Основные теории происхождения государства, признаки и функции государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 18:21, контрольная работа

Описание работы

Контрольная работа содержит ответы на два теоретических вопроса

Содержание

1. Основные теории происхождения государства
2. Признаки и функции государства
3. Заключение
4. Литература

Работа содержит 1 файл

Политология.doc

— 94.50 Кб (Скачать)

- желание большинства населения быть защищёнными и подчиняться более сильным;

- желание сильных индивидуумов общества повелевать над другими людьми;

- способность сильных личностей оказать психологическое воздействие на массы и подчинить их своей воле;

- желание отдельных членов общества не подчиняться обществу и бросить ему вызов - сопротивляться власти, совершать преступления и т.д. - и необходимость их обуздания.

Для обоснования своей идеи сторонники данной теории ссылаются на исторические примеры зависимости человеческого сознания от авторитета вождей, религиозных и политических деятелей, царей, королей и других лидеров.

Достоинства теории: отчасти  она справедлива. Стремление к общению, доминированию, подчинению действительно свойственны человеческой психике и вполне могли оказать влияние на процесс образования государства.

Недостатки теории: данная теория не учитывает другие факторы, благодаря которым возникло государство - социальные, экономические, политические и др.

5. Социально-экономическая, или марксистская, концепция, в соответствии с которой государство возникает как результат общественного разделения труда и появления классов, находящихся в антагонизме, для поддержания господства одних классов над другими. Она выступает средством угнетения людей, поддержания господства одного класса над другим. Однако с уничтожением классов отмирает и государство.

Марксистская теория происхождения государства полно  изложена в работе Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства».

Согласно данной теории государство возникло на классово-экономической  основе:

- произошло разделение труда (земледелие, скотоводство, ремесло и торговля);

- возник прибавочный продукт;

- в результате присвоения чужого труда (в виде прибавочного продукта произошло расслоение общества на классы - эксплуатируемых и эксплуататоров;

- появились частная собственность и публичная власть;

- для поддержания господства эксплуататоров над эксплуатируемыми создан специальный аппарат принуждения - государство.

Для марксистской теории характерен последовательный материалистический подход. Она связывает возникновение  государства с частной собственностью, расколом общества на классы и классовым антагонизмом. Суть вопроса марксизма выражается в формуле: «Государство есть продукт и проявление непримиримых классовых противоречий».

Отрицать влияние классов  на возникновение государства нет  оснований. Но так же нет оснований  считать классы единственной первопричиной его появления. Как уже было отмечено, государство нередко зарождалось и формировалось до возникновения классов, кроме того, на процесс образования государства влияли и другие, более глубинные и общие факторы. 

Существуют и иные, менее известные теории происхождения государства. Но все они не могут претендовать на абсолютную достоверность. Каждая доктрина является лишь определённой ступенью к познанию истины.

 

  1. Признаки и функции государства.

 

    Функции государства - это обязанности, круг деятельности, назначение, роль в наиболее концентрированной, обобщённой форме. С развитием государства, усложнение его задач и ростом объема забот расширялись и углублялись функции. В современном мире в общем плане можно классифицировать на внутренние и внешние.

1.Внутренние

  • Политические (обеспечение условий деятельности других политических институтов, порядка в обществе).
  • Экономические (регулирование экономических отношений и структурных изменений в экономике, в т.ч. национализация, приватизация.
  • Социальные (программы развития образования, здравоохранения, социального обеспечения и поддержки культуры).
  • Идеологические (воспитание членов общества, формирование гражданских и патриотических ценностей через образование и СМИ).

2.Внешние

  • Обеспечение национальной безопасности.
  • Отстаивание государственных и национальных интересов в международной сфере.
  • Развитие взаимовыгодного сотрудничества.
  • Участие в решении глобальных проблем.

Политическая  функция связана с осуществлением политической власти: поддержанием политического господства доминирующего в экономике класса, подавлением воли угнетённых классов, слоёв (для антагонистических обществ), обеспечением политической стабильности, регулированием национальных (межнациональных) отношений, взаимодействием с политическими партиями, профессиональными союзами, другими общественными институтами. К политической функции относится и выработка программно-стратегических целей и задач развития общества.

