Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2012 в 15:24, контрольная работа
Партии являются «выразителями» интересов и целей определенных классов и социальных групп, они принимают активное роль в функционировании политической власти. Сейчас наблюдается рвение партий интегрировать интересы разных социальных групп. Вне всякого сомнения, основным рвением партии является достижение власти, до этого всего, власти гос. Основная мишень - овладеть государственным аппаратом для реализации собственных интересов. Всякая партия стремится достичь господства в государстве, роли в разработках политического курса страны и его осуществлении.
Введение………………………………………………………………………….3
1.Образование политических партий в Республике Беларусь…………….….3
2.Современное состояние политических партий……………………….…..…6
3.Законодательство о политических партиях…………………………........…10
Заключение……………...……………………………………....……….....…...12
Список используемой литературы……………………..…………………...…13
Третью группу составляют партии либерально-консервативной ориентации – Объединенная гражданская партия (ОГП) и Либерально-демократическая партия (ЛДП). Они подчеркивают приверженность либеральным ценностям, рыночным отношениям, демократии, многопартийности, гарантии гражданских прав и свобод. ЛДП, провозглашая себя конструктивной оппозицией к власти, в то же время выступает в поддержку Президента Республики Беларуси и с критикой действий ряда оппозиционных партий. Это самая многочисленная в стране политическая партия.
Основной задачей ОГП, как подчеркивалось на состоявшемся в апреле 2008 г. ХI съезде партии, является усиление влияния партии в обществе, привлечение в ее ряды профессионалов и авторитетных людей, укрепление и развитие региональных структур. Это тем более важно, учитывая, что делегаты съезда подвергли резкой критике руководящий центр ОГП за то, что он «оторвался от регионов», от активной деятельности отошли политические менеджеры и технологи, способные привлекать в партию новых членов.
К четвертой группе (национально-демократические
партии) относятся Консервативно-
К пятой группе принадлежат Белорусская партия «Зеленые», Республиканская партия и Белорусская социально-спортивная партия. У данных партий нет системообразующих идеологических принципов, четкой опоры на определенные социальные слои и возможности существенно повлиять на политическую жизнь в стране.
Традиционное лево-правое политическое деление применительно к Беларуси в значительной степени является условным и не отражает всего разнообразия межпартийных различий.
В настоящее время партийная система Республики Беларусь находится в стадии формирования, отличается нестабильностью и имеет свои особенности.
Одним из факторов, сдерживающих развитие партийного строительства в Беларуси, является то, что сегодня партии не представлены в исполнительных органах власти. Не имея представительства во властных структурах, они лишены возможности играть роль посредника и связующего звена, коммуникативного моста между государством и обществом, стать, наконец, формой участия граждан в политических решениях и контроле за властью.
Поскольку политические партии не обладают властными рычагами для решения насущных проблем людей, люди не видят в существовании партий большой пользы и не нуждаются в них. Поэтому весьма актуальным становится наведение «мостов», налаживание диалога, тесного сотрудничества органов власти с политическими партиями, привлечение их к рассмотрению и принятию важных социально-экономических и политических решений.
В связи со слабой материально-технической базой большинство политических партий не имеет собственных средств массовой информации, влияющих на формирование общественного мнения, а государственные и независимые средства информации, как правило, стараются дистанцироваться от них.
Не все партии способны разработать научно обоснованную, социально взвешенную, конструктивную программу деятельности. Программные документы многих партий не содержат ясной концепции политического, социально-экономического и духовного развития, характеризуются эклектикой идеологических выводов, расплывчатостью, неопределенностью представлений о будущем обществе. Несмотря на то, что большинство партий выступают за переход к рынку, за демократию и правовое государство, суверенитет Беларуси, в их программах отсутствует механизм такого перехода, взвешенная и профессиональная оценка ситуации, конкурентоспособные предложения, конкретная разработка мер и способов достижения поставленных задач. Программы ряда политических партий устарели и не отвечают реалиям современности. Со многими положениями партийных документов нельзя согласиться. Предложения, имеющиеся в арсеналах ряда партий, требуют анализа, чтобы определить их пригодность с точки зрения исторического опыта.
