Парламентаризм

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 16:53, контрольная работа

Описание работы

Развитие демократических институтов в российском государстве обусловило возникновение такого сложного политико-правового явления как парламентаризм - неотъемлемого элемента российской политической и правовой действительности. Становление идеи парламентаризма в общественном и правовом сознании, места и роли парламента и связанных с ним конституционных институтов, в свою очередь, стало причиной развития идейно-юридической базы рассматриваемого явления. Данный процесс, представляется весьма логичным, так как любая область исследований рано или поздно встает перед проблемой систематизации ранее накопленных знаний.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. История российского парламентаризма………………………………………4
2. Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации……………….7
3. Российский парламентаризм настоящее и будущее………………………..11
Заключение……………………………………………………………………….15
Список источников и литературы………………………………………………17

Работа содержит 1 файл

Содержание.docx

— 40.52 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание 

Введение…………………………………………………………… 3

1. История  российского парламентаризма…………………………………. 4

2. Федеральное  Собрание - парламент Российской  Федерации………….. 8

3. Российский  парламентаризм настоящее и будущее…………………….13

Заключение……………………………………………………….. 18

Список  источников и литературы…………………………….. 20 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

Развитие  демократических институтов в российском государстве обусловило возникновение  такого сложного политико-правового  явления как парламентаризм - неотъемлемого  элемента российской политической и  правовой действительности. Становление  идеи парламентаризма в общественном и правовом сознании, места и роли парламента и связанных с ним  конституционных институтов, в свою очередь, стало причиной развития идейно-юридической  базы рассматриваемого явления. Данный процесс, представляется весьма логичным, так как любая область исследований рано или поздно встает перед проблемой  систематизации ранее накопленных  знаний.

Согласно  Конституции РФ (ст. 94), Федеральное  Собрание является парламентом Российской Федерации.

Парламент и парламентаризм - понятия взаимосвязанные, но не равнозначные. Парламентаризм не может существовать без парламента. В то же время парламент может  существовать без важнейших элементов  парламентаризма, которые могут  быть утрачены. К числу этих важнейших  элементов парламентаризма относятся, прежде всего, разделение властей, представительность и законность. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. История российского  парламентаризма.

Появление в России профессионального, постоянно  действующего представительного и  законодательного органа явилось итогом длительного и противоречивого  исторического развития института  народного  представительства. Отдельные  элементы народного представительства  существовали в Киевской Руси, Великом  Новгороде и Московском государстве. Однако первой попыткой учредить регулярные представительные органы считается  созыв в 1550 г. Земского собора, принявшего Судебник.

В XVI - XVII вв. (в годы правления Ивана IV, Федора I, Бориса Годунова, в период Смуты, а  также при первых Романовых - Михаиле  и Алексее) в России формируются  и действуют органы сословного представительства - Боярские думы, Земские соборы. В  условиях укреплявшегося самодержавия они выполняли функции представительства  общественных сил и отражали специфические  местные интересы.

К концу XVII столетия самодержавная власть окончательно берет верх, и институт Земских  соборов (равно как и церковных) ликвидируется, но остается в народной памяти и вплоть до начала XX в. (до формирования первой выборной Думы) выступает важным идеологическим символом для различных  общественных и политических сил.

Социальный  и политический режим, введенный  Петром I, по форме и содержанию является отрицанием парламентаризма. Но именно он, как это ни парадоксально, в  изобилии порождает различные прожекты введения на Руси представительной системы. С 30 - х гг. XVIII в. (после смерти Петра I) русская политическая мысль интенсивно разрабатывает идею ограничения  самодержавия с помощью органов  парламентского типа.

В екатерининскую эпоху возникают институты представительства  сословий: сначала дворянства, затем  купечества. В ходе чрезвычайно благотворных реформ Александра II в России рождается  земство - всесословное представительство  на уровне уездов и губерний. В 1870 г. формируются городские сословные  представительные учреждения - органы городского самоуправления. Наконец, 27 апреля 1906 г. начинает свою работу I Государственная  Дума - первый российский общенациональный парламент. В 1906 - 1917 гг. были избраны  четыре Государственных Думы, но лишь одна из них (третья) отработала полный срок.

