"Перезагрузка"отношений США и России

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 14:04, творческая работа

Описание работы

Америка всегда живет по своим правилам и законам. Отцы – прародители, стоявшие у колыбели США, сформировали для будущих поколений основы мировоззрения и определили особую роль Америки в мировой истории. Самым популярным термином во внешнеполитическом лексиконе и словаре американских президентов, государственных и политических деятелей всегда являлось слово «сила» во всех словосочетаниях: силовые отношения, военная сила, политика «с позиции силы» и т.д.

Содержание

Исследовательский проект по политическому анализу
Введение 2
План исследования: 3
1. Актуальность 3
3. Предмет исследования 6
4. Цель исследования 8
5. Задачи исследования 12
6. Методология исследования 12
7. Проблема исследования и пути ее решения 13
8. Инструментарий исследования 14
9. Операционализация исследовательского проекта 14
10. Вывод

Работа содержит 1 файл

Исследовательский проект.doc

— 159.50 Кб (Скачать)


16

 

Введение              2

План исследования:              3

1. Актуальность              3

3. Предмет исследования              6

4. Цель исследования              9

5. Задачи исследования              12

6. Методология исследования              12

7. Проблема исследования и пути ее решения              13

8. Инструментарий исследования              14

9. Операционализация исследовательского проекта              14

10. Вывод              15

11. Список литературы              15



16

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Америка всегда живет по своим правилам и законам. Отцы – прародители, стоявшие у колыбели США, сформировали для будущих поколений основы мировоззрения и определили особую роль Америки в мировой истории. Самым популярным термином во внешнеполитическом лексиконе и словаре американских президентов, государственных и политических деятелей всегда являлось слово «сила» во всех словосочетаниях: силовые отношения, военная сила, политика «с позиции силы» и т.д.

Заняв после развала Советского Союза главенствующее положение среди стран мира, США стали более активнее играть роль своеобразного гаранта и охранителя международной системы эксплуатации и гнета.

На протяжении многих лет в американском однополярном мире не находилось места России, как к самостоятельному и независимому государству. Америка всеми способами противодействовала укреплению мощи России.

Изменения в российско-американских отношениях в лучшую сторону стали заметны с приходом к власти в США нового президента Барака Обамы.

 

 

 

 

 

 

 

 

План исследования:

1. Актуальность

Для России небезразличны отношения с такой мировой державой, как США.

После окончания холодной войны, распада СССР и превращения Российской Федерации в самостоятельный субъект международной политики, российско-американские отношения прошли ряд этапов и претерпели существенные изменения.

В начале 90-х гг. ХХ в. как у российской, так и у американской элиты не было недостатка в завышенных ожиданиях относительно «светлых» перспектив российско - американских отношений. В Российской Федерации ждали, что Америка по достоинству оценит те потери и жертвы, на которые пошла Россия во имя «свободы и демократии», и не только прольет «золотой дождь» экономической помощи новой России, но и обеспечит ей достойное место в западном сообществе «цивилизованных народов».[1]

После распада Советского Союза, венчавшего победоносное для Запада окончание холодной войны, Америка укрепилась в уверенности, что ей предначертана судьбой роль единоличного лидера в мире, способного в одиночку привести его в «светлое будущее» по-американски. Неоспоримое превосходство Соединенных Штатов в военной, экономической и политической сферах создало впечатление, будто теперь на международной арене они могут делать практически все, что им вздумается.

Во 2-ой половине 1990-х годов во внешней политике России происходили колебания. А такие выпады России, как «разворот над Атлантикой» российского самолета с главой российского правительства Е.М. Примаковым, протес против расширения НАТО на Восток, игнорировались США. Росси. Воспринимали в Америке, как «государство-обузу», которое якобы не способно самостоятельно решать собственные проблемы. В России же Америка быстро превратилась из «примера для подражания» в «источник всех бед»: ее считали виновной в намеренном развале российской экономики и промышленности, особенно высокотехнологичных отраслей, скупке за бесценок национальных богатств и государственных секретов, утечке российского интеллекта и как следствие – полной утрате Россией ее былого международного статуса.[2]

Поэтому на рубеже нового тысячелетия представители политической элиты в США были очень скептически настроены по отношению к России. В одном из своих интервью в 2000 г.  советник президента США Кондолиза Райс заявила: «Я полагаю, Россия будет все больше сближаться с арабскими странами, включая Иран. В конце концов, такая политика приведет ее к отказу вносить свой вклад в усилия по сохранению мира… Я искренне считаю, что Россия представляет опасность для Запада вообще и для наших европейских союзников в частности. Ни они, ни мы еще не осознали в полной мере ту опасность, которую таят в себе ядерный арсенал и баллистические средства доставки Кремля».[3]

Не менее осторожно оценивали перспективы российско-американских отношений и в российском руководстве после прихода к власти В.В. Путина.  «Моментом истины» стали события, произошедшие 11 сентября 2001 г. (террористические акты в Нью-Йорке и Вашингтоне). Одним из первых из мировых лидеров В. Путин дозвонился до президента США Дж. Буша и выразил самое глубокое сочувствие всему американскому народу, а также сообщил, что прекращаются учения российских стратегических сил.

