Особенности формирования политических партий в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 21:59, реферат

Описание работы

В последнее время события, происходящие на российской политической арене, вызывают особый интерес. Наша страна переживает очень противоречивый, но судьбоносный период свой истории. Вновь воссозданная многопартийность, свобода вероисповедания, слова и печати сегодня открывают широкие возможности для самореализации человеческой личности. Однако наряду с этим, возникает и ряд трудно разрешимых проблем, главной среди которых выступает проблема участия населения в политической жизни страны.

Содержание

Введение
Понятие политической партии и подходы к её определению
Функции политических партий
Типология политических партий
Создание политических партий в РФ
Особенности формирования и возникновения партий в нашей стране (1989 г.- нынешнее время)
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

doc.1.docx

— 54.42 Кб (Скачать)

     Политические  партии и их региональные отделения  подлежат государственной регистрации  и наделяются в связи с этим правами юридического лица. При этом регистрация региональных отделений  осуществляется после регистрации  политической партии и должна быть завершена более чем в половине субъектов Федерации не позднее  чем через шесть месяцев со дня регистрации политической партии. Только после этого политическая партия может осуществлять свою деятельность в полном объеме. В противном случае свидетельство о государственной  регистрации политической партии утрачивает свою силу, а запись о ее создании, внесенная в единый государственный реестр юридических лиц, аннулируется.

     Государственная регистрация политических партий и  их региональных отделений осуществляется «в соответствии с Федеральным законом  «О государственной регистрации  юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» с учетом установленного настоящим Федеральным законом  специального порядка государственной  регистрации политической партии и ее региональных отделений».

     В ст. 15 ФЗ «О политических партиях» установлены  сроки регистрации регистрирующим органом (на данный момент Министерством  юстиции РФ) партии.

     Существенной  новацией Федерального закона «О политических партиях» является возложение на регистрирующие органы обязанности по контролю за соблюдением политическими партиями, их региональными отделениями и иными структурными подразделениями законодательства Российской Федерации. Ранее, по ФЗ «Об общественных объединениях» надзор за соблюдением политическими общественными объединениями и их структурными подразделениями законодательства осуществляли органы прокуратуры.

     Статья 38 Федерального закона «О политических партиях» наделяет регистрирующие органы также правом вносить в суд  заявления о приостановлении  деятельности или ликвидации политической партии, ее регионального отделения  или иного зарегистрированного  структурного подразделения. Ранее  в соответствии с Федеральным  законом «Об общественных объединениях»  такое право предоставлялось  Генеральному прокурору РФ и прокурорам соответствующих субъектов Федерации.

     В целях обеспечения демократических  принципов в организации и  деятельности политических партий Законом  предусматриваются требования к  их уставам. «Соблюдение этих требований позволит обеспечить выборность и сменяемость  руководящих органов политических партий, а также демократическую  процедуру принятия решений, в том  числе при выдвижении кандидатов в ходе проведения выборов в органы государственной власти и органы местного самоуправления».

     Закон четко регламентирует процесс ликвидации политической партии, а так же предусматривает  случаи, когда деятельность партии может быть приостановлена.

     Существует  ряд последствий приостановления  деятельности политической партии, запрещается: пользование средствами массовой информации; организовывать и проводить собрания, митинги, шествия и иные подобные мероприятия; принимать участие  в выборах и референдумах; использовать банковские вклады (за исключение некоторых  операций, например уплата налогов  и штрафов). Но основным последствием является ликвидация политической партии. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    4.Особенности формирования и возникновения партий в нашей стране (1989 г.- нынешнее время)

     В моей работе посвященной  теме формирования и особенностей  возникновения политических партий  в нашей стране, я хотел бы  не много  углубиться в историю нашей страны. История политических партий с одной стороны это самостоятельная ветвь исторического познания, а с другой стороны это часть политической истории, которую невозможно изучать не зная историю и события связанные с тем или иным временем.

Переходя  непосредственно к тебе моего  реферата, я хотел бы выделить три  исторических этапа возникновения  политических партий в нашей стране и рассмотреть особенности связанные  с возникновением политических партий.

Первый  этап.

