Особенности современной этнополитики в Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 18:36, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - анализ особенностей проведения этнополитики в современной Российской Федерации.
Задачи курсовой работы определяются целью исследования:
изучение теоретических основ этнополитики в России
анализ основных методов реализации этнополитики в Российской Федерации.

Содержание

Введение.......................................................................................................3-4
Глава I. Теоретические основы этнополитики в России............................5-14
Глава II.Основные механизмы реализации этнополитики.......................15-23
Заключение....................................................................................................24-25
Список использованной литературы.........................................................26-27

Работа содержит 1 файл

этнополитика курсач[1].doc

— 114.00 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Московский Государственный Лингвистический  Университет»

Институт  международных отношений и социально-политических наук

Кафедра политологии 
 
 

Специальность 030201 «Политология» 
 
 
 
 
 

Курсовая  работа на тему 

Особенности современной этнополитики в Российской Федерации 
 
 
 
 

Автор работы: Соколова Юлия Дмитриевна ________ группа ___________

                                                                                                            (подпись) 
 

      Научный руководитель:

       канд.  филос. н., доцент Р.Э. Абгарян                                        ___________

                                                                                                                  (подпись) 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Москва 2011г. 
 

                           Содержание

      Введение.......................................................................................................3-4

   Глава I. Теоретические основы этнополитики в России............................5-14

   Глава II.Основные механизмы реализации этнополитики.......................15-23

   Заключение....................................................................................................24-25

    Список использованной литературы.........................................................26-27 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     
 
 

      Введение.

     Актуальность темы исследования  объясняется растущим значением национального фактора в конце XX - начале XXI века в российской политике.

   Необходимость пристального внимания к сфере национальных отношений и национальной безопасности государства обусловлена и внутренними  проблемами развития страны. Переход  России от тоталитаризма к демократии, от командно-административной системы управления к гражданскому обществу, от централизованной экономики к рынку, от авторитарной идеологии к плюрализму вызвал сложную общественно-политическую ситуацию.

     Актуальность исследования объясняется также стремлением ряда стран бывшего СССР создать моноэтническое государство, что серьезно дестабилизирует обстановку в регионе.

    Ни одна страна в мире, ни один регион не застрахованы от импровизированного взрыва «этнических бомб» замедленного действия. Как показывают события на Балканах, в Афганистане, на Ближнем Востоке, на Кавказе, человечество не располагает эффективными средствами урегулирования уже возникших конфликтов.

   Все это требует качественно новых  подходов к анализу и исследованию сложившихся национальных отношений, выявлению их особенностей, концептуальной разработки проблем национальной политики и национальной безопасности государств.

   Степень научной разработанности  темы определяется её многогранностью. Этнополитика стала предметом изучения многих отечественных и зарубежных исследователей, таких, как Шарафуллин М.М.1, Филь М.С.2, Тощенко Ж.Т.3, Бейли К.4

Объектом  курсовой работы является современный политический процесс в  Российской Федерации.

Предметом курсовой работы является этнополитика в современной России.

Цель  исследования - анализ особенностей проведения этнополитики в современной Российской Федерации.

Задачи  курсовой работы определяются целью исследования:

  • изучение теоретических основ этнополитики в России
  • анализ основных методов реализации этнополитики в Российской Федерации.

         Структура работы. Представленная курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. 

Глава 1. Теоретические  основы  этнополитики в России

В отечественной  политической терминологии все аспекты деятельности государственных институтов, направленных на удовлетворение запросов этнических сообществ и групп, традиционно именуются «национальной политикой», хотя широко используемое понятие «национальные интересы России» совершенно чётко указывает, что национальная политика не может быть узкоэтнической. Национальная политика есть концепция обеспечения национальных интересов государства и всех его граждан, осуществляемая как внутри страны, так и на международной арене. Поэтому применять термин «национальный» к действиям государства в отношении этносов и этнических групп, на наш взгляд, не совсем корректно. В отечественной литературе всё чаще фигурирует термин этнонациональная политика.

