Основные принципы организации и деятельности государственного аппарата

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 08:31, доклад

Описание работы

Государство реально действует, проявляет себя как система, совокупность специальных органов, коллективов людей, осуще¬ствляющих управление делами общества от его имени и в преде¬лах предоставленных полномочий.

Работа содержит 1 файл

доклад.docx

— 32.44 Кб (Скачать)

    Основные  принципы организации  и деятельности государственного аппарата

    Понятие государственного аппарата. Государство реально действует, проявляет себя как система, совокупность специальных органов, коллективов людей, осуществляющих управление делами общества от его имени и в пределах предоставленных полномочий. Такие коллективы действуют постоянно и, как правило, на профессиональной основе, что выделяет их из общества и ставит над обществом. Граждане могут принимать то или иное участие в делах государства, но в конечном итоге оно, его органы несут персональную ответственность за эффективность своей работы.

    Таким образом, под государственным  аппаратом понимается совокупность органов  и учреждений посредством  которых реализуется  управленческая и  обеспечительно-распорядительная функция.

    Первичной ячейкой государства выступают  его органы и учреждения.Государственный орган понимается как относительно самостоятельная часть государства, создаваемая для осуществления определенного вида государственной деятельности и наделенная государственно-властными полномочиями (компетенцией). Государственный орган состоит из подразделений, осуществляющих полномочия органа, и вспомогательного аппарата.

    Совокупность  властных полномочий органа государства  определяется с учетом возложенных на него задач и функций по управлению обществом. Так, орган законодательной власти наделяется правом заниматься законотворческой деятельностью, принимать законы. Компетенцию органов исполнительной власти составляют правомочия, вытекающие из их основной задачи - обеспечивать неукоснительное действие законов, создавать необходимые условия для их реализации в конкретных отношениях.

    Осуществление государственным органом полномочий может проходить в порядке, установленном Конституцией либо законами. Органу предоставляется право 1) принимать общеобязательные решения в виде нормативно-правовых или индивидуальных актов применения права, 2) проводить организационную, контрольную или иную властную деятельность, 3) применять государственное принуждение к лицам и организациям, не выполняющим общеобязательные решения данного органа либо иных органов государства. Реализация компетенции является обязанностью государственного органа.Каждый орган государства может действовать только в рамках предоставленных ему полномочий. Выход за их пределы признается правонарушением, а принятые решения или действия за пределами предоставленных полномочий подлежат незамедлительной отмене.

    Государственный орган всегда структурно обособлен  от других органов государства. Эта обособленность выражается в том, что он в конкретных правоотношениях выступает самостоятельным субъектом и в пределах компетенции принимает решения, не нуждающиеся в каком-либо предварительном или последующем одобрении другими органами или должностными лицами. Исключения возможны лишь в случае осуществления одной функции государства несколькими его органами, когда для совершения определенных действий или принятия решений требуется согласие других органов. Например, законы, принимаемые представительным органом государства, должны быть подписаны президентом.

    Предусмотренное конституцией или законом согласие, одобрение действий или решений государственного органа другим органом не лишает его самостоятельности. Другой орган вправе одобрить или не одобрить соответствующий документ, но он не может вносить в него какое-либо изменения, дополнения. Ибо ответственность за решение несет принявший его орган, и только он может внести необходимые коррективы в свой документ.

    Для осуществления своей компетенции  государственный орган "наделяется определенными материальными средствами. Имеет в пользовании здание, организационную технику, транспортные средства, расчетный счет в банке и необходимые денежные ресурсы. В процессе реализации имущественных прав государственный орган выступает в качестве юридического лица, т.е. может отвечать по своим обязательствам вверенным имуществом, а также от своего имени приобретать и осуществлять имущественные отношения, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

    Право государственного органа выступать  самостоятельным субъектом властных, административных, а также гражданских  правоотношений не принадлежит его  аппарату, призванному оказывать  консультативную, вспомогательную  и техническую работу. Это могут  быть различные отделы государственного органа, управление делами, канцелярия, экспедиция, бухгалтерия и др.

    Аппарат государственного органа, оказывающий  содействие его деятельности, но не обладающий властными полномочиями, называется государственным учреждением.

    К государственным учреждениям относятся  также государственные организации, выполняющие те или иные функции государства, но не наделенные властными полномочиями. Это, например, образовательные и научно-исследовательские учреждения, библиотеки, почты, телеграфы, вокзалы, иные учреждения связи и транспорта.

    Необходимость существования государственных  учреждений обусловливается тем, что  государство выступает не только как орудие политического господства, но и осуществляет определенную экономическую, социально-культурную деятельность. Государственные учреждения выступают важнейшей организационной формой осуществления этой деятельности, непосредственно проводят государственные властные предписания в жизнь и порождают социально-полезные результаты в виде созданных материальных или духовных благ. Так, самые мудрые законы, постановления правительства по вопросам образования, культуры, здравоохранения останутся в сфере долженствования до тех пор, пока соответствующие государственные учреждения не примут надлежащих мер для их реализации.

    Таким образом, основное отличие  государственных  учреждений от органов государства состоит в том, что результаты их деятельности выражаются не в принятии управленских решений,

    а в непосредственном создании материальных или духовных благ.

    Органы  государства состоят из государственных  служащих, которые своими действиями обеспечивают выполнение функций этих органов. Порядок участия государственного служащего в деятельности государственного органа, его права и обязанности  устанавливаются законами, иными  нормативно-правовыми актами.

