Особенности формирования политических партий в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 21:59, реферат

Описание работы

В последнее время события, происходящие на российской политической арене, вызывают особый интерес. Наша страна переживает очень противоречивый, но судьбоносный период свой истории. Вновь воссозданная многопартийность, свобода вероисповедания, слова и печати сегодня открывают широкие возможности для самореализации человеческой личности. Однако наряду с этим, возникает и ряд трудно разрешимых проблем, главной среди которых выступает проблема участия населения в политической жизни страны.

Содержание

Введение
Понятие политической партии и подходы к её определению
Функции политических партий
Типология политических партий
Создание политических партий в РФ
Особенности формирования и возникновения партий в нашей стране (1989 г.- нынешнее время)
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

doc.1.docx

— 54.42 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 

По данной таблице, подробнее раскроем наиболее важные классификации:

В политологии  общепризнанной и наиболее продуктивной является классификация политических партий Мориса Дюверже, основанная на различиях в структуре партий и организации их внутренней жизни.

    Кроме данной классификации,  традиционной в политологии также является деление политических партий, в зависимости  от их места и роли в политической системе. Здесь выделяют следующие  типы партий: правящие, оппозиционны, парламентские, и «авангардные». 

    Правящими считаются партии, которые победили на выборах и (главное) сформировали правительство. Правящая партия (или партийная коалиция нескольких партий, объединившихся в единый блок) проводит собственный политический курс через «своего» премьер-министра и членов кабинета министров. Как правило, это возможно только в условиях парламентской республики, в то время как президентской республикой может руководить президент, представляющий в парламенте партию меньшинства. И в этом случае даже победа на выборах не обеспечивает ведущей политической партии статуса правящей (Так, например, успех ЛДПР в 1993 г., или КПРФ в 1995 г. на выборах не дал им возможности сформировать правительство России в условиях президентской республики). Поэтому главный признак правящей партии — возможность самостоятельного формирования правительства.

    Оппозиционными партиями считаются те, которые лишены реальной возможности влиять на формирование правительства и находятся в очевидной оппозиции к политике действующего правительства. Их сверхзадача — завоевание власти на следующих выборах и смена существующего правительства. Для этого ими активно используются критика существующего правительства за его ошибки, жесткий контроль за действиями властей, проверяемых на соответствие конституции и законам, предложения обществу альтернативных проектов развития страны.

    Парламентские партииэто партии, действующие в конкурентных политических системах. Они ставят перед собой задачу завоевания государственной власти, путем получения большинства в государственных структурах, через победу на выборах. В партиях данного типа существует два организационных центра: председатель партии и ее лидер. Председатель фактически является менеджером, руководителем партийной машины: он координирует деятельность региональных отделений, организует избирательные кампании, ведет партийную документацию. Лидер – олицетворение политического образа партии, он избирается на ежегодных партийных конференциях. В некоторых партиях эти два центра могут быть совмещены. Партийная дисциплина парламентских партий существенно отличается от дисциплин партий других типов: отсутствует принцип подчинения меньшинства большинству, то есть у организационного центра фактически нет рычагов обеспечения единомыслия в партии. Это порождает большую рыхлость организации, значительное количество фракций, постоянные дискуссии.

    «Авангардные» партииих отличительными чертами являются: централизм, жесткая субординация, беспрекословное подчинение решениям вышестоящих органов. Причем эти черты присущи авангардным партиям не только в период борьбы за власть, но и в том случае, когда власть находится в их руках. Такого рода партии при определенных условиях перерождаются в тоталитарные партии. Члены тоталитарных партий подчиняются одной идее, которая со временем, как правило, персонифицируется, то есть лидер партии, как главный носитель идеи, становится высшим авторитетом партии. Такие партии всегда революционны. Классическим примером авангардной партии может считаться Социал-демократическая рабочая партия (РСДРП), позднее превратившаяся в Коммунистическую партию Советского Союза.

    Значительное  место в политологической литературе занимает классификация партий по критерию среды деятельности. С точки зрения этого критерия различают три  вида партий:

  • Моносредные – т.е. ограничивающиеся деятельностью в одной социальной среде, той, интересы которой они представляют (в сфере политики).
  • Всеобщие – ориентированные на общесоциальную либо общенародную среду и не ограничивающиеся стремлением получить влияние в какой-либо одной среде (класс, социальная группа и т.д.)
  • Промежуточные – концентрирующие свою деятельность прежде всего в одной среде, но не отказывающиеся от поиска поддержки и влияния в других общностях.

    При многопартийной системе каждая партия представляет более или менее  четко очерченные идейно-политические или идеологические позиции. Спектр этих позиций простирается от крайне «правых» до крайне «левых». Остальные партии занимают промежуточное положение между этими двумя полюсами. В связи с этим сегодня широко используется классификация  политических партий, основанная на их идеологической направленности. Как правило, в многопартийных парламентах места располагаются в форме некоторого полукруга, где, следуя традиции французской революции, представители консервативных и правых партий рассаживаются на правой стороне от председательствующего, дальше влево - близкие им по духу партии, в центре - умеренные и дальше в самом конце - представители леворадикальных партий. Согласно классической терминологии, так называемые «левые» партии, по преимуществу, исповедуют социалистические, коммунистические ценности и соответственно радикально-революционные методы их достижения. «Правые», напротив, в основном ориентируются на консервативные буржуазные ценности, стабильность политической системы, отрицание коммунистических идеалов и революционных методов переустройства общества.  «Центристы» же, весьма обширные и разнообразные по своему составу, представляют собой умеренные политические силы, не стремящиеся к резким изменениям в обществе, предпочитающие реформаторские, эволюционные пути развития в целях улучшения благосостояния членов общества. Компромисс, сотрудничество, попытка максимального учета различных общественных интересов — стержень их повседневной политики.

Такая группировка  политических партий по линии «правые» - «центристы» - «левые», основанная на позициях и установках по социально-экономическим и политическим проблемам, сопряжена со значительной долей упрощения реального положения вещей в обществе. Поэтому в дополнение к ней по идейному (идеологическому) признаку принято различать также революционные, реформистские, консервативные и реакционные типы партий.  

  • Революционные – стремятся к качественной реструктуризации общественной жизни.
  • Реформистские – ориентированы на существенные количественные преобразования общества, но без нарушения его основной структуры.
  • Консервативные – стремятся к стабильному сохранению основных характеристик современной им социальной  действительности.
  • Реакционные – основной целью их является частичный либо полный возврат к характеристикам предшествовавшего этапа наличной  общественно-экономической формации.

    Итак, рассмотрев наиболее важные классификации, можно сделать вывод о том, что правильно оценить  политические партии их деятельность и место в  политической системе можно лишь с объединительных позиций, поскольку  никакая типология или застывшая  схема, взятая в отдельности, никогда  не исчерпает  всего разнообразия данного феномена. Следовательно, только анализ с учетом всех классификаций  и рассмотрение партий под  различными углами зрения в конечном итоге смогут привести к объективной оценке. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Создание политических партий в РФ. 

     Свобода образования и деятельности политических партий в России конституционно признанна. Возникает, однако, важный в теоретическом  и практическом плане вопрос, является ли эта свобода абсолютной или  она может быть в той или  иной мере ограничена. В современной  конституционной доктрине по вопросу  о свободе образования политических партий существуют две противоположные  точки зрения. Сторонники радикального либерализма считают, что эта  свобода должна быть абсолютной, ибо  любое ограничение означает отрицание  демократии. Другие, рассматривая многопартийность, свободу образования политических партий как неотъемлемый признак  демократического правового государства, вместе с тем отстаивают право  этого государства защищать демократический  конституционный строй. «Следовательно, перед демократическим государством стоит задача правильно определить эти границы, то есть соблюсти разумный баланс между свободой политических партий и требованиями защиты демократии».

     С принятием ФЗ «О политических партиях» положен предел дроблению политических сил, искусственному созданию множества  «карликовых» политических объединений, партий - «однодневок».

