Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Августа 2011 в 11:13, контрольная работа
Парламентаризм как особый политический институт, со всеми его принципами и ценностями, вошел в теорию и практику государственного строительства постсоветских стран, в том числе Таджикистана, лишь в 1990-х годах. В полном понимании этот институт был чужд советской системе организации государственной власти, которая многие его черты объявила буржуазными и реакционными. Ведь советский строй считал буржуазную государственную машину, да и всю досоциалистическую государственность, эксплуататорской, противостоящей интересам трудового народа.
Введение.
1.Эволюция парламентаризма.
2. Маджлиси Оли.
3. Законодательная инициатива парламента.
Заключение.
Нижняя Палата Представителей ( Маджлиси намояндагон) имеет в своем составе 63 депутата, которые избираются на основе всеобщего и равного голосования, а также на основе тайного голосования. 22 из них избираются пропорционально по партийным спискам, 41 - по одномандатным округам. Маджлиси намояндагон является постоянно действующим и профессиональным Парламентом. В Манджлиси намояндагон могут быть избраны граждане не моложе 25 лет.
Верхний Национальный Совет (Маджлиси милли) состоит из 34 членов, из которых ¾ избирается косвенным путем при тайном голосовании на совместных собраниях народных депутатов Горно-Бадахшанской автономной области и ее городов и районов, областей и их городов и районов, г.Душанбе и его районов, городов и районов республиканского подчинения( Горно-Бадахшанская автономная область, области, г.Душанбе, города и районы республиканского подчинения имеют равное число представителей); 25 из них избираются местными меджлисами на пятилетний срок, остальные 8 назначаются президентом.
Членом Мадждлиси милли может быть назначен гражданин, достигший 35 лет и имеющий высшее образование. Маджлисси милли действует на созывной основе.
Члены
правительства, судьи, сотрудники правоохранительных
органов, военнослужащие, а также
иные лица, предусмотренные
Каждая палата обладает своей собственной компетенцией, однако ряд важных вопросов они решают на совместном заседании. К таким вопросам, в частности, относятся:
- утверждение
указов Президента о введении
военного и чрезвычайного
- утверждение указов Президента о назначении премьер-министра и членов правительства;
- назначение
выборов Президента и решение
вопроса о его
Палаты собираются также для принятия присяги и отставки Президента; заслушивания его посланий об основных направлениях внутренней и внешней политики; заслушивания выступлений руководителей иностранных государств.
Полномочия Маджлиси милли включают в себя :
- образование,
упразднение и изменение
- избрание и отзыв председателя, заместителей и судей Конституционного суда, Верховного суда и Высшего экономического суда по представлению Президента;
- решение
вопроса о лишении
- предоставление
согласия на назначение и
Компетенции
Маджлиси намояндагон :
- создание Центральной Избирательной
комиссии и отзыв председателя, заместителя
и ее членов по предложению Президента
;
- выдвижение проектов законов и других
документов, имеющих государственную
важность на всенародное обсуждение;
- утверждение экономических и социальных
программ;
- согласие на дачу и взятие государственных
долгов, на получение и предоставление
государственного кредита;
- утверждение и аннулирование международных
соглашений;
- утверждение о проведении Всенародного
референдума ;
- создание судов;
- утверждение символов государства;
- утверждение государственных наград
;
- утверждение указов Президента о назначении
и освобождении председателя Национального
Банка и его заместителей ;
- подтверждение других полномочий, согласно
Конституции и других законов Республики;
Маджлиси
намояндагон принимает постановления,
согласно вышеуказанной компетенции.
Постановления Маджлиси намояндагон принимаются
большинством голосов депутатов, если
Конституция не определила других правил
принятия постановлений, а затем (за исключением
закона о государственном бюджете) представляются
в Маджлиси милли для одобрения. В случае
если Маджлиси намояндагон не согласен
с решением Маджлиси милли, то закон считается
принятым, если при повторном голосовании
за него проголосуют не менее 2/3 общего
числа депутатов Маджлиси намояндагон.
