Политическая идеология

Автор: n**********@yandex.ru, 26 Ноября 2011 в 16:17, реферат

Описание работы

Политическая идеология, будучи выражением национальных, классовых, партийных, религиозных интересов, определяет направленность политических взглядов, предлагает набор определенных целостных ориентиров. Термин «идеология» был введен французским философом и экономистом Антуаном Дестют де Траси для обозначения учения об идеях. Маркс и Энгельс считали, что идеология не отражает действительность адекватно. Они предложили несколько значений термина «идеология», среди которых можно выделить следующее: идеология как метод подхода к действительности, состоящий в конструировании мнимой реальности. Действительность предстает в идеологии в искаженном, перевернутом виде, поэтому идеология оказывается иллюзорным или «ложным сознанием».

Работа содержит 1 файл

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ИДЕОЛОГИЯ.docx

— 41.95 Кб (Скачать)

 5) критическое  отношение к потенциальным возможностям  совершенствования человека и общества с помощью политических средств и методов: только религиозная вера может сделать человека лучше, политические законы лишь не позволяют ему поступать плохо.

 Неоконсерватизм — политическое течение, в основе которого лежат идеи консерватизма, приспособленные к новым условиям общественного развития. И хотя неоконсервативной идеологии придерживаются только некоторые крупные политические партии в западных странах (республиканская в США, либерально-консервативная в Японии, консервативная в Великобритании), круг приверженцев этой идеологии все больше расширяется в современном мире. Причина здесь в том, что неоконсерватизм дал людям ясную формулу взаимоотношений социально ответственного индивида и политически стабильного государства.

 Социал-демократическая  идеология

 Социал-демократическая  идеология пытается соединить представления об обществе социальной справедливости с рядом либеральных идей и представлений, исходит из приоритета социальной справедливости и равенства граждан независимо от их общественного положения. При этом одним из основных принципов является принцип сохранения гражданского мира. Социал-демократия первоначально разделяла важнейшие установки марксизма на ликвидацию капитализма и коренное переустройство общества на началах диктатуры пролетариата, обобществления средств производства, всеобщего равенства и т. д. Некоторые члены этих партий поддерживали идею марксистов о революционном пути ликвидации капитализма и переходе к социализму. Но в реальной жизни получилось так, что социал-демократия в целом признала существующие общественно-политические институты и общепринятые правила политической игры. Партии социал-демократической ориентации институционализировались, стали парламентскими партиями.

 Реальная  практика заставила руководителей социал-демократии убедиться в бесперспективности революционного перехода от старой общественной системы к новой, в необходимости трансформировать, усовершенствовать ее эволюционным путем.

 Суть современного социал-демократического движения вообще и демократического социализма в частности наиболее емко и лаконично выражена в Годесбергской программе, в которой в качестве «основных целей социалистического стремления провозглашены свобода, справедливость и солидарность. Центральное место в построениях демократического социализма занимает свобода. В трактовке Годесбергской программы свобода означает самоопределение каждого человека. Свобода, игнорирующая равные права для всех людей может выродиться в произвол. Равенство придает смысл свободе, которая действительна для всех людей. Равные права индивида на самоопределение, на признание его интересов составляют содержание справедливости. Иначе говоря, свобода и равенство обусловливают друг друга. Справедливость представляет собой равную для всех свободу.

 Следует отметить, что, поставив в основу своих политических платформ идею позитивной свободы, в реализации которой государству предписывалась ключевая роль, в послевоенные десятилетия европейская социал-демократия добилась внушительных успехов. Оказавшись в ряде стран у власти или превратившись в серьезную парламентскую силу, социал-демократические партии и поддерживающие их профсоюзы стали инициаторами многих реформ (национализация ряда базовых отраслей экономики, беспрецедентное расширение социальных программ государства, сокращение рабочего времени и т. д.), составили тот фундамент, который обеспечил бурное экономическое развитие индустриальных стран. Примером продуктивного воздействия социал-демократической идеологии на социально-политические процессы может служить так называемая «шведская модель» демократического социализма.

 Политика  государства направлена на то, чтобы подтянуть уровень жизни неимущих слоев населения к уровню жизни имущих слоев населения. Государство обязано обеспечить условия для полной занятости и содержать развитую систему социального обеспечения. В идеале цель состоит в сокращении социального неравенства путем предоставления социальных услуг в важнейших сферах жизни. К этим услугам относятся: система семейных пособий на детей; бесплатное школь-

 ное образование; обеспечение в старости; пособие по безработице; обеспечение жильем и т. д.

