Автор: n**********@yandex.ru, 26 Ноября 2011 в 16:17, реферат
Политическая идеология, будучи выражением национальных, классовых, партийных, религиозных интересов, определяет направленность политических взглядов, предлагает набор определенных целостных ориентиров. Термин «идеология» был введен французским философом и экономистом Антуаном Дестют де Траси для обозначения учения об идеях. Маркс и Энгельс считали, что идеология не отражает действительность адекватно. Они предложили несколько значений термина «идеология», среди которых можно выделить следующее: идеология как метод подхода к действительности, состоящий в конструировании мнимой реальности. Действительность предстает в идеологии в искаженном, перевернутом виде, поэтому идеология оказывается иллюзорным или «ложным сознанием».
ПОЛИТИЧЕСКАЯ ИДЕОЛОГИЯ
Понятие, функции и структура политической идеологии
Политическая
идеология, будучи выражением национальных,
классовых, партийных, религиозных
интересов, определяет направленность
политических взглядов, предлагает набор
определенных целостных ориентиров.
Термин «идеология» был введен французским
философом и экономистом
Известный исследователь проблем человеческого мышления К. Маннгейм понимал идеологию как «совокупность ложных представлений». Однако большее внимание он уделял ее функциональным характеристикам.Наиболее важная функция идеологии выражается в ее способности сплачивать людей, аккумулировать их политическую энергию. По функциональному признаку Маннгейм выделил собственно идеологию и утопию. Идеология — это «коллективное бессознательное мышление определенных групп, которое скрывает действительное состояние общества как от себя, так и от других и тем самым стабилизирует его». Утопическое мышление характерно для социальных групп, заинтересованных в уничтожении и преобразовании существующего общества. Поэтому они невольно видят только те элементы ситуации, которые направлены на его отрицание.
Рассматривая идеологию как одно из средств борьбы с политическими оппонентами, К. Маннгейм выделяет частичную и тотальную идеологии. Частичная идеология ставит под сомнение некоторые высказывания политического противника, подчеркивая, что противник как представитель определенной социальной группы в ряде случаев сознательно или бессознательно искажает истину. Тотальная идеология, критикуя мировоззрение противника, дискредитирует всю структуру его сознания, ставит под сомнение его способность правильно мыслить. Впервые такой способ борьбы с идейными политическими противниками применил К. Маркс, декларируя научную обоснованность только своей теории.
Одни политические идеологии направлены на стабилизацию политического порядка, его сохранение и укрепление; другие — выражают стремление к переменам в общественно-политической жизни, к смене властных элит, политической модернизации. Обобщая сказанное, политическую идеологию можно определить как совокупность по преимуществу систематизированных идей, взглядов, представлений той или иной социальной группы (общности), содержащую теоретическое (концептуальное) осмысление политической жизни и защищающую ее интересы и цели с помощью политической власти или воздействия на нее.
Основными функциями политической идеологии являются:
• гносеологическая — создание модели мира и определение места человека в нем;
• аксиологическая — оценка прошлого и настоящего на основе различных норм и ценностей;
• программно-целевая — формулирование цели деятельности группы, разработка программы ее достижения;
• футурологическая — моделирование развития своей группы и общества в целом;
• интегрирующая — формирование определенного подхода к тем или иным явлениям социокультурной практики общества;
• защитная — конкурентное взаимодействие с другими идеологиями;
• социально-организационная — определение принципов организации и управления жизнью общности.
Внедрение идеологии в массовое политическое сознание и переход в убеждение — процесс индивидуальный, основанный на политической и социальной практике субъекта. В связи с этим выделяются следующие уровни функционирования политической идеологии:
• теоретико-концептуальный, в основе которого лежит формулировка основ-
ных положений, раскрывающих ценности, идеалы, видение мира определенно-
го этноса, класса, группы, государства;
• программно-политический, на котором социальные принципы и идеалы пере-
водятся в лозунги, программы и требования политических элит, направленных
на принятие управленческих решений и ориентирование политического пове-
дения граждан;
• актуализированный, характеризующий степень освоения гражданами принци-
пов и целей идеологии, которая выражается в их политическом участии.
В зависимости
от отношения к социальному
• модернистские идеологии, которые предлагают решение проблем человечества в рамках «мифа о прогрессе» (либерализм, социализм);
• контрмодернистские идеологии, отвергающие идею неизбежности прогресса (консерватизм);
• смешанные идеологии, для которых характерен синтез модернизма и контрмодернизма (неоконсерватизм);
В зависимости от отношения к социальной действительности принято различать:
• консервативные (охранительные) идейно-политические концепции (ортодоксальный консерватизм);
• радикальные идеологии, стремящиеся к коренным общественным преобразованиям, будь-то прогрессивным (классический либерализм, ранний социализм) или реакционным (исламский фундаментализм, фашизм);
• идеологии, сочетающие в себе обе тенденции, т.е. которые стремятся к обновлению общества через реформы, сохраняя при этом фундаментальные ценности (неоконсерватизм, христианская демократия, неолиберализм, либерал-
реформизм, социал-демократия).
