Партийная система в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2012 в 15:24, контрольная работа

Описание работы

Партии являются «выразителями» интересов и целей определенных классов и социальных групп, они принимают активное роль в функционировании политической власти. Сейчас наблюдается рвение партий интегрировать интересы разных социальных групп. Вне всякого сомнения, основным рвением партии является достижение власти, до этого всего, власти гос. Основная мишень - овладеть государственным аппаратом для реализации собственных интересов. Всякая партия стремится достичь господства в государстве, роли в разработках политического курса страны и его осуществлении.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
1.Образование политических партий в Республике Беларусь…………….….3
2.Современное состояние политических партий……………………….…..…6
3.Законодательство о политических партиях…………………………........…10
Заключение……………...……………………………………....……….....…...12
Список используемой литературы……………………..…………………...…13

Работа содержит 1 файл

Копия политология.doc

— 91.00 Кб (Скачать)

ТЕМА  25. ПАРТИЙНАЯ СИСТЕМА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

 

 

План.

 

Введение………………………………………………………………………….3

1.Образование политических партий в Республике Беларусь…………….….3

2.Современное состояние политических партий……………………….…..…6

3.Законодательство о политических партиях…………………………........…10

Заключение……………...……………………………………....……….....…...12

Список  используемой литературы……………………..…………………...…13

 

Введение.

 

Партии являются «выразителями» интересов и целей определенных классов и социальных групп, они принимают активное роль в функционировании политической власти. Сейчас наблюдается рвение партий интегрировать интересы разных социальных групп. Вне всякого сомнения, основным рвением партии является достижение власти, до этого всего, власти гос. Основная мишень - овладеть государственным аппаратом для реализации собственных интересов. Всякая партия стремится достичь господства в государстве, роли в разработках политического курса страны и его осуществлении. Партии оказывают влияние на выдвижение фаворитов страны, на формирование состава правительства (являются главными поставщиками кадров для всех сфер власти). Практика указывает, что политическая система демократического общества не может работать без такового элемента, как политические партии.

Являясь связывающим  звеном меж гражданским обществом и властью, партии занимают в политике свое особенное место. Конкретно партии выполняют функции механизма саморегуляции публичной жизни, направляя стихийную энергию социальных протестов в русло легитимной борьбы за наилучшее будущее.

1.  Образование политических партий в Республике Беларусь.

 

Формирование партийной  системы в Беларуси, как и в  остальных появившихся после  распада СССР суверенных государствах, носит очень сложный характер.

Этот процесс, начавшийся в 1990 году, равномерно стал набирать все более ускоряющиеся темпы: в 1990 году была зарегистрирована только одна партия, в 
1991 — пять, в 1992 — шесть, в 1993 — шесть, в 1994 — 16. Всего к началу избирательной кампании по выборам в Верховный Совет Республики Беларусь 13- го созыва в 1995 году в стране в качестве политических партий было записано 34 публичных объединения.

На начало 1998 года, по данным Министерства юстиции, в республике было записано всего более двух тысяч публичных объединений и фондов, 
41 политическая партия, 38 свободных профсоюзов, 4 профсоюзных объединения. При этом активность населения по созданию публичных объединений не спадает. Лишь в 1997 году записано 421 объединение.

В итоге объединения  отдельных партий, а также их самоликвидации 6 политических партий были исключены Министерством юстиции из 
Государственного реестра политических партий.

В марте 1998 года решением Верховного Суда Республики Беларусь еще 6 политических партий были ликвидированы.

При всем обилии партийно-политической палитры сегодняшнего белорусского общества верно обозначились три группы политических партий и публичных движений: 1) партии правого толка — в основном либеральной, антикоммунистической направленности; 2) демократические партии центристского характера; 3) партии левого крыла политических сил — коммунистической, социалистической ориентации.

К первой группе следует  отнести партии, которые ставят собственной  программной целью форсирование капитализации Беларуси по западноевропейскому  эталону, обосновывая её необходимость включением страны в "мировую цивилизацию" (Партия Белорусского Народного Фронта, фермерская партия, Объединенная гражданская партия, Национально-демократическая партия, Христианско-демократический альянс и остальные).

В чем изюминка белорусской  многопартийности?

Белорусское общество находится  на начальном этапе формирования многопартийности, который развивается  очень противоречиво и имеет  свои особенности.

Во-первых, в республике пока отсутствует полноценная социальная база для многопартийности, общество не структурировано, не дифференцировано в социально-политическом плане, социальные слои и группы со своими специфическими интересами лишь начинают складываться.

