Партия как политический институт. Партийные системы

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 15:05, курсовая работа

Описание работы

На политической арене действуют различные политические силы, причем одни из них открыто, осуществляя различные политические акции, их называют реальными; другие предпочитают скрытые формы реализации групповых интересов. Последние называют латентными (скрытыми), это - лобби, заинтересованные группы, клиентелы, т.е. объединения единомышленников вокруг видных политических деятелей, связанных отношениями личной зависимости, что ведет к прекращению их политической деятельности вместе с уходом влиятельного патрона.

Содержание

Введение стр.2
1. Партия как политический институт стр.3
1.1. Природа партий и их типология стр.3
1.2. Отличительные признаки партий стр.4
1.3. Причины возникновения партий и их природа стр.6
1.4. Типология партий стр.7
2. Партийные системы стр.11
2.1. Критерии типологии партийных систем стр.11
2.2. Традиционная классификация партийных систем стр.13
Заключение стр.17
Список литературы стр.18

Работа содержит 1 файл

политол-я.doc

— 95.50 Кб (Скачать)

Общепризнанной  и наиболее успешной является классификация М. Дюверже, основанная на различиях в структуре партий и организации их внутренней жизни. Он выделял кадровые и массовые партии.

Кадровые  партии возникали тогда, когда избирательное право еще было ограниченным. В тогдашнем замкнутом политическом пространстве кадровые партии являлись средством выражения политических интересов господствующих классов, прежде всего буржуазии. Их задачей была победа на выборах, поэтому они стремились к увеличению своих рядов, а к объединению элит, которые могли бы влиять на избирателей. Основной структурный элемент кадровых партий - комитет. Комитет создается по территориальному принципу, и численность его, как правило, невелика. Он имеет постоянный состав активистов, обновляющийся в случае путем необходимой кооптации (лат. cooptatio - дополнительное избрание, довыборы) и не стремящийся к расширению своих рядов. Комитеты представляют собой сплоченные, авторитетные группы, обладающие навыками работы среди населения. Их основное назначение - проведение и организация предвыборных кампаний. Члены комитета подбирают кандидатов для выборов в органы власти, изучают общественное мнение, симпатии и интересы избирателей, их ожидания и требования, помогают лидерам в формировании предвыборных программ. Обычно деятельность комитетов имеет "сезонный" характер: резко активизируется в преддверии и ходе избирательной кампании в парламент или местные органы власти м затухает после ее окончания. Комитеты автономны и слабо связаны между собой. Вся их деятельность концентрируется вокруг кандидата на выборный пост.

Кадровую партию идеологические вопросы волнуют  постольку, поскольку они могут  помочь ее кандидатам. В партиях, построенных  на таких первичных организациях, отсутствует система членства с  соответствующей регистрацией и регулярной уплатой членских взносов, что и дало основание М.Дюверже назвать их кадровыми. Деятельность партии осуществляется на основе добровольных пожертвований, доходов от продажи партийных изданий. Большинство кадровых партий составляют европейские либеральные и консервативные партии.

Массовые  партии возникают с введением всеобщего избирательного права. Это партии нового типа, имеющие массовый характер, ориентированные на политическое воспитание масс и формирование элит из народа. Первичные организации партии строятся как по территориальному, так и по производственному принципу, но в отличие от комитетов являются открытыми для новых членов. Более того, первичные организации массовых партий заинтересованы в пополнении своих рядов. Это связано с тем, что сама партия существует за счет членских взносов.

Увеличение числа  членов партии, необходимость заниматься финансовыми вопросами привели  к формированию в структуре этих партий соответствующих органов, стремящихся к распространению влияния партий и ведущих учет и контроль за расходованием финансовых средств. Возникает сложная иерархическая структура подчинения первичных организаций и громоздкая система управления. Партийная дисциплина, призванная укреплять единство партии, распространяется не только на рядовых членов, но и на парламентариев. М. Дюверже выделил три типа массовых партий: социалистический, коммунистический и фашистский.

Произошедшие  изменения в экономической, социальной и культурной сферах западных обществ послужили основанием дополнить классификацию М. Дюверже новым типом партии - партии избирателей. Партии избирателей стремятся выражать общенациональные интересы, не связанные с какой-то идеологией, они отстаивают идеи солидарности, согласия и прогресса. Подобная тенденция присуща европейским социал-демократическим партиям, республиканской партии США и т.д.