Экономическая функция является одной из главных, хотя она в разном объёме и содержании осуществляется в том или ином обществе и на различных этапах его развития. В современных условиях участие государства в экономике проявляется в выработке и осуществлении налоговой политики, выделении кредитов, использовании экономических санкций, стимулов в развитии отраслевой экономики, непосредственном влиянии на транспорт, энергетику, использовании долгосрочного планирования, программирования.

Социальная  функция государства проявляется в осуществлении заботы о человеке как члене социума: удовлетворении потребностей людей в работе, жилье, образовании, поддержании здоровья; осуществлении социальной защиты престарелых, инвалидов, молодёжи, безработных; страхование жизни, здоровья, собственности. Социальное государство стремится сгладить социальное неравенство, помочь слабым и обездоленным (путем перераспределения социального дохода в пользу менее обеспеченных слоёв), обеспечить занятость и право работника на предприятии, развивать систему социального страхования, обеспечить доступность для всех образования, здравоохранения, культуры.

Идеологическая функция- состоит в упорядочении всей властной деятельности: принятии, организации и исполнения решений, формировании и использовании кадрового корпуса управленцев, осуществлении контроля за исполнением законов, решений, предписаний, информационном обеспечении политики, осуществлении мер координации деятельности различных субъектов политической системы и др.

Внешние функции государства- связаны с защитой границ, территории страны (оборонная), вмешательством в дела других государств (военно-агрессивная, насильственная), поддержанием и развитием межгосударственных отношений (дипломатическая), а также осуществлением внешней торговли, координации совместной деятельности с другими государствами в различных сферах, участием в блоках, союзах. 
Содержание, объем и проявление функций обусловлены типом общества, его классовой структурой, волей господствующего класса. Практика убеждает в том, что чрезмерное вмешательство государства в дела общества, стремление регулировать все его процессы отрицательно сказываются на самостоятельности, инициативе, ответственности регионов, местных структур управления, порождает иждивенчество, потребительскую психологию. Поэтому за последнее время наметилась тенденция ослабления воздействия государства на отдельные общественные дела и процессы.

 
  Тип государства определяется тем, какой социальной группе оно служит, т.е. в конечном счете, тип государства зависит от господствующего способа производства и соотносится с типом общественно-экономической формации. 
Исторически известны следующие типы государства: рабовладельческое (в двух его разновидностях: античное и азиатское); феодальное, буржуазное, социалистическое. Все они отличаются различным уровнем развития экономических основ и соответственно развитостью политических структур в целом и государственных организаций и учреждений в частности. В то же время на этапах перехода от одной общественно-экономической формации к другой существовали и существуют государства смешанного типа (от рабовладения к феодализму, от феодализма к капитализму), которые предполагают одновременное существование элементов государства различных типов, и исторически переходного типа (государство диктатуры пролетариата), которое существует временно и предполагает полный слом старой государственной машины и постепенное создание нового типа государства. От типа государства принято отличать его форму, которая характеризуется совокупностью способов и методов осуществления власти той социальной группой (классом), которой принадлежит государственная власть. Форма государства определяется: формой правления, формой государственного устройства, типом политического режима. 
Форма правления - организация верховной государственной власти, а также порядок образования её органов и их взаимоотношений с населением. 
В соответствии с этим традиционно выделяются: монархия (абсолютная и конституционная); республика (парламентская, президентская, теократическая, смешанная и т.д.), однако следует вспомнить, что понятие республика может распространяться на государства противоположного типа. Возможно деление форм правления и следующим образом: монархия, аристократия, демократия.

