Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 13:58, реферат
Труды историка Геродота (485-425 гг. до н.э.), размышления философов Платона и Аристотеля можно рассматривать как теоретические предшествования современной политической науки
Введение 3
1. Основные этапы в истории развития политологии 3
1.1. Античные истоки политической науки. 5
2. Понятие о государстве в античном мире. 6
2.1. Право 9
2.2. Государство 11
3. Развитие права в античном мире. 13
3.1. Граждане государства 13
3.2. Идеальный государственный строй 16
3.3. Закон и правитель 20
Заключение. 22
Список использованных источников. 25
Содержание
Введение 3
Введение
История политической мысли уходит в глубокую древность, поскольку политические идеи рождаются вместе с появлением государства. Первоначально они носили отрывочный характер, но уже с II и I тысячелетий до нашей эры дошли до нас крупные памятники законотворчества и философско-правовые учения. Древний Египет и Междуречье, Индия и Китай оставили нам великие памятники человеческой мысли, такие как Законы Ману, законы Хаммурапи, Авеста, а также целые философские системы (конфуцианство, зороастризм). Однако современная политическая наука развивается на основе эволюции западной политической мысли, начало которой было положено в эпоху античности.
Труды историка Геродота (485-425 гг. до н.э.), размышления философов Платона и Аристотеля можно рассматривать как теоретические предшествования современной политической науки. На определенных стадиях развития общества проблемы власти и управления приобретали такую важность, что усилия лучших умов того времени концентрировались на рассмотрении человека, помещаемого в фокус политики. Аристотель назвал “политику” королевой наук.
Впрочем, нужно отдавать себе отчет в том, что подобные размышления представляют собой скорее протополитику – так уместнее называть теоретическую деятельность предшественников современной политической науки.
Протополитика
носила отчетливо выраженный политический
характер. Это была практическая наука,
стремящаяся воздействовать на человеческую
жизнь, осветить путь человеческой практике
– больше всего ее интересовали
цели и смысл человеческого бытия и человеческой
деятельности. Поэтому главным предметом
ее исследования являлось государство
как идеальный образец человеческого
объединения, а в центре ее внимания всегда
оставалась идея всеобщего блага. При
этом Аристотель, например, полагал, что
знание, которое направлено на уяснение
смысла человеческой деятельности, должно
быть практическим, т.е. применимым к жизни,
а потому в практических науках не могут
использоваться строгие (как в математике)
методы доказательства – практическое
знание никогда не может быть таким точным
и определенным, как теоретическое.
Для выявления истоков политической науки многие исследователи обращались к истории античной мысли. Так, к миру политического пристальный интерес проявляли такие выдающиеся философы как Платон, Аристотель, Цицерон. Ими были созданы фундаментальные трактаты: «Политика», «Государство», «Законы», «Республика», «Государь», популярные у современных политологов.
Американский политический философ Л.Страусс пытался обосновать мысль о том, что античные мыслители подняли политическую науку до уровня самостоятельной дисциплины и таким образом «стали основателями политической науки в точном и окончательном смысле слова».
Политология, как самостоятельная наука стала возможна в результате вычленения политической сферы из целостного человеческого социума, отделения мира политического от экономической, социальной и духовной подсистем, что по времени совпало с Новым и Новейшим периодами истории, а точнее с периодами формирования и капиталистического общества. Важно подчеркнуть, что мир политического в собственном смысле слова – это исторический феномен, его формирование и выделение из целостного человеческого социума произошли на определенном этапе исторического развития и тесно связаны с процессами формирования и вычленения гражданского общества. История политологии – это, по сути. Процесс постоянного обновления и обогащения ее теоретико-методологического и методического арсенала. Политическая наука немыслима без традиции, в рамках которой она развивается. Под традицией в данном случае подразумеваются формы организации науки, системы теорий и идей, методы аргументации, методологии, технические приемы и т.д.
В истории Запада формирование политического знания отличалось высокой степенью развития. Особенно это характерно для периодов Нового и Новейшего времени. В целом формирование политического знания было тесным образом связано с процессами становления и изменения конкретных политических систем, режимов, отношений. Большую роль при этом играло политическое знание, которое в той или иной мере отражалось затем на развитии политической практики. Подобная взаимосвязь хорошо прослеживается в истории стран Запада в периоды Нового и новейшего времени, в формировании и развитии их государственной системы. И в самом деле трудно себе представить формирование и утверждение современной западной государственно-политической системы без идей Платона, Аристотеля, Макиавелли, Монтескье и т.д.
Можно выделить три крупных этапа в истории формирования и развития политологии.
Первый период – предыстория от античности до Нового времени. Его главное значение состоит в накоплении и передаче от поколения к поколению политического и политико-философского знания. Этот период предстален Аристотелем, Платоном, Цицероном, Ф.Аквинским и другими мыслителями древности и Средневековья.
Второй период – с начала Нового времени до середины ХIХ в. – характеризуется формированием важнейших представлений о мире политического, о политике, политической деятельности, государстве, власти, политических институтах в современном понимании и , соответственно, истоко их научного анализа.
В третий период, охватывающий 1880-1890-е гг. и первые десятилетия ХХ в., политическая наука уже окончательно сформировалась и утвердилась в качестве самостоятельной дисциплины с собственным предметом исследования, методологией, методами, заняв подобающее ей место в исследовательских и учебных программах вузов и научно-исследовательских институтов.
Первоначально в рамках общественно-политических и социокультурных парадигм политические феномены изучались в связи со всем комплексом общественных явлений. В античном и средневековом мирах имел место своеобразный универсализм, при котором политическое специально не выделялось из общего комплекса всех общественных явлений. Основополагающие аспекты жизни воспринимались человеком античности в их целостности, без различий между государством и гражданским состоянием, фактами и ценностями, реальным и идеальным и т.д. Знания, будучи знаниями о мироздании, космосе, бытии т.д. носили целостно-синкретический характер; поэтому миросозерцание людей характеризовалось целостностью и нерасчлененностью на отдельные сферы.