Октябрьская революция и последовавшая за ней кардинальная ломка всего  государственного устройства выдвинули  новый тип народного представительства - Советы, провозглашенные полновластными и единовластными органами народного  представительства. Политическая доктрина того периода допускала разделение функций органов управления, но полностью  отрицала какое бы то ни было разделение властей. На деле Советы занимали подчиненное  положение, уступив приоритет органам  партийно-политического руководства  обществом и государством. Так, за период с 1930 по 1988 г. Верховный Совет  СССР принял на сессиях лишь 1% всех действовавших законов; в основном же он утверждал (списком и единогласно) решения, введенные в действие указами  Президиума Верховного Совета СССР.

Однако  было бы неправильно видеть в советском  периоде только отрицание парламентаризма. Та или иная форма народного представительства  может ускорить или затормозить  общественное развитие, но не в состоянии  отменить его объективных законов. Избрание и периодическое обновление Советов, построенных и действующих  на базе единых принципов, способствовало укоренению идеи прямого народного  представительства, укреплению государства, восстановлению и сохранению государственного единства в многонациональной стране. Депутаты, сколь бы высокий пост они ни занимали, были обязаны регулярно  отчитываться перед избирателями, отвечать на их ходатайства и просьбы. За неисполнение или ненадлежащее исполнение своих  обязанностей депутат мог быть отозван, и такие случаи имели место.

Политическая  эволюция советской формы народного  представительства предопределила переход к парламентской форме, основанной на принципе разделения властей. В ходе конституционной реформы 1988 - 90 - х гг. была учреждена "двухэтажная" парламентская система: избираемый всенародно Съезд народных депутатов  и формируемый им постоянно действующий  двухпалатный Верховный Совет. Выборы Съезда народных депутатов СССР (1989 г.) и Съезда народных депутатов РСФСР (1990 г.) проходили, хотя и не без некоторых  архаичных ограничений, но вполне демократично, на альтернативной основе, и стали  важным шагом в развитии системы  народного представительства. Первый Съезд народных депутатов РСФСР, собравшийся 16 марта 1990 г., провозгласил разделение законодательной, исполнительной и судебной властей "важнейшим  принципом функционирования РСФСР  как правового государства" и  принял новую редакцию ст. 6 Конституции  РСФСР, устранив из нее упоминание о  руководящей роли коммунистической партии. После выборов Президента РСФСР, состоявшихся 12 июня 1991 г., шестой Съезд народных депутатов постановлением от 21 апреля 1992 г. закрепил в Конституции РФ разделение властей как основополагающий принцип организации государственной власти.

Реально страна переживала переходный период, когда, с одной стороны, сохранялся "полновластный" Съезд народных депутатов, а с другой - существовали Президент, двухпалатный Верховный  Совет, Конституционный, Верховный  и Высший Арбитражный Суды, действовавшие  фактически на основе принципа разделения властей. Противостояние обострилось  в результате борьбы между Президентом, Верховным Советом и Съездом  народных депутатов, разгоревшейся  на фоне экономического кризиса, вызванного попыткой проведения радикальных экономических  реформ. Провозгласить и закрепить  в Конституции принцип разделения властей оказалось значительно  легче, чем научиться управлять  в соответствии с этим принципом, предполагающим высокую правовую культуру всех участников конституционного процесса.

Итогом  нараставших противоречий стал острый политический кризис сентября - октября 1993 г., завершившийся вынесением на всенародное голосование 12 декабря 1993 г. ныне действующей Конституции  РФ.

По сравнению  с предыдущей в действующей Конституции  РФ принцип разделения властей реализован более последовательно и полно. Однако обстоятельства ее принятия обусловили ряд особенностей в реализации этого  принципа: подчеркнутый приоритет президентской  власти, ограничение контрольных  полномочий парламента, усложненный  механизм отрешения от должности  Президента и облегченный механизм роспуска Государственной Думы, подчинение исполнительной власти Президенту и  ее фактическая независимость от парламента и др.  

