Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 18:52, контрольная работа
Целью данной контрольной работы является всестороннее рассмотрение основ духовно-культурных отношений в Республике Беларусь.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
- определить значение закрепления социальных и духовных основ общественного строя в нашей стране;
- раскрыть основные права граждан в сфере рассматриваемых отношениях;
- изучить их сущность.
Введение……………………………………………………………………………………………….
Понятие духовно-культурных отношений………………………………………………
Духовно-культурные права и свободы………………………………………………..
Заключение………………………………………………………………………………………….
Список используемой литературы……………………………………………………….
Содержание:
Введение…………………………………………………………
Понятие духовно-культурных отношений………………………………………………
Духовно-культурные
права и свободы………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список используемой
литературы……………………………………………………
Введение
Социальная политика и духовно-культурные отношения играют огромную роль во внутренней политике любого государства, так как проблемы, возникающие в этих сферах, напрямую связаны с развитием экономической и политической жизни страны, а, следовательно, являются своеобразным индикатором развития общества.
Данная тема актуальна тем, что
этот вопрос сегодня особенно важен
в связи с необходимостью формирования
новой модели социальной политики.
Процесс трансформации
Правильно проводимая социальная политика
государства, в широком смысле являясь
одним из направлений
Целью данной контрольной работы является всестороннее рассмотрение основ духовно-культурных отношений в Республике Беларусь.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
- определить значение
- раскрыть основные права граждан в сфере рассматриваемых отношениях;
- изучить их сущность.
Понятие духовно-культурных отношений
Духовно-культурные отношения в обществе регулируется конституционным правом в наименьшей мере по сравнению с остальными подсистемами общественного строя. Это и понятно: ведь речь идет по существу о внутреннем мире человека. Только тоталитарные режимы претендуют на полный контроль и над этой сферой жизни общества, в демократическом же обществе человек самоценен и автономен и его внутренний мир принадлежит ему одному. Подчас духовно-культурные отношения приобретают политический характер. Особенно часто это случается в сфере религии, которая нередко выступает в качестве фактора, образующего нацию и государство.
Задача государства и права, прежде всего конституционного, сводится здесь к тому, чтобы обеспечить наилучшие условия для духовно-культурного развития личности человека.
Эти отношения обусловлены, в конечном счете, существующей системой политических, экономических и социальных отношений, однако надо иметь в виду, что эта обусловленность – именно, в конечном счете. Более того, духовно-культурные отношения, в свою очередь, оказывают воздействие на отношения экономические, социальные и политические. Духовно-культурные отношения во многом зависят от уровня развития общества, от других видов общественных отношений, а также оказывают определенное влияние на них.
Предмет этих отношений включает все
духовно-культурные явления – науку,
искусство, образование, религию, прочие
области общественного
Социально культурные права направлены на духовное развитие человека, помогают каждому индивиду стать полезным участником политического, духовного, социального и культурного прогресса.
Развитое общество должно направлять средства на образование, культуру, науку, понимая окупаемость этих затрат в перспективе.
Духовно-культурные отношения в обществе – это отношения между людьми, обществом и государством по поводу тех или иных духовно-культурных благ. [4 c.55]
Духовно-культурные права и свободы
Рассматривая вопрос о духовно-культурных правах граждан Республики Беларусь, хотелось бы отметить, что культурные права изначально обеспечивают духовное развитие личности.
Республика Беларусь обеспечивает приоритетное развитие образования, соответствующее социально-экономическим условиям функционирования этой сферы, права граждан на получение общих и профессиональных знаний, усвоение общекультурных ценностей, защиту интеллектуальной собственности, таланта и образованности. Это может быть обусловлено тем, что образование, это участок жизни общества можно считать основополагающим для всей ее духовно-культурной сферы, так как без образования не может быть культуры и полноценной духовной жизни.
Законом об образовании Республики Беларусь провозглашает следующие принципы государственной политики в сфере образования:
- приоритет общечеловеческих
- национально-культурная основа;
- научность;
- ориентация на мировой уровень образования;
- гуманизм;
- связь с практикой;
- экологическая направленность;
- демократизм;
- светский характер;
- преемственность,
- обязательность базового
- поощрение таланта и
- единство обучения, духовного
и физического
Первостепенной целью
На мой взгляд, перечисленные принципы довольно полно характеризуют тот идеал, к воплощению которого нужно стремиться. Единственным спорным моментом является светский характер обучения. Видимо, это обозначает, что на процессе получения образования не должны влиять ни какие религиозные организации. С одной стороны это правильно. Существование общеобразовательных учреждений с уклоном к какой-либо религии несовместимо со свободой вероисповедания, а также противоречит такому принципу обучения, как научность.
Согласно закону Республики Беларусь
об образовании, все жители Республики
Беларусь (включая иностранных граждан
и лиц без гражданства, постоянно
проживающих на территории Республики
Беларусь) имеют право на равные
возможности доступа к
Создание и существование
Следует отметить, что о всеобщности образования говориться и в Конституции Республики Беларусь. В частности, статья 49 гласит: «Каждый имеет право на образование. Гарантируется доступность и бесплатность общего среднего и профессионально-технического образования. Среднее специальное и высшее образование доступно для всех в соответствии со способностями каждого. Каждый может на конкурсной основе бесплатно получить соответствующее образование в государственных учебных заведениях».