 Сейчас, в  начале XXI столетия, весьма трудно провести сколько-нибудь четко очерченные различия между социал-демократическими партиями и партиями других идейно-политических ориентаций. Дело в том, что многие принципы, установки, ценности, нормы политической демократии, которые раньше были полем ожесточенной борьбы между ними, стали, как указывалось выше, общим достоянием. Но все же дискуссионным, спорным остается вопрос о пределах демократии. Консерваторы и либералы склонны настаивать на том, что демократия представляет собой сугубо политический феномен и поэтому не должна распространяться на другие, в частности экономическую, сферы. Социал-демократы, наоборот, придерживаются позиции, что демократия, свобода, равенство — величины субстанциональные и поэтому не должны быть ограничены политической сферой.

 Национальные  идеологии

 В странах, где  процесс становления национальных общностей и осуществляется консолидация государств на моно- или полиэтнической основе, серьезную политическую роль играют национальные идеологии. Так, например, Западная Европа пережила бум национальных идеологий в конце XIX — первой трети XX в., и в настоящее время процесс европейской интеграции, поддерживаемый соответствующими институтами (Европарламентом, Евросоветом и др.), обусловил едва ли не повсеместное — особенно в Нидерландах, Бельгии, Люксембурге — преобладание европоцентризма над национальными идеологиями людей. В то же время в Югославии, в большинстве республик, образовавшихся на месте бывшего, СССР, национальные идеологии начинают доминировать в политической жизни общества. Не прекращаются дискуссии о перспективах создания целостной системы политического мировоззрения, основанного на православных ценностях в современной России.

 Национализм (от лат. natio — народ) — идеология и политика, основу которых составляют идеи национальной исключительности и превосходства, стремление к национальной замкнутости, местничеству, недоверие к другим нациям, нередко перерастающее в межнациональную вражду.

 В целом идеологии  этого типа выражают политические требования граждан, чьи интересы в повышении своего социального статуса связываются с национальной принадлежностью.

 В соответствии с внешними условиями и уровнем национального самосознания населения политические силы могут выдвигать различные требования:

 • защиты культурной самобытности национальной диаспоры (вплоть до образования самостоятельной государственности);

 • расширения геополитического пространства для  жизни нации или, напротив, защиты собственной территории и национального суверенитета от внешних посягательств;

 • создания привилегий для лиц «коренной  национальности» или же интенсивного расширения интернациональных контактов.

 Таким образом, политические движения, стимулируемые национальными идеологиями (национализм), в одних странах могут способствовать разрешению межнациональных конфликтов, усилению культурной однородности и, стало быть, интеграции общества (Швейцария, страны Бенилюкса и т. д.). В других, создавая очаги сепаратизма и этнического гегемонизма, национализм может подрывать целостность общества и стабильность политического правления (движение басков в Испании, сербов в Боснии и т. д.). Национальные идеологии могут стать источником укрепления межгосударственных отношений в большинстве стран Западной Европы. Отстаивание национальных интересов не связывается с усилением враждебности к другим государствам, но может создавать и острые противоречия между государствами, особенно в связи с проведением политики по отношению к свои национальным землячествам на чужих территориях (например, конфликты между Боснией и Сербией, Россией и Латвией).

 Экстремистские  идеологии провозглашают целью коренное преобразование общества и даже мира насильственными средствами. Политический экстремизм — это приверженность крайним методам, позициям, решениям, взглядам. К экстремистским направлениям в политике относятся, например, фашизм и большевизм. В первом случае речь идет об ультраправом экстремизме, во втором — об ультралевом.

 Коммунизм

 Основоположником  коммунистической идеологии являлся  немецкий философ К. Маркс. Поэтому  часто эту идеологию называют по имени создателя — марксизмом. Марксизм представлял собой радикальную  идеологию, акцентировавшую внимание на революционных методах построения нового, коммунистического общества. Преобладание революционных методов  преобразования социальной действительности вытекало из уверенности марксизма  в том, что возможно научное познание окружающей действительности и формулирование законов общественного развития.

 Будущее коммунистическое общество характеризовалось в трудах идеологов марксизма наличием нового человека, отвергшего материальный расчет и выгоду, ориентированного на моральные  стимулы и возможности всестороннего  развития способностей и их реализации. Наиболее важным

 механизмом, который, как предполагалось, будет  интегрировать различные элементы социальной

 системы, станут органы общественного самоуправления народа.