В условиях недифференцированности общества в социально-политическом плане, отсутствия среднего класса, социальной полноценной базы для многопартийности, разобщенности рабочего движения, трудно определить, кого реально представляют партии и их руководители. Крайняя степень фрагментации партийных сил, их неспособность к консолидации – все это подтверждает очевидные слабости белорусских партий. Большинство из них малочисленны по составу и с трудом смогли перешагнуть необходимый для регистрации рубеж в 1000 человек. Нельзя не заметить, что о многих малых партиях не известно ничего, кроме имен их лидеров.
Более того, между политическими силами со схожей идеологической ориентацией и действующими в одном политическом поле не проявилась тенденция к взаимопониманию, к сплочению и укреплению этих сил. Об этом свидетельствует самостоятельное существование однотипных политических организаций: двух партий БНФ, двух – с ориентацией на развитие республиканского строя, двух – с коммунистической идеологией, нескольких социал-демократических партий. В связи с этим назрела необходимость объединения близких по идеологии партий. Такие партии, отражая социальные и политические чаяния граждан, могут конкурировать за получение властных полномочий для реализации поставленных целей.
К ошибкам, которые допускают партии, можно отнести недостаточное внимание к созданию организационных структур в регионах и отсутствие постоянной работы с ними; внутренние противоречия, мелочная борьба друг с другом за укрепление позиций в демократическом лагере вместо объединения для решения важных политических задач и др.
Перечисленные выше факторы обусловили слабость и неразвитость многопартийности. Поэтому речь о сложившейся партийной системе пока не может идти. Известно, что партийная система в странах с развитой демократией создавалась десятилетиями, например, в Америке – больше ста лет. Наличие множества партий – это еще не многопартийная система, но лишь основа для развертывания противоборства идей, а не социальных интересов. Подлинная многопартийность нуждается в создании специального механизма регулирования: взаимодействия между самими партиями; между партиями и властными структурами; между партиями и обществом. Эффективность политической деятельности партий, оппозиционных сил во многом зависит от их способности получить поддержку на выборах, от налаживания конструктивных переговоров с властью. Это дало бы возможность снять недоверие, предвзятость во взаимоотношениях, создать предпосылки для согласованности позиций и цивилизованного решения конфликтов.
Таким образом, многопартийная
система как постоянный фактор универсальности
и демократичности
3. Законодательство о политических партиях.
Законодательство каждой страны по-своему регулирует (либо нет) правовой статус партий. В одних странах порядок образования партий вообще не урегулирован правом.
Партия считается имеющейся уже в силу провозглашения самой себя в качестве такой. В остальных странах законодательство не просит формальной регистрации партии в каком либо государственном органе, но организация приобретает статус партии только при представлении в компетентные органы строго определенных документов: программы, устава либо манифеста. В третьих странах, к числу которых относится и Республика Беларусь, правовыми актами предусмотрена обязательная регистрация партий, после чего они получают статус юридического лица.
Для того чтоб партии могли удачно осуществлять свои функции, законодательство наделяет их довольно широкими правами и возможностями. В большинстве государств за ними закреплено право выдвижения кандидатов на выборные государственные должности. Партии могут иметь и распространять собственные печатные издания, проводить митинги, манифестации, демонстрации. За ними закреплено право критики правительства и гос. администрации.
более широкими возможностями владеют партии, выставленные в парламенте. Они имеют право создавать парламентские группы (фракции), направлять собственных представителей в государственные органы, формируемые парламентом. В ряде государств такие партии имеют доступ к государственным средствам массовой информации в период меж выборами.
