"Перезагрузка"отношений США и России

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 14:04, творческая работа

Описание работы

Америка всегда живет по своим правилам и законам. Отцы – прародители, стоявшие у колыбели США, сформировали для будущих поколений основы мировоззрения и определили особую роль Америки в мировой истории. Самым популярным термином во внешнеполитическом лексиконе и словаре американских президентов, государственных и политических деятелей всегда являлось слово «сила» во всех словосочетаниях: силовые отношения, военная сила, политика «с позиции силы» и т.д.

Содержание

Исследовательский проект по политическому анализу
Введение 2
План исследования: 3
1. Актуальность 3
3. Предмет исследования 6
4. Цель исследования 8
5. Задачи исследования 12
6. Методология исследования 12
7. Проблема исследования и пути ее решения 13
8. Инструментарий исследования 14
9. Операционализация исследовательского проекта 14
10. Вывод

Работа содержит 1 файл

Исследовательский проект.doc

— 159.50 Кб (Скачать)

Партнеры России по НАТО, а также США и ЕС, несмотря на все разговоры про «перезагрузку», не смогут преодолеть недоверие к России. Они не решатся на равноправное и взаимовыгодное сотрудничество ни с ней, ни с ОДКБ, ни с ШОС даже по такой важной для судеб НАТО проблеме, как Афганистан. Это будет обусловлено идеологическими соображениями, а также той стратегией, от которой они не собираются отказываться. Она заключается в вытеснении по возможности России из ключевых, с точки западных интересов, постсоветских республик, недопущения их интеграции в объединения, где Россия сможет играть значимую роль (будь то Таможенный союз, ОДКБ, КСОР, ШОС и т. п.).

Если конкуренция за контроль над энергоносителями Центральной Азии усилится, то серьезным раздражителем для Запада станет внешнеполитическая независимость России на международной арене и ее нежелание поддерживать многие направления политики США – ЕС - НАТО (в отношении Китая, Ближнего Востока, Ирана). Но соперничество между Россией и США в Центральной Азии – по крайней мере, в период президентства Барака Обамы – не перерастет в военно-политический конфликт, поскольку противоречия будут смягчаться необходимостью взаимодействия в вопросах сокращения ядерных вооружений, борьбы с терроризмом и другими угрозами.

Россия, сохранив влияние в Центрально-азиатском регионе, будет, как и сегодня, встречать многочисленные препятствия для продвижения своих интересов  на коллективной основе – в рамках существующих в СНГ организаций, поскольку сам регион не сформировался пока еще как единое политическое и интеграционное целое. А потому отношения РФ со странами Центральной Азии будут носить, как правило, двусторонний характер.

5. Задачи исследования

Для того, чтобы достичь определенной цели в исследовании «перезагрузки» российско-американских отношений, необходимо было решить следующие задачи:

1.      Выявить материалы и литературу по данной теме.

2.      Проанализировать литературу, посвященную вопросам российско-американских отношений.

3.      Выявить основные проблемы, которые появились в развитии российско-американских отношениях.

4.      Проанализировать полученные результаты и сделать выводы.

6. Методология исследования

Методология исследования – это составление и изучение таблиц, графиков, диаграмм  по заданной теме.

Например, согласно проведенному мониторингу общественного мнения «О внешнеполитических приоритетах новой России», можно проследить как россияне относились к динамике развития отношений с США и другими европейскими странами в 2002 – 2009 гг.

Таблица 1. Динамика развития отношений с США и ведущими европейскими странами в 2002 – 2009 гг. Ответы на вопрос: «Как Вы считаете, удалось ли России за последние годы укрепить свои позиции в диалоге с Западом?». %

 

2002

2009

1) с США

 

 

Да, удалось

36,7

19,5

Отчасти да, отчасти нет

45,7

50,7

Нет

10,3

20,3

Затрудняюсь ответить

7,3

9,5

2) с ведущими европейскими странами

 

 

Да, удалось

34,9

28,5

Отчасти да, отчасти нет

46,0

50,9

Нет

6,7

11,0

Затрудняюсь ответить

12,4

9,6

 

Как видно из таблицы 1, в 2002 г. 36,7% россиян казалось, что России удалось за последние годы укрепить свои отношения с США против 10,3% несогласных с подобной оценкой. К 2009 г. число «оптимистов» упало почти вдвое – до 19,5%, а число «пессимистов» также вдвое выросло – до 20,3%. Некоторое разочарование, хотя и не столь существенное, как в случае российско-американских отношений, характерно и для динамики отношений России с ведущими странами европейского континента. На эти отношения изначально россияне смотрели с достаточно большой надеждой, хотя и не ожидали такого «прорыва», как от российско-американских отношений. [7]

7. Проблема исследования и пути ее решения

Оценивая содержание складывающихся в условиях «перезагрузки» российско-американских отношений, министр иностранных дел РФ С. Лавров подчеркивал: «Сказать, что нам стало легче работать в условиях прихода к власти в США демократической администрации президента Барака Обамы, означало бы серьезно упрощать ситуацию. Работы стало больше, но изменилось ее качество. Мы расчищаем те завалы, которые накопились при прежней администрации и вызывали глубокий кризис доверия в наших отношениях. По-существу, мы в начале процесса возвращения наших отношений к норме, которая учитывала бы в том числе и нашу совместную ответственность за судьбы мира».[8]

Из этого выступления следует, что в российско-американских отношениях до сих пор не все гладко.