 Фашизм

 В отличие  от либерализма, консерватизма и  коммунизма, ориентирующихся на интересы конкретных классов и социальных групп, фашизм опирается на идею расового превосходства, национальной идентичности, что обеспечивает интеграцию населения  вокруг целей национального возрождения. Такие разновидности фашизма, как  итальянский фашизм и немецкий национал-социализм, были вызваны к жизни глубоким экономическим кризисом обществ, осуществлявших технологическую модернизацию. Появление  новых видов деятельности и форм разделения труда разрушали привычные  социальные связи и традиционный уклад жизни. Усложнение социальных отношений дополнялось глубоким экономическим кризисом конца 20-х годов XX в. В этих условиях классические либеральные ценности оказались неспособными выступать вдохновляющими мотивами человеческой деятельности и фактором интеграции общества. Процессы глобального обнищания населения, разрушения прежней социальной структуры и, как следствие, появление в значительных масштабах маргинальных и люмпенских групп обесценивали либеральные идеалы свободной личности. Интегрирующими и вдохновляющими оказались для них ценности национального возрождения и единства.

 Это было особенно актуально для Германии, национальное самосознание граждан которой было

 унижено поражением в первой мировой войне. Если идеология  итальянского фашизма стремилась возродить  могущество Священной Римской империи  и была не столь убедительна, то национал-социализм  создал идеологию, которая оказалась  в состоянии сплотить различные  социальные группы идеей национального превосходства арийской расы, соединив ее с лозунгами социального равенства и справедливости.

 Социализм (от лат. Socialis - общественный) – учение о преобразовании общества, базирующегося на частной собственности и эксплуатации, в общество в котором царит социальное равенство и справедливость, путем ликвидации частной собственности (как основы эксплуатации и социального неравенства) и установления коллективной (общественной) – социалистической собственности. 

 Дальнейшее  оформление социалистической идеологии  произошло во второй половинеXIX в. и связано с именами немецких философов и общественно-политических деятелей К. Маркса (1818-1883) иФ.Энгельса (1820 - 1895). Выработанное ими учение получило название "марксизм" который был провозглашен идеологией пролетариата. В распространении и развитии социалистических идей в России большую роль сыграли Г. В. Плеханов иВ.И.Ленин, в Украине – М. Драгоманов, И. Франко, С. Петлюра, В. Винниченко и др.)*

 В ходе исторического  развития в социализме появляются различные  направления: ранний (просветительский), марксизм, реформизм, демократический  социализм (социал-демократия), советская  и китайские модели и другие разновидности  социализма. Но в основе каждого из этих направлений лежит либо марксистская, либо социал-демократическая идеология, поэтому более подробно остановимся на этих двух.

 Марксизм  как политическое учение оформился  во в.п. XIX в. его основные черты марксистской идеологии:

 - социализм  как первая, низшая фаза коммунизма, которая приходит на смену  капитализму в результате классовой  борьбы пролетариата в ее высшей  форме – революции. (Учение о  классовой борьбе и революции  – основополагающее ядров марксизме);

 - ликвидация  частной собственности и эксплуататорских  классов (путем экспроприации  экспроприаторов);

 - утверждение  общественной собственности на  орудия и средства производства (на первой фазе – в двух  формах: государственной и кооперативно-колхозной);

 - установление  диктатуры пролетариата как орудия  преобразования в обществе;

 - руководящая  роль рабочего класса и его  партии;

 - отсутствие  плюрализма в политической жизни,  т.к. считается что интересы рабочего класса отражают интересы всех прочих классов и социальных групп;

 - осуществление  в сфере распределения принципа: "от каждого – по способности,  каждому – по труду";

 - обеспечение  на этой основе социального  равенства, социальной справедливости  – условий для всестороннего  развития личности.

 Определяющий принцип этой идеологии, являющейся фундаментом для реализации идеала общественного устройства – отношение к частной собственности. Если либерализм рассматривает частную собственность как главный двигатель конкуренции и обеспечения благосостояния, марксизм рассматривает ее как главный источник эксплуатации и социальной дискриминации наемного труда, что и определяет требование ее полной ликвидации. Для реализации такого общественного идеала, где будет господствовать общественная собственность, необходимо усиление роли государства, которое выступает как важнейший элемент необходимых экономических преобразований и установления социального равенства и социальной справедливости. Но, вотличие от либерализма, который ограничивается равенством всех перед законом, марксизм выдвигает свое понимание равенства – на основе распределения общественных благ по трудуи создания примерно одинаковых возможностей в области образования, здравоохранения и др.

Информация о работе Политическая идеология