Особенности формирования политических партий в Российской Федерации (1990-е годы)

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 16:47, курсовая работа

Описание работы

Цель моей работы заключается в том, чтобы раскрыть феномен политических партий, рассматривая его в некоторых основных аспектах, в частности как институт политической системы общества. Ввиду многоплановости данной задачи, я попыталась построить исследование, отталкиваясь от узловых проблем, характеризующих разностороннюю деятельность партий.
Нужно отметить, что в современной отечественной политологии исследованиям, посвященным проблеме политических партий отведено значительное место. Российские политологи, обобщая собственный и зарубежный опыт в подходах, на мой взгляд, высказывают большое количество очень ценных для мировой науки идей.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Формирование политических партий…………………………………5
1.1. Понятие, структура и функции политических партий…………………….5
1.2. Происхождение партий и процесс их становления……………………....11
Глава 2. Особенности политических партий в России……………………….16
2.1. Становление многопартийности в России………………………………..16
2.2. Современные политические партии и парламентские выборы 1999 года……………………………………………………………………………… 21
Заключение……………………………………………………………………....30
Список использованной литературы…………………………………………..32

Работа содержит 1 файл

Реферат.docx

— 64.00 Кб (Скачать)

Итак, резюмируя, можно считать, что политическая партия является добровольным, долговременным союзом на идеологической основе, направленным на получение государственной власти либо участие в ней, преимущественно  через избирательный процесс, причем власть для этого союза являться инструментом реализации политической программы. Каждая партия имеет определенную внутреннюю структуру и выполняет  внешние так и внутренние функции. Кроме, классических определений партий с середины 20 века появляются партии нового типа, которые выходят на первый план в политической жизни  общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Происхождение партий и процесс их становления

Как показывает исторический опыт, разнообразие интересов, ориентаций, ценностей, являющееся основополагающей характеристикой любого сложного и  жизнеспособного общества, неизбежно  обусловливает разные социально-философские  и идейно-политические установки. Люди с одинаковыми интересами и воззрениями  в конечном итоге объединяются между  собой для достижения общих целей  совокупными силами. Причем признание  законности существования соперничающих  фракций неизбежно привело к  признанию законности политических инструментов, которые представляли эти интересы и фракции в системе  власти. Такими инструментами, в конечном счете, и оказались партии, формировавшиеся  путем приведения к общему знаменателю  разнородных интересов и позиций,  основных социально-политических сил  общества.

Появление партий, а точнее протопартий, относится к Античному миру, когда в Древней Греции и в Древнем Риме возникают особые группы людей, отражавшие интересы различных социальных слоев. Однако эти группы не были организационно оформлены, не располагали строго определенной системой взглядов, не имели программных установок и в деятельности своей замыкались на решении ограниченных задач.

Зарождение  политических организаций, ставших  предтечей современных партий, связано  с началом борьбы буржуазии против монархии, становлением политической системы и политической жизни  капиталистического общества.

В период буржуазных революций XVII - XVIII вв. партии еще не имели привычных  для  нас   признаков и не проводили  самостоятельной политики, а чаще всего подвергались влиянию религиозных, сословных, семейно родовых объединений. Например, в Англии действовала партия пресвитериан, отражавшая интересы умеренной буржуазии и дворянства; партия индепендентов, представлявшая радикальное крыло буржуазии и «обуржуазившегося» дворянства. Во Франции -  партия жирондистов, выражающая интересы умеренной торгово-промышленной и земледельческой буржуазии, а также партии якобинцев, объединявшая буржуазных революционных демократов. Но такие организации, которые мы сегодня привыкли называть политическими партиями, возникли в Европе не ранее начала XIX века. В этом смысле они могут рассматриваться как институты, возникшие в сфере европейской культуры и затем распространившиеся в другие регионы мира. Их формирование было связано главным образом с повышением образовательного и культурного уровня населения, образованием новых классов (буржуазии и пролетариата), с завоеванием определенных политических свобод (слова, печати, собраний, союзов и др.), а также с введением в ряде стран всеобщего избирательного права, ознаменовавшем приобщение широких слоев населения к политической жизни.  Первые из этих партий появились в основном в результате слияния в единые организации местных избирательных комитетов, обеспечивающих поддержку своих кандидатов в депутаты. Формирование их было довольно  длительным  и  сложным процессом. Рассмотрим одну из схем: на первом этапе развития партии происходит зарождение идей, появление активистов, выработка общих взглядов. На втором - эти взгляды пропагандируется, происходит агитация, ставится задача по привлечению максимального числа сторонников. Третий этап предполагает более четкое формулирование идей и требований. Также происходит развитие общественно-политической активности. Далее процесс может развиваться в двух направлениях: а) произойдет оформление в партию и встанет необходимость участия в политической власти, б) цели, поставленные на первом этапе, не будут достигнуты или будут отсутствовать перспективы их достижения. Произойдет затухание движения.