Поэтому имеющиеся в  стране публичные организации, объединения, партии и движения, претендующие на выражение и консульство в структурах власти интересов социальных групп, снаружи характеризуются чрезвычайным идейно-политическим разнообразием.

Во-вторых, по количественному  составу большая часть политических партий очень малочисленны. Многие из так называемых партий с трудом смогли перешагнуть нужный для регистрации в Министерстве юстиции предел в 500 человек. По сути дела практически все политические образования, которые зарегистрированы в качестве партий, являются пока только протопартиями, а не партиями в полном смысле этого понятия. Используя терминологию Министра юстиции Республики Беларусь Г.Воронцова, на белорусском партийном небосклоне в основном не "звезды", а "карлики", многие из которых фактически бездействуют.

Нужно отметить, что, по итогам запроса Министерства юстиции в начале 
1998 года о численном составе политических партий и их деятельности, количество членов практически всех партий в течение пяти лет уменьшилось в несколько раз. К примеру, на момент регистрации в рядах Белорусской фермерской партии состояло 16 тысяч человек, Либерально-демократической партии — 19, Партии БНФ — 5, Партии коммунистов Белорусской — 20 тысяч человек.

В-третьих, формирование политических партий в республике проходило  в период полного кризиса общества и намного опережало психологическую готовность населения к осознанию и восприятию происходящих перемен. Поэтому не случаем практически 60 процентов населения республики не поддерживали ни одной партии, а более 28 процентов не знали о том, какие партии либо публичные движения есть в республике.

В-четвертых, становление  партий в течение четырехлетнего периода, вплоть до принятия 5 октября 1994 года Закона Республики Беларусь "О  политических партиях", проводились  на основании утратившего свою силу Закона СССР "Об публичных объединениях", принятого в октябре 1990 года, и "Временного положения о порядке образования и деятельности публичных объединений людей в Белорусской ССР" (1990 год). Эти документы только номинально регламентировали создание партий и их регистрацию, обретение ими юридического лица, вступление в блоки, роль в избирательном процессе и т.Д. В документах отсутствовали четкое политическое и правовое толкование понятия "политическая партия", определение места партии в политической системе и их прав, принципы взаимоотношений с органами гос. власти, источники финансирования политической деятельности партий.

В-пятых, между политическими партиями не достигнуто взаимопонимание. Об этом свидетельствует само существование однотипных партий. К примеру, действуют три партии экологического характера, две — спортивного, столько же партий ставят собственной задачей упрочение республиканского строя в стране, две партии апеллируют к гражданам с коммунистическими идеями.

Непременно, любая из партий имеет право на свою социальную нишу, на свои предпочтения и особенности. Но часто это только амбициозные устремления фаворитов партий, которые оборачиваются недоверием избирателей на выборах. 
Понятно, это — заболевание роста, развития. К огорчению, она пока прогрессирует.

Как развивался процесс многопартийности в республике?

Весна 1991 года явилась  социальным половодьем, вызвавшим появление  ряда политических партий (ОДПБ, БСДГ, БХДС), которые, возникнув на волне  эйфорической критики монопольно правящей КПБ, обширно употребляли митинговую практику работы.

Пик активности политических партий — 1995 год, когда проходили  выборы депутатов Верховного Совета Республики Беларусь 13-го созыва.

Парламентские выборы дозволили выявить  степень поддержки разных партий избирателями на данном этапе. В высший законодательный орган страны собственных представителей смогли провести 16 партий. Депутатские мандаты распределились следующим образом: Партия коммунистов — 45, Аграрная партия 
— 33, Партия народного согласия — 8, Объединенная демократическая партия — 
5, Гражданская партия — 2, Белорусская социал-демократическая партия — 2, 
Партия всебелорусского единства и согласия — 2. По одному депутату было избрано от Белорусского патриотического движения, Партии "зеленоватых", от партий труда и справедливости, социалистической, фермерской, народной, социально-спортивной, экологической, труда. В новый парламент было избрано также 96 беспартийных депутатов.

Нужно отметить, что левое крыло политических сил Беларуси по итогам парламентских выборов смотрелось довольно весомо.

Парламентские партии показали тогда  некоторую политическую зрелость и  умение приходить к согласию. В  итоге взаимодействия фаворит 
Аграрной партии С.Шарецкий был избран Председателем Верховного Совета, а председатель Партии коммунистов Белорусской В.Новиков — его первым заместителем.

В составе Верховного Совета 13-го созыва было сформировано пять парламентских  фракций: коммунистов (45 человек), аграриев (49 человек), "Гражданское действие" (18 человек), "Согласие" (61 человек), социал-демократическая фракция "альянс труда" (15 человек).