Закрепляя право на образование, Конституция (ст.49) исходит из различных подходов к получению основных видов образования. Гарантируется доступность и бесплатность общего среднего и профессионально-технического образования. Это право в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании обеспечивается созданием условия для получения общего и профессионального образования с учетом национальных традиций, индивидуальных потребностей. Закон регламентирует права и обязанности обучающихся, а также права и обязанности родителей и лиц, их заменяющих.
Гарантируется получение бесплатного среднего специального и высшего образования для всех в соответствии со способностями каждого. Однако Конституция предоставляет право на его получение на конкурсной основе (ч. 2 ст.49).
Регулирование отношений в области высшего образования, а следовательно, и закрепление прав граждан в этой области осуществляется Кодексом Республики Беларусь от образовании.
Новеллой в Конституции
Под национальностью принято
Проблема обеспечения
Конституция запрещает какую-либо дискриминацию, в том числе и по национальному признаку. В ст. 50 Конституции закреплены гарантии права каждого на сохранение своей национальной принадлежности, недопустимости принуждения к определению и указанию национальной принадлежности. Более того, оскорбление национального достоинства преследуется согласно закону.
В Республике Беларусь установлен конституционный запрет на создание и деятельность политических партий, других общественных объединений, ведущих пропаганду национальной вражды (ст. 5). Государство обязывается регулировать отношения между национальными и другими общностями на основе принципов равенства перед законом, уважения их прав и интересов (ст. 4). В качестве конституционной закреплена обязанность каждого человека беречь историко-культурное, духовное наследие и другие национальные ценности (ст. 54)
В развитие этой конституционной нормы принят Закон Республики Беларусь от 11 ноября 1992 г. № 1926-XII «О национальных меньшинствах в Республике Беларусь», в редакции от 5 января 2004 г. №261-3, с изм и доп., в котором закрепляются правовые основы межнациональных отношений и гарантируется свободное развитие национальных меньшинств в Республике Беларусь. [3 c.299]
Государственный комитет по делам
религии и национальностей
Указание своей национальной принадлежности - это не обязанность, а право человека. Запись о национальности в паспорте производится соответственно национальности родителей. Если родители принадлежат к разным национальностям, то при выдаче впервые паспорта национальность записывается по национальности отца или матери, в зависимости от желания получателя паспорта. В дальнейшем запись о национальности изменению не подлежит.
К праву сохранения национальной принадлежности тесно примыкает и право пользоваться родным языком, выбирать язык общения. Государство гарантирует в соответствии с законом свободу выбора языка воспитания и обучения (ч. 3 ст. 50 Конституции).
В Законе Республики Беларусь от 26 января 1990 г. № 3094-XII «Аб мовах у Рэспубліцы Беларусь», с изм. и доп., закрепляется положение о свободном развитии и употреблении всех национальных языков, которыми пользуется население республики; провозглашается защита языков; право на воспитание и получение образования на национальном языке. [3 c.300]
В соответствии со ст. 17 Конституции государственными языками в Республике Беларусь являются белорусский и русский языки.
Каждый имеет право на участие в культурной жизни. Оно обеспечивается общедоступностью ценностей отечественной и мировой культуры, находящихся в государственных и общественных фондах, развитием сети культурно-просветительских учреждений (ст. 51 Конституции).
Культурная деятельность является неотъемлемым правом каждого гражданина. Человек имеет право на свободу художественного творчества, на защиту государством своей культуры самобытности, на пользование достижениями культуры.
Государство обязано обеспечивать доступность театров, художественных выставок, музеев; создавать необходимые условия для приобщения граждан к национальному и мировому культурному наследию; развивать телевидение и радио, книгоиздательское дело, сети библиотек и т.д.
Граждане Республики Беларусь имеют право на свободу художественного творчества и право на пользование достижениями культуры. Они имеют также право заниматься любым видом культурной деятельности, кроме той, что запрещена законом (ст. 4 Закона "О культуре в Республике Беларусь").
В целях реализации гражданами этого права на государственные органы возложены определенные обязанности, в которые входит: совершенствование системы социальных, организационно-правовых и экономических гарантий развития искусства и культуры и создание необходимых условий для приобщения граждан к национальному и мировому культурному наследию; формирование системы предприятий и учреждений искусства и культуры; выделение необходимых материальных и финансовых средств; обеспечение проведения научных исследований и разработок научных проектов в области культуры, подготовка квалифицированных кадров; создание гарантий и стимулов художественного творчества, сохранения традиционной культуры (фольклор, народные промыслы, ремесла), использования достижений культуры; обеспечение формирования и эстетизации среды обитания человека, защита интересов народа Республики Беларусь в области культуры.
Информация о работе Основы духовно-культурных отношений в Республике Беларусь