Основные этапы становления и развития политической мысли

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 02:16, реферат

Описание работы

1. Политические идеи античности и средневековья.
2. Общественно-политическая мысль Беларуси.

Работа содержит 1 файл

политическая мысль.docx

— 26.04 Кб (Скачать)

Особое  место занимает Казимир Лыщинский (1634-1689 гг.) – ученый-атеист, брестский судья, один из борцов против засилия поляков и католической церкви на Беларуси.  Его политический идеал – сильное государство во главе с просвещенным монархом. Просвещение в таком государстве должно помочь искоренить социальные беды. В своем трактате «О несуществовании Бога» белорусский мыслитель признавал единой  реальностью природу и отрицал существование Бога. За свой еретизм и атеизм Лыщинский был обезглавлен и сожжен на костре в Варшаве.

Интересные  мысли оставил  Симеон Полоцкий (Петровский-Ситнианович) (1629-1680 гг.) – белорусско-российский общественный и церковный деятель, педагог, писатель и публицист – первый российский интеллигент. Учился в Виленской иезуитской академии, затем в Полоцке преподавал в православной братской школе.  В 1664 году переехал  в Москву, воспитывал царских детей. Здесь организовал типографию, где напечатал несколько своих книг – «Букварь», «Часословец» и др. Собор 1690 г. осудил и запретил его сочинения как еретические, предал их огню.

И это  не случайно. С. Полоцкий резко осуждал монархов-тиранов. По его мнению, во главе государства должен стоять «просвещенный монарх», который в своей деятельности руководствуется разумом и справедливостью. Как сторонник просвещения, он утверждал, что все зло в обществе от необразованности и невежества. Поэтому расширение просвещения спасет  общество от всех бед и утвердит полную гармонию и мир. Он, как и Вольтер, предлагал программу прогрессивной деятельности царя и придворных деятелей. Полоцкий был инициатором создания в России первого высшего учебного заведения – Славяно-греко-латинской академии (1687 г.), которую впоследствии окончил М.В. Ломоносов.

Яркой страницей  в истории развития белорусской  политической мысли Нового времени  явились размышления,  идеи и деятельность Кастуся Калиновского (Константин Викентий Семенович) (1838-1864 гг.) – белорусского революционера-демократа, мыслителя, руководителя восстания 1863-1864 г. в Беларуси  и Литве. Характерная черта его мировоззрения – ненависть и осуждение самодержавно-крепостнического режима власти, борьбе с которым он посвятил всю свою жизнь. Резко критиковал реформу 1861 г. об отмене крепостного права как очередной обман со стороны самодержавия и помещиков. В Вильне издавал газету на белорусском языке «Мужыцкая праўда», где пропагандировал  свои революционно-демократические идеи и взгляды, требовал предоставления реальной свободы, образования и народного самоуправления.  Публицистика К. Калиновского – яркая страница белорусской революционно-демократической печати и литературы ХІХ столетия.

Но, главное – К. Калиновский выдвинул и пропагандировал идеи демократической республики, социальной и национальной свободы белорусского народа, его права на создание своей государственности и развитие национальной культуры.  Этим он оказал огромное влияние на дальнейшее развитие передовой общественно-политической  мысли в Беларуси, национальной белорусской литературы.

Для реализации своих идей К. Калиновский создал в Гродно  нелегальную  революционно-демократическую  организацию разночинной интеллигенции, а в 1862 г. возглавил  комитет по подготовке восстания, созданный в  Вильне, революционно-демократическое крыло. Революционные демократы во главе с Калиновским требовали ликвидации  самодержавия, помещичьего землевладения, наделения крестьян землей, установления народно-демократического строя. Царизм жестоко подавил восстание. К. Калиновский 22 марта 1864 г. в числе 128 других был повешен, 12 тыс. активных участников восстания высланы в Сибирь.

Но мысли  и борьба К. Калиновского не угасли. Они волновали белорусскую общественность весь ХІХ в. и были реализованы в ХХ веке, когда была провозглашена БНР, образована БССР, а затем и современная Республика Беларусь – реальное и суверенное государство белорусского народа.


Информация о работе Основные этапы становления и развития политической мысли