В 1994 году в нашей стране была принята  Конституция, измененная и дополненная  методом референдума 1996 года. За это  время политический процесс в  Беларуси резко поменялся, что в  свою очередь повлияло на партийные  взаимоотношения в стране. Если до лета 1996 года отличительной чертой развития партий Беларуси являлся антагонизм двух ведущих посреди них — ПКБ и 
БНФ, то с осени 1996 ситуация резко поменялась. Партии- антагонисты объединились по ряду принципиальных положений в единую оппозицию.

У нас в республике предпринимались  пробы поиска форм диалога с политическими  партиями и публичными организациями, но они были нерезультативными.

По мнению С.Посохова, бывшего ассистента Президента Республики Беларусь, в Беларуси можно сделать таковой же, как в России, совет, но без роли представителей БНФ и ПКБ, которые, как утверждает он, представляют непримиримую оппозицию и вообще отказываются от сотрудничества с властью в хоть какой форме, "объединившись в союз на базе ненависти к Президенту и проводимому им курсу".

В августе 1998 года Администрация Президента Республики Беларусь объявила о разработке публичного консультативного совета при  Президенте. Эту инициативу поддержали представители 20 публичных объединений  и политических партий.

Нужно отметить, что из более чем сорока зарегистрированных в тот момент в республике партий свои подписи под заявлением о разработке Совета поставили представители лишь десяти из них: Белорусской фермерской партии, Белорусской народной партии, Белорусского научно-производственного конгресса, Белорусской объединенной спортивной партии, партии "За социальную справедливость", Белорусского христианско-демократического союза, КПБ, ЛДП, Республиканской партии и социал-демократической партии народного согласия.

Две более крупные в стране партии — Объединенная гражданская и партия 
Белорусского Народного Фронта — категорически отказались от роли в 
публичном консультативном совете. Бывший ассистент Президента С.Посохов считает, что "они не доросли до политического диалога".

Сторонники сотворения консультативного Совета полагают, что он мог бы делать функции совещательного органа при  Президенте. В рамках Совета могли  бы проводиться нужные политические консультации, дискуссия общественно  важных проектов, что позволило бы сделать обратную связь меж партиями, публичными объединениями и органами гос. власти.

 

2.   Современное состояние политических партий.

 

В зависимости от политической ориентации, идеологических доктрин, отношения  к государственности республики, к проблемам национально-культурного возрождения белорусские партии можно условно разделить на несколько групп.

К первой группе относятся  «левые» партии: Компартия Беларуси (КПБ), Аграрная партия, Белорусская  патриотическая партия, Республиканская  партия труда и справедливости, Партия коммунистов Белорусская (ПКБ). Данные партии отстаивают социалистический путь развития страны, создание планомерных и регулируемых государством товарно-денежных отношений. В социальной сфере они выступают за реализацию права на труд, обеспечение бесплатного среднего и высшего образования, бесплатной медицинской помощи, благоустроенного жилья, доступного отдыха, социальной справедливости, благополучие и безопасность граждан страны.

Что касается Партии коммунистов Белорусской, то в отличие от Компартии Беларуси, поддержавшей проводимый в стране курс и государственную идеологию, ПКБ в настоящее время утратила свое влияние в обществе, вошла в коалицию с «правыми» партиями (Объединенной гражданской и БНФ) и выступила  против существующей власти, ее внутренней и внешней политики.

Ко второй группе (социал-демократические  и социалистические партии) можно  отнести Белорусскую социал-демократическую  партию (Грамада), партию «Белорусская социал-демократическая Грамада», Социал-демократическую  партию народного согласия. Они выступают за социально ориентированную рыночную экономику, проведение реформ при сильной социальной защите населения со стороны государства и стремятся выразить позицию, объединяющую национальные традиции с мировым опытом, который избегает крайностей «правого» и «левого» радикализма. Первые две считают себя носителями социал-демократических традиций в Беларуси, берущих начало от созданной в 1903 г. Белорусской социалистической Грамады.

Социал-демократическая партия народного  согласия, не примыкая к оппозиции, выступает за объединение умеренных общественно-политических сил, консолидацию белорусского общества. Сущность идеи народного согласия заключается в отказе от революционных скачков в пользу эволюционного развития на основе продуманных и последовательных реформ. В то же время партия не исключает политической борьбы, но ограничивает ее строгими рамками закона и нормами морали.

Информация о работе Партийная система в Республике Беларусь