В зависимости  от формы государственного устройства выделяют: 
а) унитарные государства, которые делятся лишь на административно-территориальные единицы, не имеющие права на собственную конституцию и законодательство;

б) федеративные государства, основанные на государственном праве объединения, отдельные члены которого связаны между собой общей конституцией, причем внешним суверенитетом наделена лишь федерация в целом. Входящие в федерацию субъекты имеют собственное законодательство в рамках основных принципов федерации, правительство со своими полномочиями;

в) конфедерацию - союз государств, объединенных, как правило, в целях осуществления совместной оборонной и внешней политики. При этом сохраняется полная самостоятельность во всех других сферах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В рассмотрение вышеизложенного можно просматриваются две основные тенденции в интерпретации государства. В одной тенденции подчеркивается обще-социальное значение государства: государство призвано представлять всеобщий интерес, должно служить интересам общества и личности. Другая тенденция считает государство орудием отстаивания частных интересов, оно выступает средством подавления сильными слабых, имущими неимущих классов.

На сегодняшний день широкое распространение получила договорная концепция. Политологи, философы и историки до сих пор считают, что эта теория наиболее точно определяет возникновение государства.

Государство как несколько  тысячелетий назад, так и поныне является основным субъектом политической власти. Государство оказывает воздействие на всю политическую жизнь общества, политическую систему, политическое поведение человека и одновременно находится под влиянием последних.

Для современного человека приобретение знаний о возникновении, сущности, функционирования государства, его институтов необходимо для понимания их природы, роли в жизни общества и гражданина. Это необходимо также для выработки своего отношения к государственным институтам, к закону и через это - отношения к другим людям. Знакомство с основными выводами, к которым пришла человеческая мысль, позволит понять необходимость государства как формы существования и развития общества, реализации его потребностей. Надо учитывать и то, что приобщение нашей страны к современной цивилизации требует знакомства с достижениями и проблемами мировой политической науки в отношении главного субъекта политической власти - государства.

Государство есть организованное общение людей, связанных между  собою духовной солидарностью и  призывающих эту солидарность не только умом, но поддерживающих ее силою патриотической любви, жертвенной волей, достойными и мужественными поступками - это значит, что настоящее, здоровое государство покоится на духовных основах. Государство не призвано проповедовать людям нравственность и добродетель или принуждать людей к любви, совестливости и духовности. Государство скорее предполагает эти достоинства в человеческих душах, как бы подразумевает их и опирается на них. Принудить человека к любви и духовности нельзя; но его можно и должно воспитывать к духу и любви, и государственная школа, несомненно, должна быть проникнута этим стремлением. Высшая цель государства отнюдь не в том, чтобы держать своих граждан в трепетной покорности, подавлять частную инициативу и завоевывать земли других народов; но в том, чтобы организовывать и защищать родину на основе права и справедливости, исходя из благородной глубины здорового правосознания. Для этого государству дается власть и авторитет; для этого ему предоставляется возможность воспитания и отбора лучших людей; для этого оно создает армию и флот. Этой цели государство и призвано служить; а служить ей оно может только через преданное и верное правосознание своих граждан.

 

 

 

 

 

 

Литература

1. Аристотель. Сочинения.  Т. 4. - М., 1984.

2.  Гумплович Л. Общее учение  о государстве. - СПб., 1910.

3. Каутский К. Материалистическое понимание истории. Т. 2. - М., 1910.

4. Ленин В.И. Полное собрание сочинений. Том 33. М. - 1962.

5. Локк Дж. Сочинения в 3-х томах. Т. 3. - М., 1988.

6. Маркс К. Энгельс Ф. Сочинения. Том 21. - М., 1961.

7. Общая теория права и государства. Учебник. /Под ред. В.В. Лазарева. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2002. - С. 520.

8. Теория государства и права. Учебник /Под ред. В.К. Бабаева. - М.: Юристъ, 2002. - С. 592.

[ Учебник-бесплатно.com/uch.Политология]

1 ГЛАВА II. ГОСУДАРСТВО И РЕВОЛЮЦИЯ. ОПЫТ 1848 - 1851 ГОДОВ. 
1. КАНУН РЕВОЛЮЦИИ.

 


Информация о работе Основные теории происхождения государства, признаки и функции государства