   Многим  известно, что начиная с 1952 г.  и по 1991 г. в нашей стране  существовала только одна и  не какая другая партия - это  партия КПСС ( Коммунистическая Партия Советского Союза). Многие наверное сейчас спросят… А зачем нам так подробно изучать это время ? Ведь создание и формирование политических партий в то время было попросту невозможным до 1989 года. 

И в какой  то мере вы будете правы, изучение этого  вопроса пожалуй тема другого реферата, но  именно КППС была основной платформой создания новых политических партий. Вот здесь я хотел бы остановиться по подробнее…

Начальным этапом образования современных  партийных структур считается период возникновения в советском обществе неформальных организаций, которые  появились в стране во второй половине 80-х годов ХХ в., то есть в период Горбачевской “перестройки”. В результате трансформации политизированных неформальных организаций образовалось значительное кол-во партий. Образование таких партий происходило путем самоорганизации “ снизу”. Такая практика имела место быть преимущественно в первый период формирования политических партий. Весной 1989 г., на основе московской либерально-демократической неформальной огранизации “Гражданское достоинство” была создана “ Конституционно-демократическая партия”. Точно таким же путем возникли такие партии как: “Партия свободного труда”, ”Русская партия “, ”Партия возрождения ” и др. 

Для этого  периода так же характерно образование  партий путем дробления одной  большой политической силы. Типичный пример- это раскол  КПСС ( в конце 80-х годов и начале 90-х годов ХХ в.) результате чего в последствии произошло выделение нескольких небольших партий ( в октябре 1988 года – Ассоциация научного коммунизма, в июле-сентябре 1989 года - Объединенный фонд трудящихся , в апреле 1990 года движение “Коммунистическая инициатива ”, на базе которого позже , в конце 1991 года была образованна Российская коммунистическая рабочая партия).

В конце 1990 и первой половине 1991 года сложились  первые на тот момент партии: Социал-демократическая (СДПР), Республиканская партия РФ (РПРФ), Партия свободы труда (ПСТ), либерально-демократическая партия Советского Союза, Российское христианско-демократическое движение (РХДД), Демократический союз , Крестьянская партия РФ и ряд других. По приблизительным оценкам, число политических организаций, принявших наименование “партия ”, составляло в СССР на январь 1990 года около 40. Своих лидеров эти партии получили зимой-весной 1991 года, когда началась подготовка к выборам Президента РФ, сложился первый эшелон фракций в Верховном Совете РФ. Вообще логика формирования этих партий уникальна. Сначала сложилось руководство, которое затем искало потенциальных членов и избирателей. Что кстати продолжается и по сей день на мой взгяд.

В общем 1988-1990-е  года являлись своеобразным бумом партийного строительства и политического  многообразия. Общей чертой партий того времени являлось: необходимость преодоления сопротивления КПСС. 
 
 
 
 

Второй  этап.

  Связан  с образованием в РФ партий  после ликвидации КПСС, когда  6 ноября 91 года, был принят Указ  Президента Российской Федерации  “ О деятельности КПСС и КП РСФСР”, ликвидирующий в России компартию как особую политическую организацию- основу прежней тоталитарной системы.

Для этого  этапа характерно развитие партий ,которые консолидировались вокруг харизматического лидера, либо которые организовывались сверху. 

( Например, партия ЛДПР и её харизматичный лидер В.В. Жириновский)

Мелкие же партии, которые возникли на социально-профессиональной, корпоративной или конфессиональной основе в силу неразвитости институтов гражданского общества, незначительности политического влияния были вынуждены  уходить с политической сцены  либо же объединяться в блоки и  различные фракции. Для привлечения  большего числа сторонников. Так  же в этот период менялась практика привлечения сторонников, партии все  больше захватывали все уровни социальных слоев населения.

Оживление партийной жизни наступало, как  правило, в период предвыборных компаний , поскольку большая часть российских партий имеет типично кадровый характер. Эта тенденция актуальна и по сей день. 

Ну и наконец  третий этап ( начиная с 1999 г. и по сей день) 

Этот этап можно охарактеризовать как успешная политика сверху в создании и контролировании  политических партий и расстановки  сил. Иными словами кремль показал  кто в доме хозяин.

Эти успехи можно связать лишь с одним  значимым человеком, который в своё время был президентом РФ, а  ныне занимает пост премьера РФ. Впрочем ,который  снова собирается стать президентом России.

