Парламент Таджикистана

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Августа 2011 в 11:13, контрольная работа

Описание работы

Парламентаризм как особый политический институт, со всеми его принципами и ценностями, вошел в теорию и практику государственного строительства постсоветских стран, в том числе Таджикистана, лишь в 1990-х годах. В полном понимании этот институт был чужд советской системе организации государственной власти, которая многие его черты объявила буржуазными и реакционными. Ведь советский строй считал буржуазную государственную машину, да и всю досоциалистическую государственность, эксплуататорской, противостоящей интересам трудового народа.

Содержание

Введение.

1.Эволюция парламентаризма.

2. Маджлиси Оли.

3. Законодательная инициатива парламента.

Заключение.

Работа содержит 1 файл

моя контрольная.doc

— 97.00 Кб (Скачать)

      Нижняя  Палата Представителей ( Маджлиси намояндагон) имеет в своем составе 63 депутата, которые избираются на основе всеобщего и равного голосования, а также на основе тайного голосования. 22 из них избираются пропорционально по партийным спискам, 41 - по одномандатным округам. Маджлиси намояндагон является постоянно действующим и профессиональным Парламентом. В Манджлиси намояндагон могут быть избраны граждане не моложе 25 лет.

      Верхний Национальный Совет  (Маджлиси милли) состоит из 34 членов, из которых ¾ избирается косвенным путем при тайном голосовании на совместных собраниях  народных депутатов Горно-Бадахшанской автономной области и ее городов и районов, областей и их городов и районов, г.Душанбе и его районов, городов и районов республиканского подчинения( Горно-Бадахшанская автономная область, области, г.Душанбе, города и районы республиканского подчинения имеют равное число представителей); 25 из них избираются местными меджлисами на пятилетний срок, остальные 8 назначаются президентом.

Членом  Мадждлиси милли может быть назначен гражданин, достигший 35 лет и имеющий  высшее образование. Маджлисси милли действует на созывной основе.

      Члены правительства, судьи, сотрудники правоохранительных органов, военнослужащие, а также  иные лица, предусмотренные конституционным  законом, не могут быть членами Маджлиси милли. Член Маджлиси милли не может быть депутатом более чем двух представительных органов.  Депутат Маджлиси намояндагон не может быть депутатом другого представительного органа, занимать иную должность и заниматься предпринимательской деятельностью, кроме научной и творческой.

      Каждая  палата обладает своей собственной  компетенцией, однако ряд важных вопросов они решают на совместном заседании. К таким вопросам, в частности, относятся:

- утверждение  указов Президента о введении  военного и чрезвычайного положения;

- утверждение указов Президента о назначении премьер-министра и членов правительства;

- назначение  выборов Президента и решение  вопроса о его неприкосновенности.

      Палаты  собираются также для принятия присяги  и отставки Президента; заслушивания его посланий об основных направлениях внутренней и внешней политики; заслушивания выступлений руководителей иностранных государств.

      Полномочия  Маджлиси милли включают в себя :

- образование,  упразднение и изменение административно-территориальных  единиц;

- избрание  и отзыв председателя, заместителей и судей Конституционного суда, Верховного суда и Высшего экономического суда по представлению Президента;

- решение  вопроса о лишении неприкосновенности  председателя, заместителей и судей  Конституционного суда, Верховного  суда, а также Высшего экономического суда;

- предоставление  согласия на назначение и освобождение  от должности Генерального прокурора  и его заместителей.

     Компетенции Маджлиси намояндагон : 
- создание Центральной Избирательной комиссии и отзыв председателя, заместителя и ее членов по предложению Президента ; 
- выдвижение проектов законов и других документов, имеющих государственную важность на всенародное обсуждение; 
- утверждение экономических и социальных программ; 
- согласие на дачу и взятие государственных долгов, на получение и предоставление государственного кредита; 
- утверждение и аннулирование международных соглашений; 
- утверждение о проведении Всенародного референдума ; 
- создание судов; 
- утверждение символов государства; 
- утверждение государственных наград ; 
- утверждение указов Президента о назначении и освобождении председателя Национального Банка и его заместителей ; 
- подтверждение других полномочий, согласно Конституции и других законов Республики; 
          Маджлиси намояндагон принимает постановления, согласно вышеуказанной компетенции. Постановления Маджлиси намояндагон принимаются большинством голосов депутатов, если Конституция не определила других правил принятия постановлений, а затем (за исключением закона о государственном бюджете) представляются в Маджлиси милли для одобрения. В случае если Маджлиси намояндагон не согласен с решением Маджлиси милли, то закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосуют не менее 2/3 общего числа депутатов Маджлиси намояндагон. Конституционные законы принимаются 2/3 голосов от общего числа членов Маджлиси милли. При несогласии Маджлиси намояндагон с решением Маджлиси милли конституционный закон считается принятым, если при повторном голосовании за принятие закона проголосовалоне менее  2/3 общего числа депутатов Маджлиси намояндагон.                       

     Исполнение  постановлений Маджлиси намояндагон  обязательно на всей территории Республики Таджикистан. Маджлиси намояндагон может аннулировать постановления Маджлиси народных депутатов Горно-Бадахшанской Автономной области, областей, города Душанбе, городов и районов, в случае их несоответствия с Конституцией, конституционными законами и другими законами Республики Таджикистан. 
            Маджлиси намояндагон свою деятельность реализует на основе синтеза государственной власти, превосходства закона, открытости, коллективизма, уважение прав и свобод граждан, плюрализма мнений и ответственности перед народом. 
            Маджлиси намояндагон реализуя законодательную власть, принимает следующие законодательные акты : 
Конституционные законы РТ, законы РТ, постановления.[3]

3.Законодательная инициатива Парламента.