В ближайшее время России еще предстоит на деле продемонстрировать готовность соблюдать признанные нормы международных отношений и занять свое место в мировом сообществе. США должны научиться учитывать национальные интересы своих потенциальных и реальных союзников, а также воспринимать Россию как «нормальную» страну – партнера, способную быть участником разрешения наиболее острых проблем современного мира.

8. Инструментарий исследования

Для того, чтобы провести подобное исследование, необходимо применение таких инструментов, как источники литературы, ресурсы интернет, анкеты, специальные механические устройства для обработки полученных данных.

9. Операционализация исследовательского проекта

Операционализация – это процесс преобразования абстрактных понятий в конкретные термины.

Например, понятие «перезагрузки» российско-американских отношений включает такую важную составляющую, как готовность США в отношениях с Россией уйти от вопросов идеологического характера (создания в России демократического общества, открытой политической системы, рыночных отношений и т.п.), на которые американцы уже махнули рукой, перестать ставить уровень и характер отношений в зависимость от оценки состояния прав человека и демократических свобод и сосредоточить сотрудничество на решении существующих проблем. Это звучит и более прагматично, и достаточно привлекательно для США и их союзников.

Иными словами, само по себе понятие  «перезагрузка» – весьма позитивный факт, свидетельствующий об изменении самой философии подхода США к России.

10. Вывод

Таким образом, из данного исследования можно сделать вывод, что если США действительно заинтересованы в «перезагрузке» отношений с Россией, то необходимо провести «работу над ошибками». Это – преодоление непонимания, налаживание диалога с учетом интересов, принципов, ценностей и исходных позиций друг друга, постепенный переход от стратегического соперничества и противостояния к реальному стратегическому партнерству в различных областях.
Хотя на сегодняшний день становится очевидным, что полностью избавиться от соперничества между двумя мировыми державами – США и России – не получится по ряду политических, исторических и экономических причин.

11. Список литературы

1.      Бызов Л.Г. Внешнеполитические приоритеты новой России // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. – 2009. - № 6. – С. 37 – 62.

2.      Внешние связи стран Прикаспия в условиях глобального кризиса и интересы России / отв. ред. – Г.И. Чуфрин. – М.: ИМЭМО РАН, 2010. – 131 с.

3.      Конышев В.Н., Сергунин А.А. Стратегия национальной безопасности Б. Обамы: состоялось ли радикальное обновление? // Научно-аналитический журнал Обозреватель – Observer. – 2010. – Т. 251. - №12. – С. 87 – 95.

4.      Коршунов Д.С. Современная внешняя политика США в отношении России // Власть. – 2011. - №6. – С. 184 – 187.

5.      Мировая политика и международные отношения: Учебное пособие / Под ред. С.А. Ланцова, В.А. Ачкасова. – СПб.: Питер, 2008. – 448 с.

6.      Подлесный П.Т., Данилова Т.Ю. Российско-американские отношения при администрации Обамы: первые итоги, трудности и перспективы // Россия и Америка в XXI веке. – 2010. - №1. – С.3.

7.      http://iipdigital.usembassy.gov/st/russian/article/2011/05/20110526143857x0.1533123.html#ixzz1NXUSRL3M

 

 

 

 

 

 

 

 



[1]              Мировая политика и международные отношения: Учебное пособие / Под ред. С.А. Ланцова, В.А. Ачкасова. – СПб.: Питер, 2008. - С. 307

[2]              Мировая политика и международные отношения: Учебное пособие / Под ред. С.А. Ланцова, В.А. Ачкасова. – СПб.: Питер, 2008. - С. 307.

[3]              Российская газета. – 2001. – 22 февраля. – С.11.

[4]              http://iipdigital.usembassy.gov/st/russian/article/2011/05/20110526143857x0.1533123.html#ixzz1NXUSRL3M

[5]              Там же.

[6]              Внешние связи стран Прикаспия в условиях глобального кризиса и интересы России / отв. ред. – Г.И. Чуфрин. – М.: ИМЭМО РАН, 2010. – С. 21.

[7]              Бызов Л.Г. Внешнеполитические приоритеты новой России // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. – 2009. - № 6. – С. 41.

[8]              Внешние связи стран Прикаспия в условиях глобального кризиса и интересы России / отв. ред. – Г.И. Чуфрин. – М.: ИМЭМО РАН, 2010. – С.7.


Информация о работе "Перезагрузка"отношений США и России