Платон и Аристотель о политике и политическом

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 06:23, контрольная работа

Описание работы

Именно в Древней Греции сложилось и получило всестороннее развитие такое общественно-политическое образование, как полис, который одновременно был и городом-государством, олицетворяя собой гражданскую жизнь. От него, по существу, произошли все основные политические понятия: политика, политическое искусство, политическое знание, политическое управление и д.р.

Содержание

1. Введение.................................................................................3

2. Политические воззрения Платона.......................................4

3. Политические воззрения Аристотеля.................................8

4. Заключение...........................................................................14

5. Список литературы………………………………………..16

Работа содержит 1 файл

КР по политологии.doc

— 239.00 Кб (Скачать)

2) У Платона благо целого не предполагает благо частей, а напротив, в целях блага государства он отнимает у своих воинов счастье, но “если воины лишены счастья, то кто же будет счастлив? Это, конечно, не ремесленники и не вся это масса рабов”. Между тем отношение счастливого целого к частям своим не то же, что отношение четного к своим частям. Четное может принадлежать целому, не заключаясь ни в одной его части, а счастливое не может быть в таком отношении к своим частям.

3) В отличие от Платона, который был в данном случае прозорливее, ибо видел в частной собственности источник общественного зла, Аристотель — апологет частной собственности, он критикует Платона за то, что тот думал достичь совершенного государства посредством отмены последней.

Согласно Аристотелю, источник общественного  зла — не столько собственность, сколько беспредельность желаний человека и его алчность, причем последняя направлена также и на почести, поэтому  “нужно более заботиться о том, чтобы уравнять желания граждан, нежели их имущества”. [17]

Правители, заботясь о добродетели  граждан, должны обращать внимание на то, чтобы лучшие люди, не только стоящие у власти, но и частные, были бы в состоянии вести досужую жизнь, ибо “для хорошего политического устройства граждане должны быть свободны от забот о делах первой необходимости”. [18]

Проблема рабства занимает большое  место в “Политике” Аристотеля. Для нашего философа  главный вопрос состоит в том, является ли рабство продуктом природы или же общества: “Действительно ли кто-нибудь раб по своей природе или нет; действительно ли для кого-нибудь лучше и справедливее быть рабом, или должно думать, что всякое рабство есть явление несогласное с природою, — вот вопросы”. Аристотеля приводит к заключению, что рабство — явление, согласное с природой: “Итак. Хотя очевидно, что всякое сомнение о свободе и рабстве имеет некоторое основание, тем не менее, очевидно также и то, что одни по природе рабы, а другие по природе свободны. Итак, согласно Аристотелю, люди от природы не равны. Поэтому не правы те, кто думают, что раб и свободный таковы только по закону. Рабы — это все те, кто занят физическим трудом и для которого это занятие наилучшее. Эти люди в состоянии лишь осуществлять чужой замысел. Они понимают разумное, но сами разумом не обладают, они — одушевленное имущество и орудие господина.

Господин тот, “кто может мыслить  и предусматривать” и кто нуждается в орудиях для реализации своих замыслов. По отношению к господину раб — его одушевленное орудие, более того это как бы часть тела господина: “Раб есть часть господина, как бы некоторая, отдельно от него существующая, одушевленная часть его тела”.

Аристотель доходит до того, что  утверждает, будто рабу от природы  рабом быть полезно, что люди так устроены, что “одному полезно быть рабом, а другому господином”. Аристотель определяет раба так: раб — это тот, “кто, будучи человеком, по природе своей принадлежит не себе, а другому”. [19]

Итак, в наилучшем государстве  его граждане не должны заниматься ни ремеслом, ни промыслом, ни земледелием, вообще физическим трудом. Будучи землевладельцами и рабовладельцами, живущими за счет труда рабов, они имеют философский досуг, развивают свои добродетели, а также исполняют свои обязанности: служат в армии, заседают в советах, судят в судах, служат богам в храмах. Собственность граждан, хотя и неодинаковая, таковая,  что среди них нет ни слишком богатых, ни слишком бедных. Будучи распространенным на всех эллинов, наилучшее политическое устройство позволит им объединиться в одно политическое целое и стать властелинами  Вселенной. Все остальные народы, которые, будучи варварами, созданы самой природой для рабской жизни и уже сами собой живут в рабстве, станут обрабатывать земли  эллинов, как общественные, так и частные. И они это будут делать для общего блага, в том числе и для своего собственного.

