Партии в политической системе общества

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2011 в 09:09, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является всестороннее изучение вопросов, связанных с историей возникновения партий, их роли в современном государстве и их влияния на политическую жизнь общества.

Содержание

Введение………………………………………………………………… 3

Глава 1…………………………………………………………………..
Роль партий в политической системе общества
6
1.1. Политические партии, их место, роль в политической системе общества……………………………………………………………………… 6
1.2. Политическая культура как необходимое условие политической деятельности …………………………………………………………………. 8

Глава 2…………………………………………………………………..
Политические партии. Происхождение, сущность. Правовое регулирование партийной деятельности
11
2.1. Понятие политической партии……………………………………. 11
2.2. Классификация политических партий и их функции…………… 13
2.3. Правовое регулирование партийной деятельности…………….. 16
2.4. Многопартийность и однопартийность, плюсы и минусы…….. 17

Глава 3………………………………………………………………….
Имидж политической партии. Основные составляющие и методы продвижения.
22

Заключение……………………………………………………………. 28

Список использованной литературы…………………………….....

Работа содержит 1 файл

Курсовая Политология.doc

— 191.50 Кб (Скачать)

    В ст. 9 Федерального закона «Об общественных объединениях» дается понятие общественного движения, применимое и к политическому движению. Общественное движение представляет собой состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения.

    Высшим  руководящим органом движения является съезд (конференция) или общее собрание. Постоянно действующий руководящий  орган движения - это выборный коллегиальный орган, подотчетный съезду (конференции) или общему собранию.

    В случае государственной регистрации  движения его постоянно действующий руководящий орган осуществляет права юридического лица от имени движения и исполняет его обязанности в соответствии с уставом. 

    2.4. Многопартийность  и однопартийность,  плюсы и минусы

    Многопартийность - необходимое состояние демократического общества, поскольку она позволяет  преодолевать монополию одной партии на власть, внедрять в практику и  сознание людей альтернативность мышления и действий. Ритуальная многопартийность, существовавшая в странах Восточной Европы (ГДР, ЧССР, Болгария, Польша) при монополизации коммунистическими партиями права выражать «все» интересы народа, фактически отрицала суть многопартийности и была не лучше советской однопартийности. Однопартийность или формальная «многопартийность» - одна из причин кризиса политической системы, поскольку она консервирует монополию власти одной парии и является источником застоя общества, его государственных и общественных структур. Советский политолог И.Клямкин отмечает, что «...монопольно правящая партия может лишь начать реформы, но завершить их она не в состоянии, так как по мере ослабления механизмов тоталитарного контроля над обществом... обнаруживается нелеги-тимность партаппаратных структур и невозможность ...осуществлять функции власти. В такой ситуации недопущение к власти других политических сил - партий, движений - и эволюция в сторону многопартийной системы неизбежны».

    Становление многопартийности в нашей стране сопряжено со многими трудностями: несложившимися рыночными отношениями, низким уровнем демократической и политической культуры масс, отсутствием сильных и авторитетных партий общенационального масштаба; разбросом и резким противостоянием нарождающихся партий, внутрипартийных фракций, борющихся друг с другом недемократическими методами; сложностью национальной структуры; неопределенностью форм государственного устройства и т.д.

    Поэтому ясно, что появление множества партий еще не свидетельствует о наличии многопартийности. Речь может вестись лишь о ее становлении, законодательном оформлении. Пока различного рода возникшие партии больше заботятся о включении своих представителей в государственные структуры, чем о выражении и защите интересов социальных групп, слоев гражданского общества. Их концепции не разработаны, представлены в общем виде. Явно выражены личностные и властные амбиции их лидеров, которые больше озабочены произнесением речей, проведением встреч, чем практической политической работой.