Функции партий.

Роль и значение политических партий в обществах  с различным уровнем экономического, социального и культурного развития, конкретными историческими и национальными традициями неодинаковы. Однако можно выделить некоторые общие функции партий.

Наиболее важной является функция согласования и обобщения разнородных интересов и потребностей различных групп и индивидов. Формулирование этих обобщенных интересов в программах, требованиях, лозунгах и, наконец, доведение их до властных структур - таково содержание функции представительства интересов.

Кроме того, партии могут выполнять и "правительственные" функции, участвуя в разработке, применении и внедрении правил взаимодействия политических институтов, подчиняя или контролируя органы власти.

Представляя и  выражая интересы социальных групп, доводя их до властных органов, партии осуществляют функцию коммуникации, т.е. обеспечивают взаимосвязь власти и общества. Культивируя с помощью средств агитации и пропаганды определенные ценности и стереотипы поведения, политические партии реализуют функцию политической социализации, т.е. функцию передачи политического опыта, традиций, культуры последующим поколениям. Наконец, отбирая лучших кандидатов на руководящие должности, партии способствуют улучшению качественного состава элиты. Так партии осуществляют функцию политического рекрутирования.

Однако в тоталитарных системах политические партии могут непосредственно выполнять функцию реализации власти. Обычно это монопольно властвующие партии, которые концентрируют в своих руках весь объем властных функций (в бывшем СССР). 
 
 
 
 
 
 
 

2. Партийные системы.

2.1. Критерии типологии  партийных систем

Обычно в конкретной стране существует несколько партий. Совокупность политических партий и взаимосвязей между ними составляют партийную систему. Количество партий в конкретной стране является результатом действия множества факторов: культурно-религиозной среды, традиций, экономического развития, социальной структуры и т.д.

Партийные системы различаются  по количественному и качественному критериям.

По количественному критерию выделяют:

1) однопартийную систему, где существует одна монопольно властвующая партия. Обычно эта система характерна для тоталитарных и авторитарных   режимов. Примером может служить партийная система в бывшем СССР с Коммунистической партией;

2) двухпартийную систему, состоящую из нескольких партий, однако с заметным преобладанием двух, наиболее влиятельных. Так, классическим примером двухпартийной системы является Великобритания с чередованием у власти лейбористской и консервативной партий. Хотя в стране существуют и социал-демократическая, и коммунистическая, и другие партии, однако их влияние на общество очень ограничено;

3) многопартийную систему, которая предполагает активную роль в политической жизни двух и более партий. Количество партий отражает наличие разветвленной системы социальных интересов. Такая партийная система стремится к поиску компромиссов (лат. compromissum - соглашение, достигнутое путем взаимных уступок), поскольку ни одна из партий не обладает явным политическим доминированием. Примером многопартийности являются партийные системы стран Западной Европы. Так, в Италии насчитывается 14 партий, в Голландии - более 20 и т.д.

По качественному критерию (по политическому весу) действующие на политической сцене партии различаются масштабом влияния на общество и власть. Политическое влияние партии складывается из трех переменных:

а) из числа членов партии;

б) из количества избирателей, проголосовавших за нее;

в) из числа депутатских  мандатов, полученных партией на выборах.

В зависимости  от распределения депутатских мест в парламенте партии различаются по степени их влияния на процесс принятия политических решений, т.е. по политическому весу.

По политическому весу выделяют четыре типа партий:

мажоритарная  партия, т.е. получившая абсолютное большинство мандатов и право на проведение собственного политического курса;

партия  с мажоритарным призванием, т.е. в ситуации чередования партий у власти она способна победить на следующих выборах;

доминирующая  партия, т.е. получившая относительное большинство депутатских мест;

миноритарная  партия, т.е. имеющая минимальное число мандатов.

Доминирование в политической жизни по влиянию  той или иной партии определяет и  тип партийной системы. Выделяются партийные системы, основанные на партиях  с мажоритарным призванием, т.е. стабильным доминированием в течение долгого времени одной правящей партии (например, либерально-демократической партии в Японии, консервативной партии в Великобритании в 70-8О-х годах). Кроме того, можно отметить партийные системы с присутствием доминирующей партии (такой, к примеру, как христианские демократы в Германии), вынужденной искать союзников в лице других партий для поддержки своего политического курса. Наконец, партийная система может представлять собой коалицию миноритарных партий (это присуще партийным системам Бельгии, Нидерландов). Подобная партийная система не является предпосылкой стабильных и эффективных правительств. 

2.2. Традиционная классификация партийных систем

Общепринято является следующая классификация различных систем партий и различных моделей связей между ними: однопартийность, двухпартийность (бипартизм) и многопартийность.

Многопартийная  система означает, что ни одна из выступающих в парламенте партий не в состоянии самостоятельно править. Создаются коалиции: правящая и правительственная. Тем самым партии не располагающие большинством в парламенте и правительстве, получают его на основе компромисса с другими партиями. В настоящее время большинство западных стран практикует многопартийность в различном объеме: от 12 партий в Нидерландах до четырех (-страны Скандинавии) или трех партий (Бельгия, ФРГ, Австрия). Промежуточную ситуацию можно наблюдать в таких странах как Италия или Франция.

За последние  годы в Российской Федерации происходит переход от однопартийной систе-мы к многопартийности. Зачатки современного политического плюрализма стихийно вызревали у--же в начале 80-х годов в форме диссидентского движения. Однако путь к действительно многопартийности открыла перестройка. Процессы радикального реформирования нашего общества вызвали к жизни новые общественно-политические движения, партии и их объединение. Развитие рыночных отношений существенно трансформирует социально-политическую структуру общества, усиливает процесс социальной дифференциации, находящий отражение в возникновении широкого спектра политических объединений.

Ныне в РФ действует несколько десятков политических партий.

Развитию многопартийности могут благоприятствовать или мешать различные факторы: социальные, идеологические, религиозные, институциональные.

Недостатки  многопартийности.

прежде всего, она плохо соответствует агрегированию  интересов, т.к. каждая партия хочет стать рупором определенной категории людей;

следующий недостаток - опосредственный характер выбора. Формально избиратель может выбирать, среди множества программ. Однако, эта свобода выбора в действительно иллюзорна;

третий недостаток заключается в том, что интегральная многопартийность предполагает отсутствие стабильного и спаянного парламентского большинства, способного к активной и долгосрочной поддержке правительства.

Двухпартийная система. Суть ее заключается в том, что существуют две сильные партии, из- которых каждая способна к принятию власти и самостоятельному ее осуществлению. Одна из двух партии получает абсолютное большинство мест в парламенте. Другая становится тогда оппозиционной. Двухпартийность полезна, поскольку она "функциональна", ее результаты способствуют хорошему функционированию политической системы. Двухпартийность, упрощает процесс агрегирования интересов и сокращения требований. Она делает ненужным посредничество: сам избиратель, выбирает цели и руководителей, обязанных их осуществлять. Правительство, сформированное главой победившей партии, обходится без посредников. Наконец, двухпартийность, гарантирует стабильность- правительства, поскольку партия, находящаяся у власти, получает абсолютное большинство парламентских мест.

Великобритания воплощает "жесткую" двухпартийность. При принятии важных политических решений все депутаты от одной и той же партии стремятся голосовать одинаково: те, кто нарушает дисциплину голосования, исключаются из партии.

США воплощает "мягкую" двухпартийность. Обе партии не предписывают своим депутатам обязательную дисциплину голосования. Каждый конгрессмен голосует по своему усмотрению, не консультируясь с партией.

Двухпартийность в чистом виде - явление крайне редкое. Практически наряду с двумя крупными партиями, господствующими на политической арене, существуют и небольшие партии. Их роль и значимость зависят от процента голосов избирателей, полученных ими на выборах. Этим обстоятельством обусловливается существование "совершенной" двухпартийности, при которой две основные партии набирают более 90% голосов избирателей, и "несовершенной" двухпартийности, когда можно говорить, по сути, о "двух с половиной партиях". В такой ситуации третья партия получает на выборах вполне достаточное количество голосов избирателей для того, чтобы иметь вполне реальную возможность "путать политические карты" двух крупных партий. 
 

Информация о работе Партия как политический институт. Партийные системы