За декларациями последовали и дела. Россия и США стали ведущими участниками антитеррористической коалиции и трагические события 11 сентября 2001 г. заставили Вашингтон по-новому расставить приоритеты в отношениях двух стран.

В 2002 г., менее чем через год после «11 сентября», на волне успешных совместных действий США и России по свержению режимов талибов в Афганистане, просматривалась возможность радикального переформатирования отношений двух стран, союзнических отношений на многие годы вперед.

2. Объект исследования

Объектом исследования данной работы являются российско-американские отношения на современном этапе.

Бесспорными достижениями в развитии двухсторонних отношений является то, что Москва и Вашингтон приступили к демонтажу тех колоссальных ядерных арсеналов, которые были созданы обеими странами. Началось реальное сокращение общего количества стратегических ядерных боеголовок сторон.

Определенные успехи достигнуты и в научно-техническом сотрудничестве двух стран, в сфере высоких технологий и в экономике. Однако масштабы торгово-экономического и научно-технического сотрудничества между Россией и США все еще далеко отстают от потенциальных возможностей обеих стран и не всегда являются взаимовыгодными, так как наиболее серьезные инвестиции вкладываются исключительно в газо- и нефтедобывающие отрасли.

Однако прошедшие годы развеяли многие иллюзии в российско-американских отношениях. Война в Ираке, а впоследствии взаимное «перетягивание канатов» на постсоветском пространстве, череда «оранжевых революций» - все это не могло не отразиться на градусе российско-американских отношений. Снова реанимировался закрепленный в массовом сознании с советских времен «образ врага» в лице США.

3. Предмет исследования

Предметом исследования будем считать деятельность нового американского лидера Барака Обамы в налаживании взаимоотношений с Россией.

После того, как президентом США был избран Барак Обама, на всех уровнях с оптимизмом говорили о возможности нового этапа в развитии российско-американских отношений. Энтузиазма добавило то, что вице-президент США Байден на конференции по безопасности в Мюнхене (февраль 2009 г.) заявил, что началась «перезагрузка» отношений между США и Россией. Президент Обама в Лондоне также выразил уверенность в этом, подчеркнув, что эти отношения больше «дрейфовать не будут».

Хотя американцы и предложили «перезагрузку» отношений, но тем не менее они были не намерены отказываться и от своих стратегических целей. В частности в своей речи при инаугурации Барак Обама недвусмысленно дал понять, что США будет продолжать свою стратегию о глобальном лидерстве в мире, хотя возможно будут и внесены определенные корректировки в отношениях с союзниками и другими странами.

Тлеющие очаги нестабильности в афгано-пакистанской зоне управляемого конфликта, в Синьцзяне, Ферганской долине – угрозы, которые нависают, главным образом, над центрально-азиатскими государствами, Китаем, Россией. Вероятность их возгорания весьма велика, что заставит на практике проверить реальную боеспособность существующих в регионе систем безопасности (ОДКБ и ШОС) и только еще формирующихся (КСОР). Очевидно, что ни один из центральноазиатских партнеров России по этим структурам в одиночку с растущими вызовами и угрозами не справится. Пресловутая «многовекторность», в рамках которой одни страны Центральной Азии пытаются балансировать между ОДКБ и НАТО, а другие – отдавать предпочтение военному сотрудничеству с США - НАТО, только размывает региональное взаимодействие, ослабляет совместные усилия. В условиях активизации ведущих мировых держав в Центральной Азии странам региона придется сделать непростой выбор – с кем, в каких сферах и на каких условиях сотрудничать. От этого во многом зависит не только будущее самих этих стран, но и обстановка в регионе, их взаимоотношения друг с другом и с Россией.

Все эти проблемы были обозначены Бараком Обамой в его выступлении на двусторонней встрече, которая состоялась 26 мая 2011 года во Франции. Президент США сделал краткое заявление по поводу «перезагрузки» отношений между Соединенными Штатами и Россией. В этом заявлении Обама подчеркнул, что по его мнению за последние два года между двумя странами сложились замечательные отношения, способствующие  безопасности и процветанию обеих стран.

              Барак Обама подчеркнул: «Мы занимаемся реализацией Нового договора о СНВ. Мы сотрудничаем в сфере нераспространения, по вопросам ядерной безопасности, в области разведки и борьбы с терроризмом. Мы обеспечиваем соблюдение жестких санкций в отношении Ирана. И мы сотрудничаем по Афганистану, где Россия оказывает большую помощь в обеспечении маршрутов снабжения наших войск в этой стране». [4]

              Также президент США отметил, что сотрудничество двух стран «выходит за рамки вопросов безопасности»  и основная часть дискуссии с Президентом России Д. Медведевым была посвящена экономике, в том числе вопросу вступления России в ВТО. По мнению Обамы, вступление России в ВТО будет выгодно как для экономики России, так и для мировой экономики, в том числе и США.

