Партии в политической системе общества

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2011 в 09:09, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является всестороннее изучение вопросов, связанных с историей возникновения партий, их роли в современном государстве и их влияния на политическую жизнь общества.

Содержание

Введение………………………………………………………………… 3

Глава 1…………………………………………………………………..
Роль партий в политической системе общества
6
1.1. Политические партии, их место, роль в политической системе общества……………………………………………………………………… 6
1.2. Политическая культура как необходимое условие политической деятельности …………………………………………………………………. 8

Глава 2…………………………………………………………………..
Политические партии. Происхождение, сущность. Правовое регулирование партийной деятельности
11
2.1. Понятие политической партии……………………………………. 11
2.2. Классификация политических партий и их функции…………… 13
2.3. Правовое регулирование партийной деятельности…………….. 16
2.4. Многопартийность и однопартийность, плюсы и минусы…….. 17

Глава 3………………………………………………………………….
Имидж политической партии. Основные составляющие и методы продвижения.
22

Заключение……………………………………………………………. 28

Список использованной литературы…………………………….....

Работа содержит 1 файл

Курсовая Политология.doc

— 191.50 Кб (Скачать)

    Основным  же признаком, отличающим партии от других организаций, является их ориентация на открытую, четко выраженную борьбу за государственную власть, за право формирования государственной политики и участие в осуществлении государственной власти.

    Сущность  политической партии зависит от следующих основных характеристик: социального состава и социальной базы партии; состава, интересов и целей руководства партии; программных установок организации; объективной направленности ее политических действий.

    Социальная  база политической партии - лишь один из критериев ее сущности. Партии могут образовываться и действовать на межклассовой основе, привлекая к борьбе за свои программные установки прямо или косвенно, путем идеологических манипуляций представителей различных социальных групп. Важнейшим показателем сущности политической партии является то, чьи интересы и взгляды каких сил она, в конечном счете выражает, защищает и проводит в повседневной практике. Не столь важно, какие «вывески» использует та или иная партия, сколько то, интересы каких классов, социально-политических сил она объективно представляет, каким целям она служит и насколько эти цели отвечают актуальным потребностям общественного развития. 

    2.2. Классификация политических  партий и их  функции

    Существует  множество критериев классификации партий. Так, сторонники институционального подхода пользуются организационным критерием; либеральные политологи основным считают характер идеологической связи; марксисты главную роль при классификации отводят классовому критерию.

    Исходя  из социальной природы, можно выделить партии, представляющие интересы: отдельных классов (например: буржуазные, рабочие, крестьянские); отдельных социальных слоев и групп (напр., интеллигенции, мелких хозяев); нескольких классов и социальных групп (напр., политические партии, возникающие на основе национально-освободительных движений).

    Критерием, позволяющим классифицировать партии, является характер их доктрин, в основном идеологически направленных. В зависимости  от доминирующих в них идейно-политических установок партии можно разделить на революционные, реформистские, консервативные, реакционные.

    Относительно  много критериев представляет сфера  внутренней организации и ролей выполняемых партией в политической организации или по отношению к ней. Исходя из приверженности к определенным ролям в политической системе и по отношению к политической системе, выделяются партии, ориентированные на:

    а) функции легальной борьбы за власть, ее осуществление и упрочение;

    б) участие в выборах. Это так  называемые партии обслуживающие (например, американские), которые фактически приостанавливают деятельность за периодом предвыборной кампании и выборов;

    в) осуществление власти и реализации стратегических программ общественного развития (например, коммунистические партии в социалистических странах);

    г) поддержку существующей политической элиты в государстве.

    Исходя  из организационной структуры и  членства выделяются партии: централизованные, организованные иерархически, с сильным  руководящим центром и строгой  дисциплиной; децентрализованные – в основном это партии, выступающие в политической системе, где партийная система играет второстепенную роль.

    Кадровые  партии, деятельность которых нацелена прежде всего на выборы, ориентированы не на то, чтобы иметь как можно больше членов, а на то, чтобы объединить, «знать», представителей социальных элит. Большинство кадровых партий – это европейские либеральные и консервативные партии. Кадровые партии имеют децентрализованный характер и слабую организацию. Наконец, во всех кадровых партиях руководящая роль принадлежит парламентариям. Как правило, большинство кадровых партий «мягкие» (т.е. не соблюдающие дисциплину голосования) в отличие от “жестких” массовых партий. Впрочем, исключение составляет консервативная партия Великобритании как пример «жесткой» кадровой партии.

    Массовые  партии – это партии нового типа, возникшие в условиях расширения демократии, введения всеобщего избирательного права. Это крупные организации, имеющие сложную внутреннюю структуру и пользующиеся реальным влиянием – как формальным, так и неформальным – в политических системах, где они действуют. Это партии, ориентированные на политическое воспитание и формирование новых элит. Следует различать три типа партий (в порядке их появления): социалистический, коммунистический и фашистский. Каждая из этих моделей имеет свои особенности, специфические черты.

    Еще одним критерием классификации  является институт партийного руководства. Руководство можно понимать формально (по уставу) или социологически, а следовательно, исследуя действительные отношения подчинения и главенства, которые могут прикрываться уставами. Исходя из этого отметим следующие партии:

    С коллективным руководством, где лидер  руководящей группы выполняет роль арбитра, выражает основное доктринальное  направление или концентрируется на власти в самых существенных для функционирования всей партии сферах.