В политологии  широкую известность приобрела  предложенная М. Вебером, периодизация истории партий на этапы6:

  1. аристократической котерии (группировки)
  2. политического клуба
  3. массовой партии

В действительности же все три этих ступени прошли в своем развитии только две английские партии – либералы (виги) и консерваторы (тори). История остальных партий значительно короче, большинство из них формировались сразу  как массовые. Поэтому этапы котерии и клуба можно считать «предысторией» партий, которые в своей зрелой форме выступают лишь в виде массовой организации.

Со временем число партий, в своей деятельности ориентирующихся на привлечение  широких слоев населения на свою сторону, начинает возрастать. Все они  были партиями парламентского происхождения. Классическим примером здесь выступают  партии Великобритании, или Республиканская  и Демократическая партии США.

Несколько позже стали возникать партии, в основу организации которых  было положено стремление объединить трудящихся массы для борьбы против своих эксплуататоров, существующих капиталистических порядков и создания нового, свободного от классовых антагонизмов, общества. К числу таких партий относятся в первую очередь социалистические и социал-демократические партии. Они развивались на основе марксистской идеологии и по своему происхождению  были связаны со строго социальной и идеологической ориентированностью.

Наряду  с социал-демократическими партиями появляются аграрные партии, как реакция  против индустриального развития общества, христианские - в борьбе против секуляризации и антирелигиозных выступлений, фашистские - против демократии во всех ее формах и т.д.

Некоторыми  специфическими особенностями отличался  процесс формирования политических партий в России. Здесь в первую очередь следует назвать сохранение большого веса и влияния сословно-феодальных институтов, господство самодержавия, запоздалое развитие капитализма, отставание процессов становления гражданского общества, парламентаризма и правового государства. В конце XIX - начале XX в. современники отмечали "неутвержденность общественного состава", имея в виду недиффе-ренцированность и неопределенность интересов различных групп населения. Такой подход во многом объясним существующей в то время неразвитостью инфраструктуры гражданского общества, что действительно могло способствовать искажению реального представительства общественных интересов партиями в политической сфере.

Но, тем не менее, в конце XIX - начале XX в. партии стали фактором политической жизни России - особенно сильнейший толчок к формированию и консолидации их дала буржуазная революция 1905 г. Либеральные организации и партии формировались на основе сил, группировавшихся вокруг Вольного экономического общества, Юридического общества при Московском университете, Союзах взаимопомощи русских писателей, комитетов грамотности в Москве, земских организаций и т.д. К концу 1905 г. оформились "Союз 17 октября" (октябристы), Конституционно-демократическая партия (кадеты). Партия мирного обновления. Торгово-промышленная партия, Партия правового порядка. Сразу после манифеста 17 октября 1905 г. большинство из них заняли заметное место на политической арене, что, в частности, проявилось в их активности на первых свободных выборах в первую Государственную думу.

В тот  же период на авансцену политической жизни вышла и та  партия, которая, совершив в 1917 г. государственный переворот  и разогнав в начале 1918 г. Учредительное  собрание, смогла стать во главе  всех остальных партий и организаций, нарождавшегося парламентаризма. Речь, разумеется, идет о Российской социал-демократической рабочей партии.

Таким образом, история формирования партий показывает, что  в истинном смысле этого слова  они возникли  тогда, когда общество достигло соответствующего уровня социально-политической дифференциации, когда социальные слои и группы более или менее четко  начали осознавать свои интересы.

Политические  партии прошли длительный путь своего формирования и эволюции. Они явились  продуктом социально-экономического и общественно-исторического развития каждого конкретного государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Особенности политических партий в России. 
2.1. Становление многопартийности в России.

Политическая  жизнь России отличается нестабильностью  и своеобразием. Страна переживает переходный период своей истории, главное  содержание которого состоит в окончательном  преобразовании отголосков тоталитарной политической системы со всеми ее институтами, структурами и отношениями  в совершенно новую политическую систему независимо от того, как ее называть - демократической, квазидемократической, авторитарной, президентской и т.д. Очевидно, что и партийная система, которая на наших глазах формируется, не может не носить переходный характер: образуются новые партии, распадаются существующие, возникают неожиданные блоки и коалиции.

Отечественный опыт показал, что длительная монополизация  властных функций одной партией  крайне отрицательно сказывается на обществе: сковывается демократия, народ отчуждается от власти, а  власть — от народа, устраняется возможность соревновательности в политической жизни и т.д. Монополия на власть создает простор для произвола, часто развращает носителей властных полномочий и в конечном итоге разрушает гражданское общество. Однако не следует идеализировать многопартийную систему. В ней тоже есть свои слабости и недостатки, и это отмечают зарубежные политологи, изучавшие ее в течение многих лет изнутри. И все-таки надежды и перспективы демократизации общества сегодня во многом связываются именно с многопартийностью.

Процесс формирования многопартийности в обществе, которое не знакомо с опытом демократического развития и не имеет развитых демократических  традиций, не может быть простым  и безболезненным. Несостоятельными оказались надежды на то, что многопартийность можно внедрить сразу, скажем, после  публикации Закона СССР «об общественных объединениях». Этот закон лишь создал необходимую правовую основу для  выхода на политическую арену уже существовавших организаций партийного типа и создания новых. 

