Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 16:53, контрольная работа
Развитие демократических институтов в российском государстве обусловило возникновение такого сложного политико-правового явления как парламентаризм - неотъемлемого элемента российской политической и правовой действительности. Становление идеи парламентаризма в общественном и правовом сознании, места и роли парламента и связанных с ним конституционных институтов, в свою очередь, стало причиной развития идейно-юридической базы рассматриваемого явления. Данный процесс, представляется весьма логичным, так как любая область исследований рано или поздно встает перед проблемой систематизации ранее накопленных знаний.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. История российского парламентаризма………………………………………4
2. Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации……………….7
3. Российский парламентаризм настоящее и будущее………………………..11
Заключение……………………………………………………………………….15
Список источников и литературы………………………………………………17
Согласно
ст. 95 Конституции, Федеральное
До
принятия новой Конституции в
Российской Федерации
В
Федеральном Собрании палаты
самостоятельно решают вопросы,
Более
того, Конституция предусматривает
совершенно различную
Следует
заметить, что в нашем обществе
существует определенное
Многие
представители политических
Парламент
выступает и как своего рода
уравновешивающая сила в
Вследствие
взаимодействия всех этих
3. Российский парламентаризм настоящее и будущее.
Современное
конституционное право придает
огромное значение вопросам парламентаризма.
Важность его как явления
На современном
этапе развития общества необходимо
пересмотреть понятие "парламентаризм".
Существует множество определений,
в той или иной степени отражающих
его сущность. Одни оценивают парламентаризм
"как систему организации и
функционирования верховной власти,
характеризующуюся разделением
законодательных и
Мы определяем
парламентаризм как уходящую корнями
в средневековье форму
В России с принятием в 1993 году новой Конституции сформировалась смешанная форма правления, которую можно охарактеризовать как сильную, даже жесткую президентуру; она специфична и своеобразна по своей сути. Для России более подходит концепция рационализированного парламентаризма. Она строится на определенном ограничении власти парламента и на усилении исполнительной власти. Также необходимо помнить, что Россия переживает процесс становления парламентаризма, сопровождающийся рядом проблем.
Конституцией определен порядок формирования Совета Федерации, в который входят по должности главы администраций и председатели законодательных собраний субъектов РФ. Практика показала, что им трудно совмещать свою основную деятельность в регионах с работой в Совете Федерации. Это негативно отражается на законодательном процессе. Я считаю, что в Совет Федерации необходимо проводить прямые всеобщие выборы по мажоритарной системе; каждый субъект Федерации должен иметь там, например, от 2 до 5 мест в зависимости от численности населения. Срок полномочий членов Совета Федерации можно установить 6 лет; одна треть состава каждые два года должна заменяться для обеспечения преемственности власти.
По моему, необходимо пересмотреть процентный барьер для партий при проведении выборов в Государственную думу по системе пропорционального представительства (в России таким образом формируется половина состава Думы). Списки партий, не набравших определенного минимума голосов (в Германии - 4%, в России - 5%), исключаются из распределения депутатских мандатов. Их голоса пропорционально делятся между партиями, которые преодолели установленный барьер. Последние выборы в Государственную думу показали, что партии, не набравшие 5% голосов, получили 49% голосов. Можно сделать вывод, что мнение 49% избирателей не было учтено в ходе выборов. Этим принижается значимость парламента как представительного органа всего населения страны. Не следует полностью отказываться от установления процентных барьеров - это позволяет сформировать более или менее стабильный состав парламента. Но нужно снизить данный барьер как минимум до 3%. Это чрезвычайно важно для России, в которой партийная система окончательно не сложилась. Подобная мера без сомнения положительно скажется на формировании парламентаризма в нашей стране.
Чрезвычайно актуален в России вопрос, как соотносятся полномочия исполнительной и законодательной властей. Например, подсчитано, что президентские полномочия в 4 раза превышают парламентские. По ныне действующей Конституции существует институт двойной ответственности Правительства - перед Президентом и перед парламентом. Само Правительство формируется Президентом, который с согласия Государственной думы назначает Председателя Правительства. Влияние Государственной думы на данную процедуру на этом и заканчивается. Если Дума трижды отклоняет представленные кандидатуры на пост главы Правительства, Президент РФ назначает премьер-министра, распускает Государственную думу и назначает новые выборы. Президент имеет право отправить в отставку действующее Правительство без согласования с Думой. Государственная дума тоже может принять решение об отставке Правительства; для этого большинство депутатов должно проголосовать за недоверие Правительству. После этого Президент РФ вправе объявить об отставке Правительства РФ либо не согласиться с решением Государственной думы. Если Дума в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству, глава государства объявляет об отставке Правительства либо распускает Думу. Таким образом, если Государственная дума выражает вотум недоверия Правительству, то это грозит роспуском самой Думы. Парламент России не имеет права выражать недоверие отдельным министрам. Но Президент может отправить в отставку любого члена Правительства. Формируется кабинет министров Председателем Правительства. Из всего этого видно, что ответственность Правительства перед Президентом значительно выше, чем перед парламентом.
Россия
переживает жесткий социальный и
экономический кризис, для выхода
из которого нужна большая концентрация
власти в одних руках. Сильная
президентская власть - условие стабильности
общества. Но не нужно забывать, что
концентрация власти в одних руках
имеет тенденцию к
Мне кажется,
что уже сегодня наше общество
нуждается в некотором
Дума
также должна внести лепту в становление
парламентаризма в нашей
В заключение хочется отметить, что в последние годы Россия сделала ряд шагов на пути становления парламентаризма. В 1993 году была принята Конституция. В ней определены контуры законодательного процесса, названы его участники, закреплены за ними различные полномочия, каждый участник наделен правом принимать определенные решения в указанные сроки. В этом должна проявляться стабильность политической системы.
Однако
точку в рассматриваемом
Заключение.
Обращаясь
к истории, мы должны определить пути
дальнейшего укрепления парламентаризма
в стране. Россия, точно так же,
как другие государства, пришла к
парламентаризму методом проб и
ошибок. Но уроки этого пути были
усвоены. Сегодня можно с уверенностью
говорить о прочном укоренении парламента
как института самоорганизации
нашего общества. Этим мы обязаны, среди
прочего, и первой Государственной
Думе. Историческая память России оказалась
крепкой. В наши дни институт парламентаризма
активно развивается и в