    С единоличным руководителем типа вождя, которое является, как правило, формально санкционированным.

    Харизматическо-вождистского руководства, где, кроме формальных гарантий коллективного руководства, доминирует личность, исходя из авторитета в обществе или партии, особенно заслуг, придающих ей символическое измерение и т.д.

    Политические  партии различаются также по месту, занимаемому ими в системе государственной власти. Здесь можно выделить легальные и нелегальные партии, а также правящие и оппозиционные.

    Наконец, партии могут быть конкурирующими или  монопольными. Конкурирующие партии действуют в рамках плюралистической системы, либо осуществляя высшую власть в политической системе, либо борясь за это. Монопольные, более известные как «единственные партии», осуществляют в политической системе высшую власть, исключая из нее любую другую партию.

    В конкретной политической действительности партия может иметь характерные черты различных типов политических организаций, например, быть одновременно массовой, идеологической и харизматической (основанной на безусловной вере в лидера). Поэтому любая типология партий условна и служит упорядочению крайнего разнообразия партийных организаций.

    В современном обществе политические партии выполняют ряд функций. В  их числе:

    а) выявление, формулирование и обоснование  интересов больших социальных групп (функция политической артикуляции);

    б) активизация и интеграция больших  социальных групп;

    в) создание политической идеологии и политических доктрин;

    г) участие в формировании политических систем, т.е. их общих принципов, элементов, структур и т.д.;

    д) участие в борьбе за власть в государстве  и создании программ социальных преобразований, деятельности государства;

    е) участие в осуществлении государственной  власти;

    ж) формирование общественного мнения;

    з) политическое воспитание общества в  целом или его определенной части (класса, социальной группы, слоя);

    и) подготовка и выдвижение кадров для  аппарата государства, профессиональных союзов, общественных организаций и т.д.4

    Выполнение  этих функций делает партии одной  из важнейших частей жизнедеятельности  общества, оказывающей значительное влияние на функционирование его политической системы.

________________

4. Основы политологии. Под ред. В.А. Мальцева. 1996, стр. 346

    2.3. Правовое регулирование  партийной деятельности

    В цивилизованном обществе партии должны стремиться к поиску согласованных решений, учитывающих интересы различных слоев общества, должны действовать в рамках закона. Законодательство о партиях различных стран мира достаточно разнообразно. Но в то же время в нем и много общих черт, что обусловлено спецификой и определенным единообразием партийной деятельности.

    В конституциях и законах закрепляются права и обязанности политических партий, требования, предъявляемые к их уставам и программам. Законодательством регламентируется порядок и условия прекращения деятельности партий, финансовая сторона их функционирования и контроль государства. Конституциями может запрещаться создание определенных общественных объединений.

    Так, в ст. 13 Конституции Российской Федерации говорится о том, что «запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни».

    Данное  положение отвечает требованиям, содержащимся в международно-правовых документах. Например, в ст. 22 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 года говорится, что каждый человек имеет право на свободу ассоциаций с другими объединениями и пользование этим правом не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые предусматриваются законом и которые необходимы в демократическом обществе в интересах государственной или общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц.

    В связи со вступлением в Совет  Европы Россия обязана ориентироваться в своем законодательстве на европейские стандарты в области прав человека, которые в концентрированном виде изложены в Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. Статья 22 Международного пакта о гражданских и политических правах соответствует ст. 11 Европейской конвенции, в которой, в частности, сказано, что могут вводиться законные ограничения на осуществление права на ассоциации лицами, входящими в состав вооруженных сил, полиции и государственного управления.

    Юридическим признаком политических партий является признание их одним из видов общественных объединений, специфическая задача которых - участие в формировании органов государственной власти, местного самоуправления, исполнительных структур. Цели и задачи партий формируются в их программах и уставах, к которым законодатель предъявляет особые требования. В уставах должно также отражаться название партии, порядок вступления и прекращения членства в ней, права и обязанности членов партии, ее руководящие органы, источники финансирования, порядок и условия прекращения деятельности партии.

    Кроме общесоциологического подхода в  политологии существует и правовая характеристика партий. Политические партии являются субъектами права. Они участвуют в различных отношениях, регулируемых юридическими нормами, но главным образом их деятельность регламентируется конституционным законодательством. Правосубъектность партий возникает со времени их учредительных съездов или конференций, но в полном объеме возможности, предусмотренные законом, они могут реализовать после регистрации уставов в органах юстиции. С этого времени они обретают статус юридического лица.

    Правовая регламентация организации и деятельности политических партий в Российской Федерации осуществляется Конституцией РФ и ее субъектов, Федеральным законом «Об общественных объединениях», Федеральным законом  «О политических партиях», избирательным законодательством, иными нормативными актами.

    Реализуя  конституционное право на объединение, желая активно участвовать в политической жизни страны, граждане вправе наряду с партиями создавать политические движения. Политические движения отличаются от партий тем, что они менее формализованы, могут не иметь разветвленных управленческих структур и организационных звеньев местных отделений. Граждане больше ориентируются на лидеров движения, на их популярность, нежели на четкость программных установок.

Информация о работе Партии в политической системе общества