождение оптимума, «золотой середины», а точнее - нахождение той тонкой
грани, когда необходимые для выполнения политических и иных функций права
(пусть это будут даже привилегии) не перерастали бы в злоупотребления,
чтобы элита не
превратилась в группу, эксплуатирующую
общество.
Произошла ли смена
элит?
О смене элит (во всяком случае, о смене ее состава) в России с крахом
тоталитаризма свидетельствуют хотя бы регулярно публикуемые в «Независимой
газете» персоналии политической элиты, из которых видно, что за последние
три года сменилось более трех четвертей людей, оказывающих наибольшее
влияние на политический процесс в России. О том, каков характер этих
изменений, среди российских и зарубежных политологов идут острые споры,
сталкиваются различные, порой противоположные точки зрения.
Первая и наиболее
часто высказываемая точка
что переход от тоталитаризма к демократии сопровождается обязательной
сменой элит - тоталитарной на демократическую. Партноменклатура сошла с
политической арены. Эта точка зрения встречает возражения. Демократия, это
- как известно - власть народа, и ее сторонники - те, кто выражает думы и
чаяния народа. Тогда можно ли считать демократами тех, чья политика привела
к критическому падению жизненного уровня народа и которые дают веские
основания подозревать, что новая элита выражает интересы вовсе не
большинства народа, а лишь быстро обогатившегося - зачастую криминальным
путем - меньшинства.
Сформировался новый
обслуживание интересов крупного российского капитала, складывающегося или
уже сложившегося,
в частности финансово-
также агропромышленного, энергетического комплексов. На основании
вышесказанного критики новой элиты говорят о демократах в кавычках.
Обратим внимание на вторую версию рассматриваемого явления., согласно
которой смены элит вообще не произошло: прежняя, номенклатурная, в основном
сохранилась де-факто, перекрасив лишь свой фасад - с партократического на
псевдодемократический. При этом обычно ссылаются на то, что в ряде
республик смены элит не произошло: те же лица просто пересели в другие
кресла. Возможно, подобное суждение слишком обобщенно - ведь можно привести
и другие примеры. Но, во всяком случае, такое суждение оправдано, по
крайней мере, отчасти.
Третья точка зрения близка ко второй, но по-другому обосновывается.
Смена элит - лишь видимость. И ранее коммунистическая элита страной не
управляла: призывы к светлому будущему были лишь идеологическим камуфляжем,
прикрывавшем реальное господство бюрократической, чиновничьей элиты. Та же
бюрократия правит и сейчас, только прикрывается она уже демократической
фразеологией. Отчужденность власти от народа сохранилась, та же «партия
начальников» опирается лишь на новые механизмы власти. Более того,
переходный период, когда старые - антирыночные - законы уже не действуют, а
новые - рыночные - или еще не созданы, или не работают так, как надо, для
бюрократической элиты - лучшее время, дающее ей такие права, о которых она
раньше не могла и мечтать. Именно новая бюрократическая элита зачастую
решает, разрешить или нет преобразование государственных предприятий в
частные, сдавать или нет в аренду землю или городские помещения и т.п.
Отсюда - возможность получения громадных взяток, которые кладут начало
созданию больших состояний. Если прерогативой этой элиты была власть, то
теперь власть дополняется собственностью, полученной в результате той самой
приватизации, которую
в народе метко назвали «прихватизацией»
Существует и четвертый вариант интересующей проблемы смены элит.
Согласно ему, и коммунистическая, и «демократическая» элиты
скомпрометировали себя перед народом. Первая - жестокими репрессиями по
отношению к собственному народу. Вторая - безжалостностью в проведении
«шоковой терапии» и заискиванием перед Западом. Поэтому нужна еще более