Продвижение России по пути создания гражданского общества и правового государства  приведет, по - видимому, к совершенствованию  ряда институтов и положений ныне действующей Конституции, в частности, к укреплению самостоятельности  и ответственности Правительства  и расширению полномочий палат Федерального Собрания.  

2. Федеральное Собрание - парламент Российской  Федерации.

Согласно  Конституции РФ (ст. 94), Федеральное  Собрание является парламентом Российской Федерации.

 Парламент  как государственно-правовой институт  имеет многовековую историю. Первые  парламенты (английский парламент,  испанские кортесы) возникли еще  в XII - XIII веках. Однако история  современного парламента как  общенационального представительного  учреждения, отличного от сословных  представительных учреждений времен  феодализма, начинается с эпохи  буржуазных революций, после победы которых парламент становится важнейшим органом государства. Именно тогда оформился и получил распространение парламентаризм - особая система государственного руководства обществом, которая характеризуется разделением труда законодательного и исполнительного при существенной политической и идеологической роли парламента.

 Парламент  и парламентаризм - понятия взаимосвязанные,  но не равнозначные. Парламентаризм  не может существовать без  парламента. В то же время парламент  может существовать без важнейших  элементов парламентаризма, которые  могут быть утрачены. К числу  этих важнейших элементов парламентаризма  относятся прежде всего разделение властей, представительность и законность.

 Следует  особо выделить представительность, поскольку только в условиях  демократического самоопределения  народа парламент приобретает  характер демократически легитимированного  народного собрания, коренным образом  отличающегося и от коллегии  советников феодального сюзерена  или органа корпоративного сословного  представительства более позднего  периода, и от представительных  учреждений социалистического государства.  Наличие такого рода народного  собрания позволяет говорить  о парламентской демократии как  форме государства, базирующейся  на принципе народного суверенитета.

 В  Российской Федерации Федеральное  Собрание как парламент республики  пришло на смену "двухступенчатому" механизму высших органов государственной  власти Российской Федерации,  включавшему Съезд народных депутатов  и формируемый им Верховный  Совет.

 Созданные  в годы советской власти в  качестве представительных органов  "нового, социалистического типа, коренным образом отличающихся  от учреждений буржуазного парламентаризма" эти государственные органы по мере демократизации российского общества, отражения в Конституции принципа разделения законодательной, исполнительной и судебной властей и постепенного проведения его в жизнь все более обретали черты парламента. Однако стать подлинным парламентом страны они так и не смогли, во-первых, в силу возлагавшихся на них действовавшей тогда Конституцией полномочий, противоречивших принципу разделения властей (распорядительные и некоторые контрольные полномочия), и, во-вторых, в силу фактически существовавшего вертикального подчинения представительных органов страны, совершенно не свойственного парламентским представительным органам.

 В  ст. 94 Конституции РФ указывается,  что Федеральное Собрание - представительный  орган Российской Федерации. Тем  самым устанавливается, что формой  государства является представительная, т.е. опосредованная выборами, парламентская  демократия, в условиях которой  формирование политической воли  народа возлагается на народное  представительство, самостоятельно  принимающее наиболее ответственные  решения.

 В  ст. 94 Конституции РФ Федеральное  Собрание характеризуется и как  законодательный орган Российской  Федерации. В этой передаче  парламенту законодательной власти  реализуется принцип народного  суверенитета как основы правопорядка.

 Признание  Федерального Собрания законодательной  властью означает вместе с  тем, что ни один закон Российской  Федерации не может быть издан,  если он не рассмотрен и  не одобрен парламентом, а сам  парламент обладает полной и  ничем не ограниченной в рамках  полномочий Российской Федерации и ее Конституции компетенцией в сфере законодательства.

 Будучи  законодательным органом, Федеральное  Собрание исполняет и некоторые  довольно ограниченные контрольные  функции за исполнительной властью.  Контроль осуществляется посредством  федерального бюджета, принимаемого  Государственной Думой, а также  использования права отказывать  в доверии Правительству, которое  в этом случае может быть  отправлено Президентом Российской  Федерации в отставку.

Информация о работе Парламентаризм