Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 02:16, реферат
1. Политические идеи античности и средневековья.
2. Общественно-политическая мысль Беларуси.
Особое место занимает Казимир Лыщинский (1634-1689 гг.) – ученый-атеист, брестский судья, один из борцов против засилия поляков и католической церкви на Беларуси. Его политический идеал – сильное государство во главе с просвещенным монархом. Просвещение в таком государстве должно помочь искоренить социальные беды. В своем трактате «О несуществовании Бога» белорусский мыслитель признавал единой реальностью природу и отрицал существование Бога. За свой еретизм и атеизм Лыщинский был обезглавлен и сожжен на костре в Варшаве.
Интересные мысли оставил Симеон Полоцкий (Петровский-Ситнианович) (1629-1680 гг.) – белорусско-российский общественный и церковный деятель, педагог, писатель и публицист – первый российский интеллигент. Учился в Виленской иезуитской академии, затем в Полоцке преподавал в православной братской школе. В 1664 году переехал в Москву, воспитывал царских детей. Здесь организовал типографию, где напечатал несколько своих книг – «Букварь», «Часословец» и др. Собор 1690 г. осудил и запретил его сочинения как еретические, предал их огню.
И это не случайно. С. Полоцкий резко осуждал монархов-тиранов. По его мнению, во главе государства должен стоять «просвещенный монарх», который в своей деятельности руководствуется разумом и справедливостью. Как сторонник просвещения, он утверждал, что все зло в обществе от необразованности и невежества. Поэтому расширение просвещения спасет общество от всех бед и утвердит полную гармонию и мир. Он, как и Вольтер, предлагал программу прогрессивной деятельности царя и придворных деятелей. Полоцкий был инициатором создания в России первого высшего учебного заведения – Славяно-греко-латинской академии (1687 г.), которую впоследствии окончил М.В. Ломоносов.
Яркой страницей в истории развития белорусской политической мысли Нового времени явились размышления, идеи и деятельность Кастуся Калиновского (Константин Викентий Семенович) (1838-1864 гг.) – белорусского революционера-демократа, мыслителя, руководителя восстания 1863-1864 г. в Беларуси и Литве. Характерная черта его мировоззрения – ненависть и осуждение самодержавно-крепостнического режима власти, борьбе с которым он посвятил всю свою жизнь. Резко критиковал реформу 1861 г. об отмене крепостного права как очередной обман со стороны самодержавия и помещиков. В Вильне издавал газету на белорусском языке «Мужыцкая праўда», где пропагандировал свои революционно-демократические идеи и взгляды, требовал предоставления реальной свободы, образования и народного самоуправления. Публицистика К. Калиновского – яркая страница белорусской революционно-демократической печати и литературы ХІХ столетия.
Но, главное – К. Калиновский выдвинул и пропагандировал идеи демократической республики, социальной и национальной свободы белорусского народа, его права на создание своей государственности и развитие национальной культуры. Этим он оказал огромное влияние на дальнейшее развитие передовой общественно-политической мысли в Беларуси, национальной белорусской литературы.
Для реализации
своих идей К. Калиновский создал
в Гродно нелегальную революционно-демократическую
организацию разночинной
Но мысли
и борьба К. Калиновского не угасли.
Они волновали белорусскую
Информация о работе Основные этапы становления и развития политической мысли