В зависимости от того, какое место занимает определенное идеологическое течение и его носители в идейно-политическом спектре можно выделить11 :
• левые идеологии, которые, декларируя свою приверженность идеям свободы, равенства, братства, прогресса, вместе с тем делают акцент на равенстве в ущерб личной свободе и выступают за усиление роли государства во всех
сферах жизни общества, особенно в экономике;
• правые идеологии, которые, напротив, делают акцент на неравенстве и свободе для избранных, выдвигая на первый план идеи жесткой социальной иерархии, государственного авторитета и готовые защищать данный порядок любыми, в том числе авторитарными
средствами.
• центристские
идеологии, которые, стараясь избежать
крайностей левого революционизма и
правого реакционного консерватизма,
делают акцент на всеобщей личной свободе
и во имя движения к этой цели
выступают за синтез свободы и
равенства посредством
При изучении
данной классификации следует обратить
внимание на историческое происхождение
политических понятий «левый», «центр»
«правый», а так же на их размытость
и относительность
• крайне левые, или ультралевые (например, ультрарадикальный коммунизм,национал-коммунизм);
• левые (умеренный коммунизм);
• левоцентристские (социал-демократия, либерал-реформизм);
• центристские (неолиберализм, или либерал-демократия);
• правоцентристские (христианская демократия, неоконсерватизм);
• правые (ортодоксальный консерватизм, или традиционализм);
• крайне правые, или ультраправые (фашизм, национал-социализм).
Либерализм
Термин «либерализм» происходит от латинского liber — свободный, имеющий отношение к свободе. Именно поэтому либеральное мировоззрение с самого начала тяготело к признанию идеала индивидуальной свободы в качестве универсальной цели.
Предпосылкой либерального мировоззрения является философия индивидуализма, основанная на вычленении человеческой индивидуальности, утверждение представления о равенстве всех людей в своем врожденном, естественном праве на самореализацию. В концепции индивидуализма человек предстает как автономная самоуправляющаяся личность, которая самостоятельно, независимо от общества способна устанавливать законы собственной нравственности и поведения. Философия индивидуализма образует фундамент неотъемлемых прав человека: на жизнь, свободу вероисповедания, частную собственность. Принципы индивидуализма определили неуклонный рост производства, становление гражданского общества. Исходя из этого постулата были сформулированы принципы экономической, правовой и государственно-политической системы. Эти идеи воплотились:
• в экономике: в идее свободного рынка, свободной, ничем не ограниченной конкуренции;
• в социальной сфере: в утверждении абсолютной ценности человеческой личности и равенстве всех людей, признании неотчуждаемых человеческих прав на жизнь;
• в политической сфере: в признании прав человека, в разделении законодательной, исполнительной и судебной властей, в идее государства — «ночного сторожа», правового государства, демократии и парламентаризма.
Разумеется, комплекс рассмотренных здесь принципов и идей, составляющих в совокупности классический либерализм, следует рассматривать как некий идеальный тип. В реальной жизни дело обстоит значительно сложнее. По-разному складывалась ситуация в различных странах. Наиболее последовательно либеральный идеал был реализован в англосаксонских странах, особенно в США.
Конкретно-исторические
условия различных стран
относится к государственному вмешательству в экономику. В основу политической программы неолибералов легли идеи консенсуса управляющих и управляемых, необходимости участия масс в политическом процессе, демократизации процедур принятия управленческих решений. Если ранее демократизм политической жизни определялся преимущественно принципом правления большинства, то неолиберализм выдвинул требование отдать предпочтение плюралистическим формам организации и осуществления государственной власти. В то же время сохранившаяся в неолиберализме ориентация на публичные виды человеческой жизнедеятельности (политическую активность, предприимчивость, свободу от предрассудков), традиционное отношение к морали как к частному делу человека ограничивает электоральную базу этих представлений в современных условиях.
Консерватизм
Консерватизм (от лат. conservare — охранять, сохранять) — идейно-политическое течение, выдвигающее в качестве основных требований сохранение и поддержание исторически сформировавшихся форм политической и общественной жизни, в первую очередь ее правовых и нравственных устоев, лежащих в основе семьи, религии, собственности. Зарождение консерватизма обычно связывают с публикацией в 1790 г. работы английского политического мыслителя Э.Берка «Размышления о революции во Франции». Главная проблема его сочинения — вопрос о том, почему английская Э. Берк революция 1640 г. породила в обществе свободу, а французская — выродилась в неслыханную тиранию.
Сегодня сторонники идеологии консерватизма видят его преимущество в том, что, сохраняя свое идейно-ценностное ядро и принимая различные модификации (либеральный консерватизм, религиозный консерватизм, элитарный консерватизм), он способен интегрировать в себя новые идеи (социальные, технологические и т. д.). Сегодня консерватизм сохраняет и приумножает свое влияние уже не как политическая доктрина, а как интеллектуальное течение.
Принципы и установки консерватизма:
1) преклонение
перед традициями и
2) государство и правящая элита должны не только управлять обществом, но и воплощать мудрость нации;
3) оправдание
решительных мер в защиту
4) сдержанное
отношение к социальным