Конституционные законы принимаются 2/3
голосов от общего числа членов Маджлиси
милли. При несогласии Маджлиси намояндагон
с решением Маджлиси милли конституционный
закон считается принятым, если при повторном
голосовании за принятие закона проголосовалоне
менее 2/3 общего числа депутатов Маджлиси
намояндагон.
Исполнение
постановлений Маджлиси намояндагон
обязательно на всей территории Республики
Таджикистан. Маджлиси намояндагон может
аннулировать постановления Маджлиси
народных депутатов Горно-Бадахшанской
Автономной области, областей, города
Душанбе, городов и районов, в случае их
несоответствия с Конституцией, конституционными
законами и другими законами Республики
Таджикистан.
Маджлиси
намояндагон свою деятельность реализует
на основе синтеза государственной власти,
превосходства закона, открытости, коллективизма,
уважение прав и свобод граждан, плюрализма
мнений и ответственности перед народом.
Маджлиси
намояндагон реализуя законодательную
власть, принимает следующие законодательные
акты :
Конституционные законы РТ, законы РТ,
постановления.[3]
Парламентская деятельность в Таджикистане регулируется на основе общего регламента и на базе регламентов палат.
В Таджикистане круг субъектов законодательной инициативы расширяется за счет наделения таким правом представительного органа автономного образования.
Роль палат парламента в законодательном процессе неодинакова: законопроекты вносятся в нижнюю палату парламента, которая принимает законы.
Этот процесс можно разбить на стадии:
В Таджикистане в соответствии со ст.95 Регламента Маджлиси
Намояндагон право законодательной инициативы осуществляется в форме внесения проектов новых законов республики, проектов законов об изменениях или отмене норм действующих законов республики, а также в форме внесения новых проектов новых законов республики, проектов законов об изменениях или отмене норм действующих законов республики, а также в форме письменных предложений о принятии новых законов республики или внесении изменений в действующие законы республики(законодательные предложения). Очевидно, что право законодательной инициативы в форме внесения проектов дополнений в действующие законы законодательно не установлено.
Регламентом
нижней палаты предусмотрено, что субъект
права законодательной
Субъект законодательной инициативы Таджикистана имеет:
- закрепленное право отзыва законодательной инициативы;
- возможность внесения изменений в текст;
- момент
отзыва, т.е.на какой стадии
Закрепленная Регламентом нижней палаты формулировка «до принятия законопроекта» не дает представления о том, на какой стадии законодательного процесса есть возможность внесения изменений в текст законопроекта либо законодательная инициатива может быть отозвана. Отсутствие конкретизации закрепленной в Регламенте нижней палаты нормы порождает неопределенность в ее толковании. Между тем одним из основных правил законодательной техники является ясность в понимании установленного предписания. Но в то же время Регламент нижней палаты содержит норму(п.2 ст.109), в соответствии с которой субъект права законодательной инициативы вправе вносить изменения и дополнения в законопроект, принятый в первом чтении. В Таджикистане(п.1 ст.96 Регламента Маджлиси намояндагон) при внесении законопроекта в нижнюю палату субъектом права законодательной инициативы должны быть представлены:
В Таджикистане в соответствии с п.5 ст.96 Регламента Маджлиси намояндагон законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет средств из государственного бюджета, за исключением законопроектов, внесенных Президентом республики и Правительством, направляются Советом Маджлиси намояндагон вместе с финансово-экономическим обоснованием на заключение в Правительство, которое представляет свое заключение в Маджлиси намояндагон в срок, установленный Советом Маджлиси намояндагон, но не позднее двух месяцев.
Законопроект об амнистии вносится Президентом республики(п.2 ст.96 Регламента Маджлиси намояндагон). Законопроекты о бюджете, об Правительством республики (п.3 ст.96 Регламента Маджлиси намояндагон). [2]
Становление
парламентаризма и
постепенно(
с учетом вышесказанных факторов) укреплялась
и совершенствовалась нормативно-правовая
база парламента, вырабатывалась эффективная
практика его взаимодействия с другими
ветвями государственной власти.[1]
Список источников: