Особенности политической элиты в современной России

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 23:22, реферат

Описание работы

Люди всегда боролись за такое свое положение в обществе, которое они считали праведливым. Нередко появлялись личности, считавшие себя способными властвовать над миром. Обладая вождистскими амбициями, они не могли достичь своих сверхамбициозных целей, ибо хотели покорить мир, устроив его по своему субъективному образцу. Крах этих попыток был неизбежен, ибо человечество еще не созрело для того, чтобы, пользуясь словами поэта, стать «единым человечьим общежитьем». По многим параметрам сейчас оно, по-видимому, приближается к этому.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
1.Понятие политическая элита…………………………………………………4
2.Функции политической элиты и ее качества, необходимые для этих функций………………………………………………………………………….7
3.Влавствующая элита: понятие и структура…………………………………10
4.Особенности политических элит в России………………………………….11
5.Структура политических элит в России…………………………………......14
6.Процесс формирования властвующей политической элиты в России….....16
7.Реконверсия элиты…………………………………………………………….18
8.Некоторые психологические особенности российской политической элиты……………………………………………………………………………...19
Заключение……………………………………………………………………….23
Список литературы……………………

Работа содержит 1 файл

мой реферат по политологии.docx

— 47.50 Кб (Скачать)

 

6. ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ ВЛАСТВУЮЩЕЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭЛИТЫ В РОССИИ

Формирование российской властвующей  политической элиты происходило  по следующим этапам: 
- "перекраска" бывшей партийной номенклатуры в демократическую элиту; 
- выдвижение на руководящие посты бывших партбоссов низшего и среднего звена, при условии их преданности к бывшим первым лицам; 
- вытеснение из органов управления гуманитариев и замена их инженерно- техническими кадрами (в регионах — замена специалистами сельского хозяйства); 
- отсутствие системы кадрового отбора, рост численности руководителей, работающих по принципу "стремительного роста".

Истоки формирования современной  политической элиты, несмотря на такое  положение дел, лежат в интеллигенции.

Номенклатура имеет следующую  структуру: элита (высший слой, работники  управления, имеющие право принимать  решения) и бюрократия (работники, выполняющие  приказы элиты). Бюрократию обычно не касается смена руководителей, они  не участвуют в политических баталиях, не состоят в партиях (люди 2-го и 3-го эшелонов управления). Отмечено, что  тот небольшой 
(порядка 1% – 2%) слой интеллектуальной элиты сосредоточен не в самой политической элите, а в ее аналитических службах.

Интеллигенция находиться, как бы, между элитой и номенклатурой. С  одной стороны она питает кадрами  власть, а с другой создает ей проблемы и ставит себя ей в оппозицию. Она как социальная группа стоит  вне управления.

Но в последнее время наблюдается  возврат к формированию номенклатурно-семейных кланов и бюрократических династий, идет медленное увеличение числа бывших партийных работников и снижение численности, так называемых демократических работников, что в общем является положительным фактором.

О социальной неразвитости политических элит свидетельствует и ее замкнутость, функционирование по принципу корпоративных  групп, нечеткость социальных функций, когда управленческие функции безграничны. Эта безграничность и приводит к  тому, что она (элита) практически  ни за что не отвечает.

В нашей стране, политическая элита (особенно властвующая) как социальная группа, воплощающая в себе наиболее перспективные тенденции общественного  развития, отсутствует номенклатурой, в худшем — с откровенно криминальными  субъектами, допущенными к власти. В лучшем случае, нам приходиться  иметь дело с "перекрашенной" партийной.

7. РЕКОНВЕРСИЯ ЭЛИТЫ

     Изменение норм и правил властных взаимодействий во многом произрастает из процесса реконверсии элиты (т.е. перевода капитала из одной формы в другую). Это своего рода "переодевание" элиты. Решающим элементом подобного "переодевания" политико-административной элиты стало "обуржуазивание" элитных групп. Оно проявилось прежде всего в двух явлениях. Во-первых, часть политической элиты трансформировала свое политическое влияние в экономический капитал. Представители политической номенклатуры сами вошли в новую бизнес-элиту или протежировали в хозяйственной сфере собственных детей. Во-вторых, "обуржуазивание" коснулось самой политической элиты - через расширение коррупции. Коррупция существовала всегда, но именно в современной России она стала как никогда масштабной и открытой.