Генезис многопартийности в России проходит несколько этапов. Первый этап нередко  условно называют "неформальной волной" (1986 - весна 1988 г.). Окончание  этого этапа характеризуется  становлением массовых политических движений. В то время КПСС сохраняла всю  полноту политической и государственной  власти.

Первоначально будущая многопартийность зарождалась  в недрах массовых политических движений и лишь со второй половины 1990 года многопартийный режим политической системы обретает самостоятельный облик. Сложившаяся  в это время политическая культура неформального общественно-политического  движения имела элитарный характер. Итогом полутора годовой деятельности неформальных групп явилось фактическое  признание их существования официальными властями, а достижением стало  формирование устойчивого ядра лидеров  и активистов (по экспертным оценкам  — около 1-1,5 тыс. человек).

Скачок  в развитии оформившегося самодеятельного  политического движения населения, так называемых "общественных инициатив", явился следствием изменения внутри - и внешнеполитического климата  страны, связанного с попыткой части  руководства КПСС осуществить новый  поворот в реформах, ориентированный  на большую либерализацию политической системы. Именно в это время происходит практически полная легализация "неформалов" в рамках объявленной осенью 1988 года ЦК КПСС политики "широкого общественного  диалога". Неформальные организации  получили реальный шанс расширить свое участие в политической жизни  и деятельности. Индикатором новых  веяний в советской политике того периода стали критические публикации в журналах и развертывание газетной кампании за перестройку, новые элементы в диалоге руководства страны с Западом,  а также призывы  М.С. Горбачева к созданию широкого общественного движения в поддержку  реформ.

Волна "народофронтовского" движения в России сложилась в ходе массовых акций социального протеста весны-лета 1988 года и достигла своего апогея в 1989 году. В это время впервые удачно и широкомасштабно "неформалами" была использована официальная кампания - подготовка наказов XIX Всесоюзной партконференции. В Москве, в городах Поволжья, в Южно-Сахалинске прокатились многотысячные митинги по вопросам социальной справедливости, звучала мощная критика в адрес местных руководителей как "оплота антиперестроечных сил", предлагались альтернативные варианты по дальнейшей демократизации страны.

Показателем успешного использования в пропагандистских целях официальной массовой политической кампании явились подготовка и проведение выборов народных депутатов СССР. Сотни митингов сформировали постоянную аудиторию в сотни тысяч людей. Только в Москве эта аудитория  насчитывала более 50 тысяч человек.

К этому  периоду относится появление  первых "партий". Они являлись по сути теми же "неформальными" группами малой численности, которые возникли на основе провозглашения "клубами" и "группами" того, что они превращаются в партии.

1988-1990-е  годы явились своеобразным бумом  партийного строительства. Тогда  же и стала прорастать реальная  многопартийность. В ходе избирательных  кампаний 1989-1990 годов "народные  фронты" предпринимали усилия по развитию территориальных организаций в качестве опоры для расширения массовой базы в виде постояннодействующих митинговых активистов, инициативных групп избирательной направленности и различных форм самодеятельного народного контроля.

В конце 1990 - первой половине 1991 года сложились  первые партии: Социал-демократическая  партия РФ (СДПР), Республиканская партия РФ (РПРФ), Партия свободного труда (ПСТ), Либерально-демократическая партия Советского Союза, Российское христианско-демократическое  движение (РХДД), Демократический союз, Крестьянская партия РФ и ряд других. По приблизительным оценкам экспертов, число политических организаций, принявших наименование "партия", составляло в СССР на январь 1990 года около 40. Своих лидеров эти партии получили зимой—весной 1991 года, когда началась подготовка к выборам Президента РФ, сложился первый эшелон фракций в Верховном Совете РФ, которые воспроизвели в том или ином виде партийное ядро этих организаций. Здесь прослеживается некая обратная логика в формировании партий, когда первоначально складывается руководство, которые затем ищет потенциальных членов и избирателей.

Принятие  в октябре 1990 года Закона СССР "Об общественных объединениях" стимулировало  следующий этап формирования партий. Этот этап начался в августе 1991 года.

Важно отметить, что до конца 1993 года выборы и формирование органов власти происходили не на многопартийной основе. Их анализ даже в первом приближении выявляет множество  элементарных промахов как со стороны  организаторов избирательного процесса (в т. ч. разработчиков соответствующей  процедуры), так и его непосредственных участников, соревновавшихся за депутатские  мандаты.

После выборов  в Государственную думу и принятия Конституции Российской Федерации7, статья 13 которой признает политическое многообразие, многопартийность, партии, казалось бы, получили реальную возможность влиять на государственную жизнь через своих представителей. Однако, как показала практика, эта возможность была практически сведена на «нет» отсутствием у партий из-за рыхлой организационной структуры возможности влиять на поведение своих членов-депутатов. В реальности политические партии зачастую оказались изолированы от механизма принятия государственных решений, получив минимальную возможность выработки и осуществления альтернативных программ общественного развития.

Информация о работе Особенности формирования политических партий в Российской Федерации (1990-е годы)