Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 16:53, контрольная работа
Развитие демократических институтов в российском государстве обусловило возникновение такого сложного политико-правового явления как парламентаризм - неотъемлемого элемента российской политической и правовой действительности. Становление идеи парламентаризма в общественном и правовом сознании, места и роли парламента и связанных с ним конституционных институтов, в свою очередь, стало причиной развития идейно-юридической базы рассматриваемого явления. Данный процесс, представляется весьма логичным, так как любая область исследований рано или поздно встает перед проблемой систематизации ранее накопленных знаний.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. История российского парламентаризма………………………………………4
2. Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации……………….7
3. Российский парламентаризм настоящее и будущее………………………..11
Заключение……………………………………………………………………….15
Список источников и литературы………………………………………………17
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. История
российского парламентаризма………
2. Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации………….. 8
3. Российский
парламентаризм настоящее и
Заключение……………………………………………………
Список
источников и литературы…………………………….. 20
Введение
Развитие
демократических институтов в российском
государстве обусловило возникновение
такого сложного политико-правового
явления как парламентаризм - неотъемлемого
элемента российской политической и
правовой действительности. Становление
идеи парламентаризма в общественном
и правовом сознании, места и роли
парламента и связанных с ним
конституционных институтов, в свою
очередь, стало причиной развития идейно-юридической
базы рассматриваемого явления. Данный
процесс, представляется весьма логичным,
так как любая область
Согласно Конституции РФ (ст. 94), Федеральное Собрание является парламентом Российской Федерации.
Парламент
и парламентаризм - понятия взаимосвязанные,
но не равнозначные. Парламентаризм не
может существовать без парламента.
В то же время парламент может
существовать без важнейших элементов
парламентаризма, которые могут
быть утрачены. К числу этих важнейших
элементов парламентаризма
1. История российского парламентаризма.
Появление в России профессионального, постоянно действующего представительного и законодательного органа явилось итогом длительного и противоречивого исторического развития института народного представительства. Отдельные элементы народного представительства существовали в Киевской Руси, Великом Новгороде и Московском государстве. Однако первой попыткой учредить регулярные представительные органы считается созыв в 1550 г. Земского собора, принявшего Судебник.
В XVI - XVII
вв. (в годы правления Ивана IV, Федора
I, Бориса Годунова, в период Смуты, а
также при первых Романовых - Михаиле
и Алексее) в России формируются
и действуют органы сословного представительства
- Боярские думы, Земские соборы. В
условиях укреплявшегося самодержавия
они выполняли функции
К концу XVII столетия самодержавная власть окончательно берет верх, и институт Земских соборов (равно как и церковных) ликвидируется, но остается в народной памяти и вплоть до начала XX в. (до формирования первой выборной Думы) выступает важным идеологическим символом для различных общественных и политических сил.
Социальный и политический режим, введенный Петром I, по форме и содержанию является отрицанием парламентаризма. Но именно он, как это ни парадоксально, в изобилии порождает различные прожекты введения на Руси представительной системы. С 30 - х гг. XVIII в. (после смерти Петра I) русская политическая мысль интенсивно разрабатывает идею ограничения самодержавия с помощью органов парламентского типа.
В екатерининскую
эпоху возникают институты
Октябрьская
революция и последовавшая за
ней кардинальная ломка всего
государственного устройства выдвинули
новый тип народного
Однако
было бы неправильно видеть в советском
периоде только отрицание парламентаризма.
Та или иная форма народного
Политическая
эволюция советской формы народного
представительства
Реально
страна переживала переходный период,
когда, с одной стороны, сохранялся
"полновластный" Съезд народных
депутатов, а с другой - существовали
Президент, двухпалатный Верховный
Совет, Конституционный, Верховный
и Высший Арбитражный Суды, действовавшие
фактически на основе принципа разделения
властей. Противостояние обострилось
в результате борьбы между Президентом,
Верховным Советом и Съездом
народных депутатов, разгоревшейся
на фоне экономического кризиса, вызванного
попыткой проведения радикальных экономических
реформ. Провозгласить и закрепить
в Конституции принцип
Итогом нараставших противоречий стал острый политический кризис сентября - октября 1993 г., завершившийся вынесением на всенародное голосование 12 декабря 1993 г. ныне действующей Конституции РФ.
По сравнению
с предыдущей в действующей Конституции
РФ принцип разделения властей реализован
более последовательно и полно.
Однако обстоятельства ее принятия обусловили
ряд особенностей в реализации этого
принципа: подчеркнутый приоритет президентской
власти, ограничение контрольных
полномочий парламента, усложненный
механизм отрешения от должности
Президента и облегченный механизм
роспуска Государственной Думы, подчинение
исполнительной власти Президенту и
ее фактическая независимость от
парламента и др.
Продвижение
России по пути создания гражданского
общества и правового государства
приведет, по - видимому, к совершенствованию
ряда институтов и положений ныне
действующей Конституции, в частности,
к укреплению самостоятельности
и ответственности
2. Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации.
Согласно Конституции РФ (ст. 94), Федеральное Собрание является парламентом Российской Федерации.
Парламент
как государственно-правовой
Парламент
и парламентаризм - понятия взаимосвязанные,
но не равнозначные. Парламентаризм
не может существовать без
парламента. В то же время парламент
может существовать без
Следует
особо выделить
В
Российской Федерации
Созданные
в годы советской власти в
качестве представительных
В
ст. 94 Конституции РФ указывается,
что Федеральное Собрание - представительный
орган Российской Федерации.
В
ст. 94 Конституции РФ Федеральное
Собрание характеризуется и
Признание
Федерального Собрания
Будучи
законодательным органом,