    В целом, как и любому другому явлению, многопартийности также присущи свои плюсы и минусы. Их в свое время проанализировал один из политологов России Б.Чичерин.5 К позитивным сторонам многопартийности он относил:

    - всестороннее освещение политических вопросов, наличие у людей политической позиции, своих защитников и противников;

    - существование оппозиции, не прощающей  промахов, сдерживающей бюрократизацию, заставляющей правительство действовать эффективно;

    - воспитание в партиях организованности, дисциплины, необходимых для победы над конкурентами;

    - выявление и выдвижение в политической  борьбе действительно даровитых людей;

    При многопартийности не может быть случайных  вождей, здесь нельзя продержаться за счет ложных добродетелей типа угодливости.

    Негативное  в многопартийности Б.Чичерин видел  в следующем:

_________________

5. Политология. Под ред. Ю.В.Ирхина, В.Д.Зотова, Л.В.Зотова. 1992, стр. 263

    - систематически одностороннем направлении  взглядов и действий членов партии, т.к. они на все смотрят ее глазами и интересами ее политической борьбы. К примеру, член оппозиционной партии привыкает смотреть на правительство только отрицательно;

    - "дух" своей партии заслоняет  бескорыстное стремление к общему благу. Все интересы связаны с тем, чтобы одолеть противника. Все приносится в жертву узкопартийным, а не государственным интересам;

    - в политической борьбе разгораются  страсти. Для победы сторонники различных партий взывают к самым низменным потребностям масс. В силу этого портятся общественные нравы;

    - для достижения своих целей  партии прибегают к любым, порой нечистоплотным средствам: лжи, клевете и др. Ложь становится обыденной в общественной жизни, и к ней привыкают;

    - непрерывная борьба ведет к  ослаблению правительственной власти, ее силы расходуются на борьбу с оппозицией.

    Следовательно, многопартийность - это общественное благо, источник развития политической жизни, но это и фактор ожесточения  политических нравов, серьезное испытание  для общественной морали вообще. От нее, по крайней мере на первоначальном этапе, нереалистично ожидать «гуманизации», «очеловечивания». Автоматически, сами по себе плюрализм и гуманизм не сольются воедино.

    Из  многих партий в конечном счете побеждает  та, где сильнее организация, где духовнее, умнее и свободолюбивее ее члены. А каково оптимальное количество партий в обществе? А. Линкольн на этот вопрос отвечал так: 2,5 партии. Одна - у власти, другая - в оппозиции и третья - нарождающаяся.

    Государства с многопартийными системами  исторически доказали свою политическую нестабильность (III и IV Республики во Франции), так как блоки и коалиции даже близких по идеологии партий в условиях обострения социальных кризисов и нарастания внешней опасности оказываются крайне неустойчивыми. Именно поэтому они закономерно эволюционируют в сторону двух-трех полярных партийных систем.

    Суть  двухпартийной системы заключается  в том, что существуют две сильные партии, из которых каждая способна к принятию власти и самостоятельному ее осуществлению. Одна из двух партий приходит к власти, а другая становится оппозиционной. Двухпартийность полезна, т.к. она способствует хорошему функционированию политической системы. Она упрощает процесс агрегирования (обобщение близких интересов, перевод их на уровень программ) интересов и сокращения требований, делает ненужным посредничество, гарантирует стабильность правительства, поскольку побеждающая партия получает большинство мест в парламенте.

    Политология выделяет два вида двухпартийности: «жесткую» и «мягкую». «Жесткая» предполагает строгую дисциплину голосования в парламенте по решению партии, «мягкая» - позволяет каждому депутату голосовать по своему усмотрению, учитывая при этом решение партии. «Мягкая» двухпартийность в действительности близка многопартийности, т.к. приводит к тем же результатам (нестабильности власти).