     Парламентская деятельность в Таджикистане регулируется на основе общего регламента и на базе регламентов палат.

     В Таджикистане круг субъектов законодательной инициативы расширяется за счет наделения таким правом представительного органа автономного образования.

     Роль  палат парламента в законодательном  процессе неодинакова: законопроекты  вносятся в нижнюю палату парламента, которая принимает законы.

     Этот  процесс можно разбить на стадии:

  1. внесение законопроекта субъектом права законодательной инициативы в нижнюю палату парламента;
  2. предварительное обсуждение законопроектов в ответственных комитетах нижних палат парламента;
  3. рассмотрение законопроекта в нижней палате парламента;
  4. одобрение конституционного закона или закона в верхней палате парламента;
  5. подписание и обнародование закона президентом республики.

    В Таджикистане в соответствии со ст.95 Регламента Маджлиси

Намояндагон право законодательной инициативы осуществляется в форме внесения проектов новых законов республики, проектов законов об изменениях или отмене норм действующих законов республики, а также в форме внесения новых проектов новых законов республики, проектов законов об изменениях или отмене норм действующих законов республики, а также в форме письменных предложений о принятии новых законов республики или внесении изменений в действующие законы республики(законодательные предложения). Очевидно, что право законодательной инициативы в форме внесения проектов дополнений в действующие законы законодательно не установлено.

      Регламентом нижней палаты предусмотрено, что субъект  права законодательной инициативы, внесший проект законодательного акта вправе до принятия законопроекта: по предложению ответственного комитета изменить текст законопроекта, отозвать законопроект(п.8 ст.102).

    Субъект законодательной инициативы Таджикистана имеет:   

- закрепленное  право отзыва законодательной  инициативы;

- возможность  внесения изменений в текст;

- момент  отзыва, т.е.на какой стадии законодательного  процесса в республиках субъект  права законодательной инициативы  имеет право отозвать свою  инициативу.

      Закрепленная  Регламентом нижней палаты формулировка «до принятия законопроекта» не дает представления о том, на какой стадии законодательного процесса есть возможность внесения изменений в текст законопроекта либо законодательная инициатива может быть отозвана. Отсутствие конкретизации закрепленной в Регламенте нижней палаты нормы порождает неопределенность в ее толковании. Между тем одним из основных правил законодательной техники является ясность в понимании установленного предписания. Но в то же время Регламент нижней палаты содержит норму(п.2 ст.109), в соответствии с которой субъект права законодательной инициативы вправе вносить изменения и дополнения в законопроект, принятый в первом чтении. В Таджикистане(п.1 ст.96  Регламента Маджлиси намояндагон) при внесении законопроекта в нижнюю палату субъектом права законодательной инициативы должны быть представлены:

  1. представление субъекта законодательной инициативы;
  2. пояснительная записка, излагающая содержание, цель и концепцию предлагаемого законопроекта;
  3. текст законопроекта;
  4. перечень нормативных правовых актов, подлежащих признанию утратившими силу, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием данного закона или новых законов;
  5. финансово-экономическое обоснование законопроекта, реализация которого требует финансовых затрат.

          В Таджикистане в соответствии с п.5 ст.96 Регламента Маджлиси намояндагон законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет средств из государственного бюджета, за исключением законопроектов, внесенных Президентом республики и Правительством, направляются Советом Маджлиси намояндагон вместе с финансово-экономическим обоснованием на заключение в Правительство, которое представляет свое заключение в Маджлиси намояндагон в срок, установленный Советом Маджлиси намояндагон, но не позднее двух месяцев.

      Законопроект  об амнистии вносится Президентом республики(п.2 ст.96 Регламента Маджлиси намояндагон). Законопроекты о бюджете, об Правительством республики (п.3 ст.96 Регламента Маджлиси намояндагон). [2]

Заключение.

      Становление парламентаризма и законодательной  власти в Республике Таджикистан  протекало не сразу, так как для этого требовалось определенное время, в течении которого:

  1. постепенно преодолевались старая психология и мышление, совершенствовались формы и методы парламентской работы;
  2. принципы и нормы парламентаризма постепенно, шаг за шагом, познавались и претворялись в жизнь;
  3. практика деятельности парламента, особенно его палаты, работающей на постоянной основе, отшлифовывали принципы и нормы парламентаризма с учетом реалий, специфики и особенностей Республики Таджикистан:

постепенно( с учетом вышесказанных факторов) укреплялась и совершенствовалась нормативно-правовая база парламента, вырабатывалась эффективная практика его взаимодействия с другими ветвями государственной власти.[1] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  источников:

  1. «Эволюция парламентаризма в республике Таджикистан»// «Россия и мусульманский мир» №1 2009г.
  2. «Законодательная инициатива, в парламентах Казахстана, Таджикистана, Узбекистана» // «Закон и право»№3 2009г.
  3. А.Х.Саидов «Национальные парламенты мира» Энциклопедический справочник 2005г.
  4. Сайт Маджлиси Оли.

Информация о работе Парламент Таджикистана