     В результате политика стала ассоциироваться с самым прибыльным бизнесом. С одной стороны, крупные предприниматели ищут протекции государства и стараются получить от государства собственность и привилегии. С другой стороны, политики уже не удовлетворяются привычными атрибутами власти и известности. Их статусные позиции должны подкрепляться поступлениями на частные банковские счета. В результате крупные бизнесмены становятся политически влиятельными персонами, а политики и генералы превращаются в весьма обеспеченных людей. [4]

     Несомненно одно – нынешней российской элите присущи в большей мере, чем советской, такие качества, как корыстолюбие, склонность к коррупции, безответственность, склонность ставить свои интересы выше интересов народа, космополитизм, податливость внешнему влиянию, презрение к интересам своей страны и своего народа. Для советской же элиты, считают россияне, были характерны патриотизм, озабоченность судьбой страны, ответственность перед страной, народом, трудолюбие, работоспособность. Объединяют российскую и советскую элиту склонность передавать власть по наследству, только «своим» людям или даже детям, закрытость от общества, кастовость, стремление решать все вопросы в узком кругу, без совета с народом. То, что ни тем, ни другим не свойственны демократизм, близость к народу указывают 33% опрошенных; наличие открытости к новым людям, готовность привлекать к управлению страной талантливых и заслуженных профессионалов отмечает 31% опрошенных.  
 
     Советская элита представляется общественному мнению более профессиональной, нынешняя российская – более инициативной. Тем не менее, именно советская партийная и комсомольская номенклатура (вкупе с чиновничеством периода президентства Б. Ельцина, а также криминалом) послужили главной базой для рекрутирования современной российской элиты, – так считают от 24 до 37% опрошенных. К числу главных «кузниц кадров» элиты отнесено ближайшее окружение президента В. Путина (24%). Пятая часть респондентов (20%) в число групп, на базе которых сформирована элита, включает руководителей бывших госпредприятий. Почти столько же (18 и 17%) в составе элит видят выходцев из силовых структур и детей высокопоставленных и богатых родителей. Научная и творческая интеллигенция, по оценкам россиян, стоит последней в списке социальных групп, из которых происходит российская элита (6%). [1]

8. НЕКОТОРЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РОССИЙСКОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭЛИТЫ

 

     Рассмотрим российскую политическую элиты как неформальный слой членов общества, обладающих таким авторитетом, который иногда вынуждает власти считаться с их мнением. В этом смысле, элита - не то же самое, что «правящий класс», который характеризуется как бюрократическая иерархия. В элиту же попадают на основании личных достоинств, неформальных связей и лидерских качеств, проявляющихся в социально-политически значимых сферах. Образно говоря, «правящий класс» - это иерархия «кресел», тогда как элита - это собрание имен.

     В значительной степени, принадлежность к элите определяется не столько общественным признанием, сколько основанным на таком признании личном самоощущении входящих в элиту людей. Это своего рода «кадровый резерв» политических лидеров для общества. Формально, элите противостоят лидеры оппозиционных движений, которых называют «контрэлита», хотя психологически между ними существует немало общего, что периодически может порождать миграционные процессы, когда те или иные персоны перемещаются из элиты в контрэлиту и наоборот.

Представителей  элиты в таком понимании характеризует  высокий уровень личной политической культуры, глобальность восприятия и  оценок происходящего, способность  к быстрому и глубокому осмыслению, включая предвидение последствий, динамизм политического поведения, а также развитое чувство ответственности  за происходящее в социально-политической сфере. Элите свойственен корпоративный  дух, хотя, одновременно, присущи и  достаточно выраженные, а подчас просто жесткие межличностные конкурентные отношения. Каждый отдельный представитель  элиты - реальный или потенциальный  лидер, однако всех их соединяет понимание  того, что собственный лидерский  потенциал можно реализовать  только при общем сохранении определенных «правил игры» и, главное, существующей социально-политической системы в  целом. Элита - это, в определенной степени, неформальный коллективный лидер общества и его политического строя [5].

Политическая элита - это те самые «гладиаторы», о  которых Л.В. Милбрайт писал: «...Это  люди, особенно хорошо подготовленные для того, чтобы управлять окружающими. Они чувствуют свою компетентность, знают себя и доверяют своим знаниям  и способностям, их «я» достаточно сильно, чтобы выдерживать удары, они не отягощены грузом сомнений и внутренних конфликтов, умеют контролировать свои импульсы, они сообразительны, общительны, склонны проявлять свою индивидуальность, ответственны. Хотя у них может появиться желание  доминировать над другими и манипулировать ими, но такие склонности не проявляются у них сильнее, чем у людей, выступающих в других ролях. Гладиаторы способны добиться славы в политической борьбе и достаточно уверены в себе, чтобы выдерживать хитросплетения партийной политики. Политическая жизнь далеко не гостеприимное место для индивидов, неуверенных в себе, робких и замкнутых, для людей, не обладающих сильной верой в свои возможности успешно справляться с собственным окружением» [6].

Реальное движение в политике может начаться только сверху из-за раскола в правящей элите, как это уже не раз случалось в нашей истории. Только тогда в конкуренции одна из фракций выдвигает и действительно начинает реализовывать какой-то из модернизационных сценариев.

Создается впечатление, что российская элита очень консолидирована и лояльна к лидерам власти.