              В своем выступлении Барак Обама подчеркнул, что вместе с Президентом России они обсудили ситуацию на Ближнем Востоке и в Северной Африке,  и будут способствовать повышению благосостояния, обеспечению стабильности, разрешения конфликтов мирным путем.

              Президент США в своем выступлении коснулся темы противоракетной обороны, которая должна быть направлена «на поиск подхода и конфигурации», которые должны отвечать потребностям безопасности обеих стран, обеспечивать сохранение стратегического баланса, позволять справляться с потенциальными угрозами, являющимися общими для обеих стран.

              Барак Обама подчеркнул, что с нетерпением ожидает продолжения обсуждений с президентом России в рамках «Группы восьми» по проблемам мировой экономики, мировых финансов и ядерной безопасности.

              В заключение выступления Президент США сказал: «…Я ценю замечательное сотрудничество, которое установилось между нашими правительствами».[5]

4. Цель исследования

Целью исследовательской работы является изучение нового этапа (названного «перезагрузка»)  в отношениях между США и Россией.

Итак, «перезагрузка» российско-американских отношений оказалась востребованной лишь для решения весьма ограниченного круга международных проблем (сокращение ядерных вооружений – в их числе), по которым обе стороны прагматично попытались договориться. Непосредственным следствием этой политики можно считать подписание договора по СНВ. Но на «баланс» «перезагрузки» можно повесить также ухудшение отношений России со своим ближайшим соседом и важным экономическим партнером – Ираном, стремительное подключение Турции к проблемам постсоветского пространства. В нем самым большим вызовом интересам России остается Китай, активно утверждающийся в ключевых секторах экономики и энергетики республик бывшего СССР. С Китаем Россия продолжит сотрудничество в противодействии наркотрафику, терроризму, экстремизму, но соперничество между обоими государствами в Центральной Азии сохранится и более вероятным видится смещение в этом регионе баланса влияния в пользу Китая. Так что региональная конкуренция на постсоветском пространстве не только не снизится, она станет еще более усложненной.

Афганистан не станет, согласно американскому проекту «Большой Центральной Азии», локомотивом интеграции Центральной и Южной Азии. Разоренный войной он будет вынужден выживать за счет западных доноров. Сохранение статус-кво в Афганистане и Пакистане и сохранение здесь иностранного военного присутствия будет питать наркотрафик, существенную поддержку которому будут оказывать те страны ЦА (Таджикистан, Туркменистан и Киргизстан), где место «нормальной» экономики постепенно займет наркоэкономика, при том, что угроза такой же трансформации может встать и перед российской экономикой. Активизация военного фактора в Афганистане и Пакистане чревата также вытеснением укрывшихся здесь боевиков из состава этнических узбеков и таджиков, которые в массовом порядке станут возвращаться на родину, что создаст реальную угрозу слияния местного экстремистского движения в ЦА с вооруженными выходцами из Афганистана. Отдельные вооруженные столкновения в Центральной Азии могут приобрести характер партизанской войны, хорошо знакомой по опыту гражданской войны в Таджикистане. Само присутствие в Афганистане возглавляемой США коалиции будет подпитывать местное повстанческое движение, которое поддерживает транснациональный терроризм. Присутствие американо-натовских сил помешает также развитию строительства трубопроводов и – что особенно важно – установлению прочного мира в регионе Центральной и Южной Азии.

В ближайшее время права человека и демократия будут играть второстепенную роль в повестке дня для ЦА Европейского Союза, США и других международных игроков. Подтверждением тому служит принятое 21 октября 2009 г. решение ЕС отменить эмбарго на ввоз оружия в Узбекистан, который изменил отношение к себе западных стран после того, как вышел из ЕврАзЭс, «заморозил» свое участие в ОДКБ и разрешил транзит невоенных грузов в Афганистан.

США в обозримый период времени не откажутся от мирового лидерства, а следовательно, и от стратегического присутствия в тех частях земного шара, где это связано с защитой американских интересов. Сохранят они свое присутствие и в Евразии, что обусловлено, в числе ряда других важных причин, ресурсно-энергетическим фактором. На какое-то время США в Центральной Азии останутся игроком извне, включенность которого в евразийские дела будет зависеть от динамики американских национальных интересов и политической тактики. Возврат США в постсоветскую Евразию может оказаться стремительным и мощным в случае быстрой реабилитации американской экономики и восстановления традиционного режима инициативной внешней политики. В этом случае традиционно медленно «сосредотачивающаяся» Россия может быть потеснена с позиций, на которых ей удастся утвердиться во время «передышки» – снижения накала соперничества, вызванного отвлечением США на решение более неотложных проблем (кризис, Ирак, Афганистан, Иран). Учитывая это, Москве стоит активизировать «точечное» сотрудничество с некоторыми странами региона в рамках еще не исчерпавших свой потенциал организаций – ЕврАзЭс, ОДКБ, ШОС.[6]

Информация о работе "Перезагрузка"отношений США и России