    В зависимости от полномочий государственные  служащие делятся на три вида: 1) лица, занимающие должности, связанные с  непосредственным исполнением полномочий государственного органа. Это президент страны, глава правительства, депутаты представительных органов, министры и др.; 2) лица, занимающие должности для непосредственного обеспечения полномочий вышеуказанных лиц: помощники, консультанты, советники;

    3) лица, занимающие должности, учреждаемые  государственными органами для исполнения и обеспечения полномочий этих органов: референты, специалисты, руководители структурных подразделений аппарата и др.

    Многообразие  функций государства, форм и методов  их реализации обусловливает наличие достаточно развитой системы государственных органов. В их числе в современном демократическом государстве выделяют 1) главу государства; 2) органы законодательной власти; 3) органы исполнительной власти;

    4) суды; 5) органы государственного  принуждения — органы внутренних  дел, прокуратура, органы государственной  безопасности, исправительные учреждения; 6) вооруженные силы. Совокупность названных органов охватывается понятием механизма государства.

    Механизм  государства — это совокупность государственных органов, осуществляющих государственную власть, и обеспечивающих реализацию функций государства.

    Механизм  государства, как и всякое сложное  системное образование, состоит не только из государственных органов, но и их связей. Конкретные связи органов государства весьма разнообразны и изучаются такими учебными курсами, как государственное, административное, финансовое право. В теории государства и права изучается лишь основная структурная связь, которая соединяет все органы государства в единый целостный механизм, действующий целенаправленно и согласованно.

    Государственные органы, выполняя разные функции, должны быть едиными в понимании исходных задач государства и обеспечивать их решение. История государства знает три способа согласования элементов государственного механизма:

    1) сосредоточение всей полноты  власти в руках одного лица;

    2) разделение властей на законодательную,  исполнительную и судебную; 3) организацию  органов государства, основанную  на принципах демократического  централизма.

    Исторически первый способ согласования деятельности государственных органов сводился к сосредоточению власти в руках главы государства , которым мог быть царь, шах, хан, король, император. Например, в восточных деспотиях глава государства обладал всей полнотой законодательной, исполнительной и судебной власти, был бесконтрольным и независимым от кого-либо, осуществлял верховное командование армией, назначал и смещал чиновников, творил высший суд, в том числе и по произволу, без связывания своей воли каким-либо правовым основанием. Однако неограниченная власть одного человека вела к многочисленным нарушениям элементарных прав его подданных, зависимости личности не от установленных законов, а от настроений тирана.

    В период буржуазных революций их идеологи в поисках способов защиты общества от тирании или всевластия какого-либо одного органа государства сформулировали принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Один из основоположников этого принципа Монтескье сформулировал его следующим образом: “Политическая свобода субъекта представляет собой уравновешенность ума, возникающую из понимания, которое каждая личность имеет о своей безопасности. Для того, чтобы эту свободу иметь, требуется, чтобы правительство было организовано таким образом, дабы люди не боялись друг друга.

    Когда законодательные и исполнительные силы объединены в одном и том  же человеке или в одном и том  же органе магистратуры, то свобода невозможна, так как могут возникнуть опасения, что тот же самый монарх или сенат сможет ввести тиранические законы, использовать их тираническим образом.

    Опять же свободы быть не может, если судебная власть не разделена с законодательной  или исполнительной. Если она объединена с законодательной властью, жизнь  и свобода субъекта будут подвержены произвольному контролю, судья тогда превращается в законодателя. Если она объединена с исполнительной властью, судья может поступать со всей ожесточенностью угнетателя.”

    Реализация  буржуазными государствами принципа разделения властей привела к созданию сложных конструкций системы сдержек и противовесов, не позволяющей ни одному органу сосредоточить в своих руках всю полноту власти. В качестве классического примера удачного решения этого вопроса обычно приводят систему федеральных органов США. Наличие двух палат Конгресса в значительной степени осложняет процесс прохождения в нем законов. Верхняя палата — Сенат является серьезным тормозом на пути законов, принимаемых нижней палатой, способной в ряде случаев на популистские решения. В свою очередь. Президент США обладает правом отлагательного вето и не пропускает законы, которые по его мнению не отвечают задачам правого регулирования, нарушаю! нрава и свободы граждан. Но палата представителей и только она может возбудить процедуру привлечения к ответственности Президента США и других руководителей федеральных органов власти. Судебная власть является независимой от других ветвей власти. Как судьи Верховного суда, гак и судьи низших судов сохраняют свои должности пожизненно или до тех пор, пока их поведение является безупречным.

    Однако  при самой действенной системе  сдержек и противовесов принцип разделения властей имеет два существенных порока, негативно сказывающихся на деятельности всей государственной машины: 1) деятельность государственных органов осуществляется без опоры на широкие слои населения; 2) парламент неспособен влиять на процессы исполнения принимаемых им законов. Последний недостаток со всей очевидностью проявился в Российской Федерации с первых же шагов работы Государственной Думы. Органы законодательной власти оказываются по преимуществу трибуной для говорящих, но не влияющих на реальные процессы депутатов.

    На  эту негативную сторону буржуазного  парламентаризма обратил внимание еще К. Маркс. Он же и предложил  иной принцип деятельности органов  пролетарского государства —  сделать представительный орган  в одно и то же время и законодательствующим, и реально исполняющим законы. Поясняя необходимость последовательной реализации принципа, предложенного К. Марксом, В.И. Ленин писал, что в условиях пролетарского государства парламентарии должны сами работать, сами исполнять свои законы, сами проверять то, что получается в жизни, сами отвечать непосредственно перед своими избирателями.

Информация о работе Основные принципы организации и деятельности государственного аппарата