Наверное, это  не совсем хорошо, потому, что такое  единство в элите достигается ценой своеобразного самоперекраивания. У тех, кто составляет разные фракции российской элиты, есть собственные представления о том, как на самом деле должна быть устроена эффективная политическая система, как должна быть обеспечена реальная независимость суда, каковы предпочтительные модели модернизации России. Но наша элита не верит в свою способность реализовать эти идеи. А это заставляет людей отказываться от собственных убеждений и подстраиваться к тому, что они считают мнением начальства, основной массы чиновничества, власти и так далее. То есть такая смесь цинизма, маниловщины и чисто прагматического приспособленчества.

Наша бизнес-элита  очень нерешительная. Чтобы выжить, и крупный, и средний бизнес будут принимать все, что идет от власти. Будут приспосабливаться к этому, не пытаясь организоваться для отстаивания интересов, не пытаясь поддерживать ни партии, ни информационные каналы. Ситуация эта не меняется уже лет сто. Макс Вебер в период первой русской революции 1905-1907 годов как раз и говорил о том, что крупный российский бизнес обладает невероятно высоким потенциалом модернизации, но абсолютно лишен политических инстинктов и устремлений, то есть готов приспосабливаться к архаической политической системе [7].

Региональный бизнес и региональные элиты слишком слабы, чтобы предложить стране преобразовательные меры. В мелких регионах повышенный спрос на государственную заботу. Когда государство отказывается от выполнения этих обязательств, малые города и села становятся источником слабого, не оформленного протеста. Психологически глубинка, еще живет по советским традициям. Люди будут еще очень долго надеяться на власть, даже испытывая крайнюю нужду. На селе и в малых городах проживает 60% избирателей, скорее всего они и голосуют по указанию глав администраций [7].

Российская элита, надеется еще на один субъект политики, способный предложить стране модернизационный сценарий. Это экспертное сообщество: политологи, экономисты, журналисты, те, кто может выступать от имени общества. Они не могут существовать, не опираясь на само общество, а общество сегодня довольно пассивно. Нет сегодня хоть каких-то групп, которые могли бы проникнуть на тот уровень, где можно было бы высказать и представить свои интересы. Ощущение, что все сделано для того, чтобы стерилизовать общество и лишить его способности выражать групповые интересы.

Таким образом, элита - образование, операционально не фиксируемое. Это, в значительной мере, виртуальная  группа. Тем не менее, по косвенным  проявлениям элиты подразделяются на консолидированные и неконсолидированные, ответственные и безответственные, эгоистичные и неэгоистичные. Политическая психология элит, в значительной мере, определяет политическую психологию всего общества, однако, безусловно, не подменяет ее полностью. Всякий политический строй пытается формировать собственную элиту, необходимую ему для более эффективного осуществления власти.

 

 

 

  Заключение

     Развитие общества, наук, отношений между людьми рождает новые понятия и, следовательно, новые термины. Вполне закономерно разобраться с ними, найти смысл и причины их появления. Не надо только использовать их, чтобы скрыть, замаскировать пороки современного общества, проигнорировать те силы, которые неумолимая история призывает взять в свои руки управление этим обществом. Именно для того, чтобы увести сознание людей от данной необходимости и понадобилось придать давно известному понятию «элита» новую жизнь. Политтехнологам постсоветского розлива пришлось менять терминологию, придумывать заумные формулировки с претензией на научность, чтобы выглядеть новаторами в сфере социальных преобразований.  
 
     Разобраться с апологетами нынешней элиты – дело полезное и необходимое. Ведь они все громче стараются задавать тон в жизни российского общества. И здесь следовало бы отметить еще одну весьма существенную особенность проблемы элитарности в наше время. В эпоху глобализации она перерастает роль и дела отдельных, даже самых влиятельных личностей или группировок и становится характерной чертой деятельности крупных международных или региональных организаций, которые задают тон и влияют на деятельность в сфере политики и экономики больших групп стран, которая к тому же носит не только открытый, но в ряде случаев и скрытый характер. Она нередко приносит их лидерам более ощутимые результаты, нежели официально признанные организации. Их создатели и руководители (что характерно для США) используют свою элитарность в стремлении управлять всем миром. Именно поэтому, современная национальная и международная элита требуют особо внимательного изучения, к чему и стремятся авторы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

      1. Интернет-версия журнала «Политика», 80 декабрь 2006, «Политическая элита в России», Ю.И.Дроздова, С.И.Илларионова.
      2. Барышева А.Д. «Шпаргалка по обществознанию», учебное пособие. М.: ТК Велби, 2005.
      3. Пугачев В., Соловьев А. «Введение в политологию»
      4. Баранов Н.А. «Политические отношения и политический процесс в современной России»

5.           Политология / Под ред. В.Н. Лавриненко. – М.:ЮНИТИ-                    ДАНА, 2008.

6.               Miibrath L.W. Political Participation: How and Why Do People Get Involved in Politics? – Chicago, 1965.

7.           Л. Гудков. «У нас выборы – ритуал одобрения партии, которая находится у власти» / Власть. – №35. – М., 2007.

 

 

 

 

Информация о работе Особенности политической элиты в современной России