Особенности политической мысли античного мира

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 13:58, реферат

Описание работы

Труды историка Геродота (485-425 гг. до н.э.), размышления философов Платона и Аристотеля можно рассматривать как теоретические предшествования современной политической науки

Содержание

Введение 3
1. Основные этапы в истории развития политологии 3
1.1. Античные истоки политической науки. 5
2. Понятие о государстве в античном мире. 6
2.1. Право 9
2.2. Государство 11
3. Развитие права в античном мире. 13
3.1. Граждане государства 13
3.2. Идеальный государственный строй 16
3.3. Закон и правитель 20
Заключение. 22
Список использованных источников. 25

Работа содержит 1 файл

Контрольная .doc

— 165.50 Кб (Скачать)

  Аристотель  отрицал возможность  существования идеального государства, так  как полагал, что государство результат естественного развития, а не божественного промысла. Философ считал город - государство высшей формой общения людей, отражением сущности человека как “политического животного”, в котором заложено инстинктивное стремление к совместному проживанию, отражением чего являются семья, община и, наконец, государство. Главная цель государства - достижение “лучшей жизни”, общего блага для всех граждан.

  Государство Аристотеля менее едино, чем у Платона. В нем есть место частной собственности, семье. По Аристотелю, государство - воплощение справедливости, закона, сфера выражения общего интереса свободных граждан. Однако не все существующие формы государства способны в равной мере справедливо распределять блага согласно достоинству лиц. Формы государственного устройства Аристотель классифицировал по двум критериям: 1) количество правящих и 2) цели правления. Монархию, аристократию и политию он считал правильными формами, поскольку в них правители преследуют общее благо всех граждан. Неправильные формы государства (тирания, олигархия, демократия) служат корыстным интересам правителей. Лучшей формоф государства Аристотель называл политию - правление большинства, обладающего имущественным и образовательным цензом. Полития была конкретной формой воплощения идеи о смешанном режиме, который воплощает все лучшие черты аристократии (добродетель правителей), олигархии (богатство), демократии (свобода). Говоря современным языком, полития - это правление в интересах среднего класса.

  Из  римских мыслителей особого внимания заслуживают идеи государственного деятеля и философа Марка Туллия Цицерона (106-43 гг. до н.э.). В работах “О государстве” и “О законах” он попытался сформулировать механизмы усовершенствования римского государства.

  Государство Цицерон трактовал как “соединение многих людей, связанных между собой согласием в вопросах права и общностью интересов”. Их согласие основано на присущих человеческой природе качествах - разуме и справедливости, которые составляют естественное право, высший, истинный закон. Истинный закон, писал Цицерон, есть “разумное положение, соответствующее природе, распространяющееся на всех людей, постоянное, вечное, которое призывает к исполнению долга, приказывая”.

  Заслуга Цицерона состоит в том, что он заложил правовой принцип во взаимоотношения управляющих и управляемых: “Под действие закона должны подпадать все, а не только некоторые, избранные граждане”. Тем самым он заложил основы теории правового государства.

  Наилучшей формой государственного устройства Цицерон признавал “смешанную” форму государства. Она сочетает достоинства царской власти (забота монарха о подданных), аристократии (мудрость правителей) и демократии (свобода народа).  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ  ИСТОЧНИКИ    

  • Поппер  К.  "Открытое  обчество  и  его  враги",  т.1,   "Чары Платона", М, 1992.
  • Утченко С. Л. Цицерон и его время. М., 1972.
  • Платон, “Государство”,собр. сочин., том 3, часть 1, Москва, 1971.
  • Платон, “Законы”, собр. сочин., том 3, часть 2, Москва, 1972.
  • Платон, “Политик”, собр. сочин., том 3, часть 2, Москва 1972.
  • Платон, “Письма”, собр. сочин., том 3, часть 2, Москва, 1972.
  • Платон, “Диалоги”, Москва, 1986.
  • Асмус В.Ф. "Платон", К, 1993.
  • Аристотель, “Политика”, собр. сочин., том 4, Москва, 1983.
  • Цицерон, “О государстве”, “Диалоги”, Москва, 1966.
  • Цицерон, “О законах”, “Диалоги”, Москва, 1966.
  • “Словарь античности”, Москва, 1993.
  • А.А. Горелов. Политология  М. 2002
  • К.С. Гаджиев. Политология. М. 2007
  • Р.Т. Мухаев Политология. М. 2000
  • Трубецкой Н. Общеевразийский национализм // Свободная мысль. - 1992. - № 7.
  • Ерасов Б. Россия в евразийском пространстве // общественные науки и современность. - 1994. - № 2.
  • Люкс Л. Евразийство // Вопросы философии. - 1993. - №6.
  • Панарин А. Западники и евразийцы // Общественные науки и современность. - 1993. - №6.
  • Гайденко П.П. “Вехи”: неуслышанное предостережение // Вопросы философии. - 1992. -№ 2.
  • Люкс Л. Интеллигенция и революция // Вопросы философии. - 1991. - № 11.
  • Вехи. Сборник статей о русской интеллигенции. - М., 1990.
  • Интеллигенция и народ. Круглый стол // Философские науки. - 1990. - № 2
  • Асмус В.Ф., Античная философия, Москва «Высшая школа», 1976 г.
  • Богомолов А.С., Античная философия, Московский Университет, 1985г.
  • Лавриненко В.Н., Ратникова В.П., Философия: учебник для вузов. –М.:ЮНИТИ, 2000 г.
  • Лосев А.Ф., История античной философии, -М.: Черо, 1998 г., с 3-4

 

Информация о работе Особенности политической мысли античного мира