В.В. Путину удалось  создать партию власти, партию “Единая Россия”. Образованна кстати путем коалиции таких движений как: “Единство”, “Отчество-Вся Россия ”. По данным на 28 сентября 2010 года,

в партии «Единая Россия» состоят 75 из 83 глав субъектов федерации. Такой факт иной раз подтверждает масштабы интеграции правящий партии в государственные органы страны. Одно только это напоминает известную историческую практику “КПСС” по всеобщему контролю. Сегодняшний масштаб влияния “Единой России” конечно намного меньше, но тенденция на лицо. Складывается такое впечатление, что если ты не состоишь в “Единой России” ,то твоё продвижение по карьерной лестнице или занятие высокой должности практически невозможно в государственных органах. В очередной раз убеждаюсь, что ничего нового в истории не происходит, все повторяется….   

 На данный  момент партия занимает 315 из 450 мест  в Государственной Думе. Что позволяет  партии лоббировать интересы  и принимать угодные ей и  президенту законы практически  беспрепятственно.

В этот период так же прослеживается удачная политика создания партий под выборы, например партия “Родина” созданная под выборы, чтобы отнять голоса у “КПРФ” наступающей на пятки “Единой России”, один из нашумевших примеров создания прокремлевских партий “Правое дело”. Уж очень бросилось многим в глаза с какой скоростью партии удалось сместить( убрать) своего лидера Михаила Прохорова. Нам лишь остается только догадываться о действительных причинах этого события. Но одно мне ясно точно, видимо тот курс политики ,который наметил М.Прохоров кого то не устраивал.

 Если  в 90-х российская политика была  конкурентной, но по большей части  не партийной. То сейчас всё  да наоборот. Сформирован основной  костяк политических партий, которые  в той или иной степени будут  бороться за расстановку сил  в Государственной Думе. Это такие  партии как: Единая Россия, КПРФ, ЛДПР, СПС, ПД. 
 
 
 
 
 

    5.Заключение

Последние политические политические события  показывают, что федеральная власть стремится полностью поставить  под свой контроль российскую партийную  систему. Закон “О политических партиях”, принятый Государственной Думой 21 июня 2001 года и одобренный Советом Федерации 29 июня 2001 года, фактически направлен на ликвидацию малочисленных партийных объединений. Согласно документу, статус политической партии а, значит, и возможность участвовать в выборах всех уровней могут иметь только организации общеросийского значения, имеющие численность не менее 10 тыс.человек и региональные отделения не менее чем в половине субъектов РФ. После выхода данного документа конфигурация нашей многопартийной системы существенно меняется в пользу “партий власти“ и партий, поддерживающие власть. Современный парламентизм будет существовать в рамках сильной президенской (премьерской) власти. Повышение роли парламента в частности формирования правительства снановится практически невозможным, поскольку президент имеет собственную легетимность и определяет состав администрации и исполнительных органов власти. Кроме того, опыт функционирования механизма по принятию решений показывает, что именно Кремль являеться тем” коридором власти” , где берет своё начало процесс формирования парламенского мнения по тем или иным вопросам. Именно здесь происходит активная неофициальная селекция политической элиты, манипулирование политическими лидерами и парламентом.

     В заключение хотелось бы подчеркнуть, что  большинство партий и объединений  сегодня ставят перед собой личностные интересы, а не общественные. К чему это приводит- мы знаем из истории  России. 
 
 
 
 
 
 

    6.Список использованной литературы 
     

  1. Азаров Н.И., Андрияш Г.С. Политология - М., Высш. Шк., 2001.
  2. Демидов А.И., Малько А.В. Политология в вопросах и ответах. – М, 1998
  3. Политологический словарь (под ред. Миголатьева А.А.),- М.,2005
  4. Зотом З.М. Политические партии М., 2003.
  5. Федоринов В.Б. Становление политического плюрализма и формирование многопартийности в России. Воронеж. 2007
 
 

    Мною активно  использовались следующие интернет ресурсы:

er.ru – сайт политической партии Единой России

www.minjust.ru –сайт Министерства Юстиции РФ

Информация о работе Особенности формирования политических партий в РФ