    Различают также «совершенную» и «несовершенную» двухпартийность. В чистом виде двухпартийность существует лишь теоретически. Практически ситуация складывается так, что рядом с двумя крупными партиями, влиятельными в обществе, существуют и небольшие партии. Их роль зависит от количества голосов, полученных на выборах (голоса, полученные В.Жириновским и А.Лебедем в ходе президентских выборов в России 1996 года и "переданные" Б.Ельцину, в значительной степени обеспечили избрание последнего Президентом). «Совершенная» двухпартийность возможна, если две основные партии набирают не менее 90% голосов, одна из них обеспечивает себе абсолютное количество парламентских мест и может осуществлять руководство в одиночку.

    «Несовершенная»    двухпартийность    (двух-с-половиной-партийная система) складывается тогда, когда успехи обеих крупных партий на выборах не столь впечатляющи и ни одна из них в одиночку не может завоевать абсолютного большинства. Им приходится объединяться либо друг с другом, либо с третьей партией.

    Двухпартийная система также не свободна от недостатков. При ней акцент в деятельности вынужденно делается на критику противников, а не на конструктивные предложения. Избирательные кампании проводятся против «чего-то», и избиратели голосуют против «кого-то». При двухпартийной системе перестает существовать политический «центр». Если появляется вторая «левая» партия, то она становится конкурентом первой левой, что выгодно для "правой" партии.

    Как правило, движение от многопартийности к двухпартийной системе происходит через создание «двухблоковой» системы. Однако это трудный и длительный процесс, ибо между партиями и другими политическими силами, вступающими в блок, сохраняется много различий.

    В однопартийной системе высшая политическая власть осуществляется руководителями партии. Единственная партия монополизирует политическую деятельность во всех общественных структурах. Она превращается в руководящую силу государства. Государственные органы не в праве не выполнять партийных решений. Партия становится многофункциональной, тяготеющей к контролю за всеми видами активности в обществе. Сама партия строится в виде пирамиды, ее механизм действует и «сверху» и «снизу»: сверху идет пропаганда, а снизу вверх идет информация.

    Смысл, вкладываемый в понятие «однопартийная система» отличается от того, идет ли речь о социалистической системе, фашистских режимах или развивающихся странах.

    При тоталитарном (деформированном) социализме партия выступает как руководящая и направляющая сила общества, занимается определением внутренней и внешней политики, просвещением и убеждением масс, идеологической деятельностью.

    Фашистская  партия не заинтересована в пробуждении  политического сознания масс, ее пропаганда не столько просвещает, сколько разжигает фанатизм. По-военному организованная партия (например, национал-социалистическая в Германии) выполняет, в основном, функции служб безопасности и полиции.

    В развивающихся странах единственная партия делает упор на мобилизацию масс. Она стремится пробудить национальное самосознание, укрепить авторитет руководства, вовлечь широкие слои граждан в политические процессы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Глава 3. Имидж политической партии. Основные составляющие и методы продвижения.

    Для достижения необходимых результатов  при выступлении на выборах и  в партийном строительстве политическая партия должна решить ряд ключевых проблем, из которых на первое место  выходит – определение стратегии  поведения политической партии в партийной системе и в избирательном процессе.

    Стратегия поведения политических партий в  партийно-политической системе предполагает определение основной линии поведения  в отношении электората, групп  интересов, органов власти, конкурирующих  политических партий, средств массовой информации и других участников  политического процесса. Правильно выбранные стратегические позиции позволяют политической партии укрепиться среди основных партийных игроков, оптимально планировать и реализовывать мероприятия, ориентированные на прохождение политической партии в федеральные и региональные органы власти. 

    Все основные направления партийной  стратегии должны быть прочно взаимоувязаны  и адекватно соотноситься друг с  другом, стремясь к достижению единой стратегической цели – победы на выборах. При этом успех целостной партийной стратегии зависит в первую очередь от эффективности имиджа политической партии. В избирательном процессе, характеризующемся обостренной межпартийной борьбой, конкурируют в первую очередь имиджи политических партий, которые в конечном итоге и определяют результаты голосования.

Информация о работе Партии в политической системе общества