     Установленные законом требования, предъявляемые  к политическим партиям, менялись принятыми  поправками: теперь для регистрации  необходимо наличие региональных отделений  более чем в половине субъектов  Федерации; общая численность членов политической партии - не менее 50000 граждан РФ (вместо 10000 в первоначальном варианте, при этом более чем в половине субъектов Федерации региональные отделения партии должны иметь численность не менее 500 членов политической партии (вместо 100), а в остальных региональных отделениях не должно быть меньше 250 членов партии (вместо 50); при этом руководящие и иные органы политической партии, все ее структурные подразделения должны находиться на территории Российской Федерации.

     Согласно  концепции закона, в России предусматриваются  создание и деятельность только общероссийских партий. В течение двух лет общероссийские политические общественные объединения, созданные до вступления в силу ФЗ «О политических партиях», были вправе преобразоваться в политические партии в соответствии с законом. В тот же период ранее зарегистрированные межрегиональные, региональные и местные политические общественные объединения либо трансформировались в структурные подразделения новых политических партий, либо утратили статус политического объединения и стали действовать как общественные объединения на основании их уставов, которые будут применяться в части, не противоречащей комментируемому Федеральному закону.

     Эти положения стали новеллой в партийном  праве. Появились разные мнения об отмене региональных политических партий. Прибыловский отмечает, что: «ликвидируя региональные партии, президент и его советники преследовали, возможно, благую цель: не стимулировать политический регионализм или сепаратизм. Хотя позволительно и заподозрить их все в том же желании упростить задачу борьбы с возможной оппозицией и укрепить пресловутую «исполнительную вертикаль». Но на самом деле существование легальных форм деятельности оппозиции, даже сепаратистского толка, скорее укрепляет федеративные и многонациональные государства. Конечно, у регионального и этнического сепаратизма в России есть более глубокие корни, чем отсутствие или наличие легальных форм политической самоорганизации. Но запрет такой возможности будет только способствовать его экстремистским формам».

     Кроме этого, статья 9 Федерального закона «О политических партиях» предусматривает  еще ряд запретов, ограничений  на создание политических партий. «Запрещается создание и деятельность политических партий, цели или действия которых  направлены на осуществление экстремистской деятельности». Также «не допускается  создание политических партий по признакам  профессиональной, расовой, национальной или религиозной принадлежности». Деятельность политических партий также  не должна нарушать права и свободы  граждан, гарантированные Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.

     Так же Закон запрещает создание и  деятельность на территории Российской Федерации политических партий иностранных  государств и структурных подразделений  указанных партий. Членами российских политических партий не вправе быть иностранные  граждане и лица без гражданства. Вместе с тем Закон в статье 26 разрешает политическим партиям  устанавливать и поддерживать международные  связи с политическими партиями и иными общественными объединениями  иностранных государств, вступать в  международные союзы и ассоциации. Представляется, что такие права сводят на нет указанные выше запреты и ограничения.

     Аналогичным образом право политических партий создавать объединения и союзы  с иными общественными объединениями, в том числе вступать с ними в избирательные блоки, плохо  согласуется с запретом на создание политических партий по признакам профессиональной, расовой, национальной или религиозной  принадлежности, поскольку для общественных объединений таких ограничений  не установлено.

     В соответствии с Законом политическая партия может быть создана на учредительном  съезде политической партии либо путем  преобразования в политическую партию общероссийской общественной организации, общероссийского общественного  движения. Для подготовки и проведения учредительного съезда предусматривается  создание организационного комитета. В случае же преобразования действующего общественного объединения в  политическую партию образование организационного комитета необязательно. Согласно Закону членство в политической партии является добровольным, фиксированным и индивидуальным.

     Членами политической партии могут быть граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет. Не вправе быть членами политической партии иностранные граждане, лица без гражданства, а также лица, признанные судом недееспособными. Ограничение права на вступление в политические партии или обязанность  приостановления членства в политической партии может устанавливаться для  определенных категорий граждан  Российской Федерации федеральными конституционными законами и федеральными законами. Член политической партии может  состоять только в одном региональном отделении данной политической партии - по месту постоянного или преимущественного  проживания.

Информация о работе Особенности формирования политических партий в РФ