                                                        

4. Заключение

 

В целом политическая мысль Древней Греции была своеобразной и довольно зрелой. Она развивалась на первых этапах под влиянием разложения общины и генезиса рабства, а затем в условиях усиления его противоречий в период расцвета и кризиса. На политическую мысль большое влияние оказывало развитие городов и связанных с этим рост ремесла и торговли. Мыслители Древней Греции понимали значение разделения труда. В период расцвета экономической мысли ее представители пытались анализировать товарно-денежные отношения, условия обмена, деньги. Политические исследования мыслителей Древней Греции еще не выделились в самостоятельную дисциплину и были неразрывно переплетены с философскими и этическими идеями. В последствии политическая мысль постепенно освобождается от религиозного влияния и философско-этической формы.

Уже в древности в  рамках всеохватывающего философского знания сложились и развивались  политические теории, в центре внимания которых находились такие вопросы, как сущность, происхождение, цели, основные формы и пути развития государства, его воздействие на граждан и др. Главное из них - поиск основ наилучшего порядка и правления, обоснование идеи необходимости привлечения к управлению именно тех, кто действительно умеет управлять. Отсюда - признание в целом аристократии, монархии и отказ от демократии и охлократии, выбор смешанных умеренных форм правления, отрицание деспотизма и тирании. Политические взгляды того времени носили чаще всего достаточно общий характер, не опирались обычно на соответствующий эмпирический материал, хотя и разрабатывались нередко в тесной связи с наблюдением за политическим развитием реальной жизни в городах-полисах. Уже в то время были выделены такие важнейшие для политического знания понятия, как “политика”, “власть”, “государство”, “закон”, “право”, “республика”, “демократия”, “монархия”, “аристократия”, “олигархия”, “тирания”, “деспотия”, “свобода” и многие другие. Политические идеи древности оказали очень большое влияние на последующее развитие политической мысли.

В античной Греции философия стала  мировоззренческой основой политических и правовых учений. Это предопределило постановку таких вопросов, как причины возникновения государства и законов, их взаимодействие и общие закономерности развития. Теоретический подход к изучению политики и права в древнегреческих учениях отделяется от практико-прикладных описаний техники государственного управления. Всякое действительное знание, в том числе и политическое, утверждал Аристотель, имеет дело с общим и существующим по необходимости. Вот почему “мудрость и искусство управлять государством не будут тождественны”. Следуя этому идеалу истинного знания, философы стремились оформить свои взгляды на государство и право в виде политической теории, преобразовать их в единый комплекс взаимосвязанных понятий и доказательств. Именно у древнегреческих философов мы находим первые в истории определения государства и закона, классификации форм государственной власти, концепции перехода от одного политического устройства к другому.

Громадное влияние на последующее  развитие политико-правовой идеологии оказало учение Платона. Под его воздействием складывались философские и социально-политические взгляды Аристотеля, стоиков, Цицерона и других представителей античной политической мысли. Выдвинутые Платоном идеи “правления философов” и “мудрых законов” были восприняты многими мыслителями эпохи Просвещения.

Платоновский проект общности имущества  активно обсуждали ранние представители  социализма – Т. Мор, Т. Кампанелла и  др. На этом основании некоторые  исследователи называли Платона  “родоначальником коммунизма”. В действительности платоновские построения не содержат коммунистического идеала, ибо общность имущества у него распространяется лишь на узкую прослойку стражей-правителей и не составляет экономической основы проектируемого общественного строя. Истолкование его доктрины в качестве коммунистической является таким же анахронизмом, как и попытки обнаружить в ней идейные истоки современного тоталитаризма.

Далеко за пределы античности вышло  влияние политико-правовых идей Аристотеля.