Еще одной стороной правовой регламентации деятельности партий является закрепление их организационной структуры. Практически во всех странах, где есть законы о партиях, подробно регулируются вопросы организационного строения партий, структуры, состава и взаимоотношений партийных органов. Партии имеют также право на самороспуск, слияние, разделение, создание молодежных, дамских и остальных союзов и организаций.
В Беларуси все политические
партии и публичные объединения
регистрируются и работают на основании двух законов,
принятых в октябре
1994 , — "Об публичных объединениях"
и "О политических партиях". В связи
с принятием этих законов возникло четкое
разграничение политических партий и
публичных формирований, которые не вправе
заниматься политической деятельностью.
Какие права политическим
партиям гарантирует
Политические партии,
согласно статье 23 Закона Республики Беларусь
"О политических партиях", с
момента регистрации имеют
Министерство юстиции Республики Беларусь проводит регистрацию политических партий и публичных движений, а также осуществляет контроль за соблюдением ими работающего в республике законодательства.
В начале 1998 года работники министерства завершили еще одну проверку соответствия деятельности зарегистрированных в республике партий их уставным документам.
Выяснилось, что многие партии, созданные накануне парламентских выборов, использовав право выдвижения собственных кандидатов, фактически закончили существовать. Некие из них не имеют ни одной взятой на учет региональной партийной организации (хотя это одно из требований устава партии). Не достаточно того, что есть партии, которые никак себя не проявляют в общественно-политической жизни республики, но и не проводят обязательных внутрипартийных мероприятий, что также противоречит уставам партий. Это говорит о том, что некие партии стали "партиями-фантомами".
Министерство юстиции, используя право ставить вопрос перед Верховным трибуналом о закрытии тех партий, которые есть лишь на бумаге.
На развитие партийной системы (беря во внимание, что большая часть партий числятся партиями парламентского типа) существенное влияние оказывает и наличие демократического закона о выборах, в котором заложен тип выборной системы и определены права и возможности партий и публичных объединений в период избирательной кампании.
Существует мировоззрение
(оно было озвучено в прессе фаворитами
неких оппозиционных партий), что
на всем постсоветском пространстве
избирательная система в
В республике действует мажоритарная избирательная система, которая предугадывает избрание членов парламента в избирательных округах. Но остается спорным вопрос, какая же избирательная система более демократичная: мажоритарная, пропорциональная либо смешанная (мажоритарно- пропорциональная)?
Председатель Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов Л.Ермошина считает, что мажоритарная избирательная система более справедлива и в особенности эффективна в условиях преобладания "миниатюрных партий", так как она более полно отражает картину политических пристрастий избирателей.
Нельзя согласиться и с мнением, что мажоритарная избирательная система не представляет способности для партийной работы, ущемляет права партий.
Следует отметить, что мажоритарная система, работающая в западных странах — США, Англии, Франции и ряде остальных, как свидетельствует их опыт, не мешает ни демократии, ни работе партий.
Итоги проведенных парламентских выборов в соседних постсоветских государствах разрешают сделать некие выводы о недостатках используемой мажоритарно-пропорциональной избирательной системы.
Во-первых, голосование по партийным перечням дозволяет попасть в парламент людям, которые часто не выдержали бы личной конкуренции. Ведь, голосуя по партийным перечням, избиратели все же ориентируются на конкретные персоналии фаворитов, не задумываясь о том, что, благодаря их голосам, депутатами могут стать совсем остальные люди, причем эти депутаты не будут нести перед избирателями никакой ответственности, так как они не были избраны в конкретном избирательном окружении.
Во-вторых, выборы по партийным перечням имеют одну специфическую изюминка: состав парламента не в полной мере отражает настроения публичного представления, поскольку не учитываются голоса людей, поддержавших партии и движения, которые не преодолели избирательный барьер. К примеру, по итогам парламентских выборов в Молдавии из 15 политических партий и блоков в парламент прошли лишь четыре, а в Верховную Раду Украины из 30 партий и объединений — лишь восемь.