В результате в течение всей предшествующей Новому времени эпохи ученый смотрел на себя не как на специалиста в какой-либо области знания, а как на искателя знаний и мудрости вообще о всех сферах и проявлениях человеческой жизни. К концу V в. имело место определенное разграничение отдельных областей знания, например арифметики, геометрии, астрономии и музыки. Трактаты Аристотеля по физике, физиологии, этике, политике, риторике в течение многих веков рассматривались не иначе как подразделы своеобразной единой энциклопедии по философии. Разделение интеллектуального труда по различным отраслям знания произошли значительно позднее, чем в сфере материальной деятельности.
Таким
образом, об обществе и мире политического,
как самостоятельных сферах жизни
людей, тем более об отделении государства
от отдельного общества не могло быть
и речи. Дело в том, что у античных и средневековых
авторов понятия «гражданское общество»,
«политическое сообщество», «государство»
выступали в качестве синонимов и взаимозаменяемых
терминов. В этом смысле всю античную философию
можно назвать политической т.е. общественной.
Иначе говоря речь может идти отнюдь не
о политической науке в строгом смысле
слова, а о философии или о науке об обществе-государстве
в лице полиса, что далеко не однозначно
содержанию, которое мы вкладываем в понятие
«государство».
Греко-римский мир сложился не на пустом месте, не изолированно, не по типу "закрытого общества". Ранние очаги цивилизации и первые протогосударства возникли в средиземноморском бассейне еще в III—II тысячелетии до н.э., причем не без заметного влияния восточного мира. В последующем, особенно в период "великой колонизации" (VIII—VII вв. до н.э.), с основанием целого ряда греческих поселений (городов) на азиатском побережье, взаимодействие двух цивилизаций стало еще более тесным и глубоким. Греческие города в Малой Азии — Милет, Эфес и др. стали распахнутыми воротами, через которые осуществлялись торговые, культурные и иные связи тогдашних Востока и Запада. Все возрастающие политические контакты греков, а позднее римлян с восточными странами позволяли им использовать и переосмысливать чужой, заморский государственно-правовой опыт, искать свои более рационалистические подходы к законотворчеству и к политике.
Создание
первых протогосударств, а затем и более
крупных государственных образований
на юге Балканского полуострова и на островах
Эгейского моря в III—II тысячелетии до
н.э. было результатом завоевания греками-ахейцами
автохтонного населения этого региона
(пеласгов, минойцев).
Завоевание привело к перемешиванию и
к скрещиванию различных культур, языков
и народов, что породило высокую крито-микенскую
цивилизацию, представленную целым рядом
возвышавшихся и приходивших в упадок
государств
(Кносского, Микенского царства и т.д.).
Монархический характер этих государств, наличие крупного государственно-храмового хозяйства и земельной общины свидетельствовало об их сходстве с типичными восточными монархиями. Крито-микенские традиции еще долго сказывались на последующей государственности греков-ахейцев, для которой было характерно наличие общинного уклада, связанного с царским дворцом, выполнявшим функции верховного хозяйственного организатора.
Одной
из важнейших особенностей в образовании
государства в Древней
Греции было то, что сам этот процесс в
силу постоянной миграции и перемещения
племен шел волнообразно, прерывисто.
Так, вторжение в XII в. до н.э. в Грецию с
севера дорийских племен вновь отбросило
весь естественный ход становления государственности
назад. Последовавшие за дорийским вторжением
"темные века" (XII в. до н.э. — первая
половина VIII в. до н.э.), а затем и архаический
период вновь вернули эллинов к племенной
государственности и протогосударствам.
Природные
условия повлияли на организацию
государственной власти в
Греции и в другом отношении. Горные хребты
и заливы, которые рассекали морское побережье,
где проживала значительная часть греков,
оказались существенным препятствием
для политического объединения страны
и тем более делали невозможным и ненужным
централизованное управление. Таким образом,
сами естественные барьеры предопределили
возникновение многочисленных, сравнительно
небольших по размеру и достаточно изолированных
друг от друга городов-государств — полисов.
Полисная система была одной из самых
значительных, практически уникальных
черт государственности, характерных
не только для Греции, но и для всего античного
мира.
Географическая
и политическая замкнутость полиса
(в материковой части и на островах)
при далеко зашедшем разделении труда
делала его зависимым от вывоза ремесленных
изделий, от ввоза зерна и рабов, т.е. от
общегреческой и международной морской
торговли. Море играло огромную роль в
жизни античного
(прежде всего — греческого) полиса. Оно
обеспечивало его связь с внешним миром,
с другими полисами, с колониями, с восточными
странами и т.д. Море и морская торговля
связывали в единую полисную систему все
города- государства, создавали открытую
общегреческую и средиземноморскую политическую
культуру, цивилизацию.
Само развитие греческого общества от патриархальных структур и протогосударств гомеровской эпохи до классического рабства и расцвета античной демократии обнаруживает некоторые закономерности в развитии политической жизни и в смене самих форм устройства городов-государств. В конце 11 тысячелетия до н.э., о чем свидетельствует и гомеровский эпос, в греческом мире наблюдалась сравнительно общая тенденция к усилению власти царя как военачальника, судьи, верховного руководителя дворцового хозяйства и т.д. В методах его правления все более проступали деспотические черты, присущие монархам древности, особенно восточным. Аналогичную картину можно видеть несколькими веками позже в Риме в эпоху царей.
Информация о работе Особенности политической мысли античного мира