   Следует отметить, что Россия исторически формировалась как многонациональное государство, в котором русские являлись доминирующей этнической общностью. Поэтому в дореволюционной России этнический вопрос сводился, главным образом, к отношениям между «великорусами» и другими меньшинствами. В годы так называемого «развитого социализма» в Советском Союзе в числе идеологических штампов официальной пропаганды был тезис о всемерном расцвете и сближении наций и народностей страны, их культур и формировании на этой основе новой исторической общности людей – советского народа. Однако глубокой культурной интеграции не произошло в силу чётко осознаваемых границ между этническими сообществами1.

   Этнонациональная  политика Российской Федерации, руководство которой имело перед глазами свежий пример распада СССР, должна была строиться на ином фундаменте и иметь чётко обозначенную цель. В 1991–1993 гг. в России ещё сохранялась угроза сецессии и активную роль играли этнонациональные движения, происходило национальное возрождение в республиках со всеми известными перекосами в идеологии и политике. При этом Центр шёл на уступки и предпринимал меры по достижению компромисса в целях сохранения территориальной целостности страны.

   В России на протяжении всей истории  её существования идёт поиск форм институционализации этнонациональной политики. Первой структурой, отвечающей за «национальный вопрос», был Государственный Комитет РСФСР по национальной политике, созданный в ноябре 1991 г. Затем его последовательно меняли Государственный комитет по делам Федерации и национальностей ( февраль 1993 г.), Министерство РФ по делам национальностей и региональной политике (январь 1994 г.), Министерство по делам национальностей и федеративным отношениям (март 1996 г.), Министерство региональной и национальной политики (апрель 1998 г.), Министерство национальной политики (сентябрь 1998 г.), Министерство по делам федерации и национальностей (май 1999 г.), Министерство по делам федерации, национальной и миграционной политики (май 2000 г.). 17 октября 2001 г. данное министерство было упразднено. Вскоре был введён пост министра без портфеля, курирующего этнонациональную проблематику. В ходе административной реформы в новой структуре правительства вопросы национальных отношений были переданы во введение Министерства культуры, а после бесланских событий – созданное в то время Министерство регионального развития.

   Частая  реорганизация государственных  служб, занятых этнонациональной политикой, свидетельствует о том, что, с одной стороны, власть понимает относительную самостоятельность и важность этой сферы жизни многонациональной России, но с другой стороны, ещё не смогла найти адекватную форму её государственного регулирования.

   Неслучайно, многие специалисты критически оценивают современную российскую этнополитику. Это касается, прежде всего, её концептуального содержания. В Конституции страны, к примеру, ничего не сказано об этнической основе 22 республик, но провозглашается равноправие субъектов Федерации. Основной закон декларирует обеспечение равноправного существования национальных культур, но полного равноправия здесь быть не может по причине их естественной конкуренции. Конституция РФ гарантирует свободный выбор языка обучения1, что практически нереализуемо, особенно в отношении всех диаспор и малых этнических групп.

   Что касается цели, которую преследует российская этнополитика, то исходя из её формулировки в Концепции государственной национальной политики РФ (утверждена в 1996 г.) трудно понять, какой модели этнонациональной политики придерживается руководство страны. Хотя в преамбуле этого документа сказано, что он основывается на «необходимости обеспечения единства и целостности России в новых исторических условиях развития российской государственности, согласования общегосударственных интересов и интересов всех населяющих её народов, налаживания их всестороннего сотрудничества, раз-вития национальных языков и культур»2. Но из этого заявления неясно, является ли целью этнонациональной политики формирование гражданской общности россиян и акцентирование гражданских интересов всех жителей страны или же она предполагает дальнейшую политизацию этничности под лозунгом «развития культур».

   Анализ  современной научной литературы показал, что региональные концепции, которые были созданы вслед за федеральной, имели мало общего с серьёзной этнонациональной политикой. Они так же, как и федеральная концепция, в основном создавались в республиканских министерствах по делам национальностей и либо копировали федеральную концепцию, либо имели, на наш взгляд, крайне низкий уровень аналитического осмысления реальных этнополитических проблем своего региона.

   Бюрократизация  этнонациональной политики и создание ведомств, ответственных за неё, как показала практика, вовсе не означали, что такая политика существует в качестве осмысленной и последовательно проводимой.

   Таким образом, для того чтобы существовала такая политика, соответствующие громоздкие бюрократические структуры не нужны. Этнонациональная политика не может быть отдана на откуп нескольким чиновникам.