Широкое распространение в последующей политической мысли получило предложенное им определение государства как объединения граждан ради общего блага. Взятое вне своего контекста, оно оказалось весьма удобным, поскольку позволяло защищать различные социальные интересы. Оставалось только уточнить, кого следует включать в состав граждан и что нужно понимать под общим благом. Отдаленные отголоски этого определения слышны в современных концепциях государства всеобщего благоденствия.

В политическую идеологию средневековья  и Нового времени из аристотелевского учения перешли классификация форм государства, положения о причинах смены политических состояний, смешанном государственном устройстве. Представления Аристотеля о естественном и условном праве дали мощный толчок развитию естественно-правовых концепций.

Античная политико-правовая идеология  сделала первые шаги по осмыслению политической свободы. Государство и законы в Древней Греции начинают рассматриваться как установления, созданные самим человеком и призванные служить его интересам. Подобного рода представления, однако, относились только к свободным гражданам государства и сопровождались обоснованием подневольного положения рабов. Расширение гражданских свобод в Античном мире происходило за счет развития рабовладельческих отношений.

 

Список Литературы

 

1. Асмус В.Ф. “Античная философия”. Учеб. пособие. Изд. 2-е, доп. — М., “Высш. школа”, 1976 — 543 с.

2. Чанышев А.Н. “Аристотель”  — М.: Мысль, 1981 — 156 с.

3. “Платон”. Собрание сочинений  в 4 т.:т.I / Общ. ред. А.Ф. Лосева и др.; Авт. вступ. Статьи А.Ф. Лосев; Примечания А.А. Тахо-Годи; Пер. с древнегреч. — М.: Мысль, 1990 — 860с.

4. Лосев А.Ф., Тахо-Годи А.А. “Платон”. Жизнеописание. М.,”Дет. лит.”,1977, — 320с.

5. Мухаев Р.Т. “Основы политологии”. Учебник для средней школы.—М.: Новая школа, 1996 — 192с.

6. Мальцев В.А. “Основы политологии”. Учебник для вузов. — М.: ИТРК РСПП, 1997 — 480с.

7. Ругачев в.п., Соловьев А.И. “Введение в политологию”. Учебник для студентов высш. учеб. заведений. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Аспект Пресс, 1996 — 447с.

8. “История политических и правовых учений”. Учебник./ Под. ред. В.С. Нерсесямуа — 2-е изд., перераб. И доп. — М.: Юрид. лит., 1988 — 816с.

Интернет-сайт 

http://ru.wikipedia.org/wiki/Аристотель

http://ru.wikipedia.org/wiki/Платон#


     [1] Асмус в.ф. Античная  философия. Учеб.

Пособие. Изд. 2-е, доп. М., “Высш. Школа”, 1976,— 233с.

     [2]Асмус в.ф. Античная  философия. Учеб.

Пособие. Изд. 2-е, доп. М., “Высш. Школа”, 1976,— 239 с.

     [3] См. там же,— 240 с.

     [4] Асмус в.ф. Античная  философия. Учеб.

Пособие. Изд. 2-е, доп. М., “Высш. Школа”, 1976,— 244 с.

     [5] Чанышев А.Н. “Аристотель”.—  М.: Мысль, 1981.—153с.

     [6] См. там же,— 153 с.

     [7] См. там же,— 154 с.

     [8]Чанышев А.Н. “Аристотель”.—  М.: Мысль, 1981.— 155 с.

     [9] См. там же,— 155-156 с.

     [10]Чанышев А.Н. “Аристотель”.—  М.: Мысль, 1981.— 156 с.

     [11] См. там же,—с. 158

     [12] См. там же,—с. 159

     [13]Чанышев А.Н. “Аристотель”.— М.: Мысль, 1981.—с. 160-161

     [14] См. там же,—с. 161

     [15]Чанышев А.Н. “Аристотель”.—  М.: Мысль, 1981.—с. 162

     [16] См. там же,—с. 164

     [17]Чанышев А.Н. “Аристотель”.—  М.: Мысль, 1981.—с. 166

     [18] См. там же,—с. 167

     [19]Чанышев А.Н. “Аристотель”.—  М.: Мысль, 1981.—с. 170                  




Информация о работе Платон и Аристотель о политике и политическом