   По  оценке исследователя М.С. Филя, «в качестве цели государственной национальной политики может рассматриваться сохранение единого социокультурного пространства страны, что возможно только на основе поддержания межэтнического баланса, условием сохранения которого является реализация русским народом своей системообразующей функции»1. Безусловно, в этнонациональной политике любого государства не следует отрицать интегрирующую роль этнического большинства (доля русскоязычного населения в составе Российской Федерации составляет 79,5%). Тем не менее этнонациональная политика должна представлять собой синтез усилий различных государственных ведомств для решения общей цели – оптимизации положения этнических сообществ и сбалансированного учёта их интересов в общефедеральной и региональной политике. Исследователь Ж.Т. Тощенко формулирует следующее определение: «Этнонациональная политика, как и политика в целом, представляет собой регулятивно-контрольную сферу, направляющую жизнь, деятельность и отношения (согласие, подчинение, господство и конфликт) между различными национальными и этническими сообществами. Национальная политика – это и средства, и методы, при помощи которых взаимодействие между людьми различной национальной и этнической принадлежности осуществляется посредством социальных и духовных атрибутов (культура, язык, менталитет, традиции и обычаи)»2. Следует согласиться, что суть этнополитики должна состоять в координации усилий всех государственных органов в деле решения проблем этнических общностей, в организации их диалога с властью, в позитивном межобщинном диалоге, в согласовании действий всех заинтересованных сторон при урегулировании этнополитических конфликтов.

   Главной задачей национальной политики является согласование интересов всех проживающих  в стране народов, обеспечение правовой и материальной основы для их развития на основе их добровольного, равноправного и взаимовыгодного сотрудничества.

       Основные цели и задачи национальной политики в РФ:

  • обеспечение условий для улучшения благосостояния народов через мобилизацию традиционного трудового опыта и духовных ценностей на коренные социально-экономические и политические преобразования, сохранение и развитие национальных культур;
  • утверждение приоритета прав и свобод граждан независимо от национальной принадлежности и территории проживания при соблюдении права народов на национальное самоопределение в рамках федеративного государства;
  • реализация и обновление федеративных отношений на основе конституционного распределения полномочий и эффективного их осуществления как важнейшего компонента построения нового демократического государства;
  • достижение и укрепление межнационального согласия и доверия, выявление противоречий в сфере межэтнического взаимодействия и своевременный поиск путей их решения;
  • обеспечение широкого участия самих народов и общин в процессах социального и культурного возрождения, опирающегося на общенациональную инициативу и ответственность;
  • утверждение культурного плюрализма на двуязычной или многоязычной основе, создание условий для различных форм национально-культурной автономии с целью сохранения культурного наследия, обеспечения свободы этнического самовыражения на групповом и индивидуальном уровнях;
  • участие граждан всех национальностей в общегосударственном политическом процессе через широкое и справедливое представительство в законодательных и исполнительных органах, автономия и самоуправление больших и малых общин, этнических анклавов, малочисленных групп.

   Таким образом, следует отметить, что вряд ли возможно создание единой и приемлемой для всех этнонациональной политики в многонациональных странах, какие бы идеалы всеобщего равенства в неё ни закладывались. На практике такие интересы этнических общностей и групп всё равно будут сталкиваться или даже противоречить друг другу.

   Равенство этнических общностей и групп всегда будет оборачиваться на практике в пользу этнического большинства, поскольку у него предпочтительнее исходные позиции для политической и культурной конкуренции, более широкое представительство в органах власти. Исходя из этого нередко предлагается допускать некоторый отход от принципов универсального равенства (пример тому – саамские парламенты) и предоставлять некоторые преимущества национальным меньшинствам. При этом очевидно, что в каждом конкретном случае нужны свои решения и особая программа действий. Отсюда напрашивается вывод, что этнополитика в многонациональном государстве не может быть некоей всеохватывающей стратегией, а должна представлять собой набор конкретных мер, адаптированных к конкретным условиям регионов, этническому составу их населения, характеру межэтнических связей и т.д. Такой подход требует, чтобы разработкой стратегии занимались не карьерные бюрократы, а специалисты в области этнонациональной политики. Именно они должны давать чиновникам конкретные рекомендации и методы осуществления региональной этнополитики.

Информация о работе Особенности современной этнополитики в Российской Федерации