Основные этапы становления и развития политической мысли

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 02:16, реферат

Описание работы

1. Политические идеи античности и средневековья.
2. Общественно-политическая мысль Беларуси.

Работа содержит 1 файл

политическая мысль.docx

— 26.04 Кб (Скачать)

Основные этапы становления  и развития политической мысли.

 

  1. Политические идеи античности и  средневековья.
  2. Общественно-политическая мысль Беларуси.

 

  1.   Возникновение и развитие политической мысли тесно связано с развитием общественного производства, классовой дифференциации общества, возникновением и функционированием государства. Это было характерно как для Востока ((Китай, Индия, Египет, Вавилон, Персия и др.), так и для Запада (Греция, Рим). Именно здесь возникли и существовали первые мощные государства древнего мира с довольно организованной политической властью. Параллельно формировалась и развивалась политическая мысль.

  Политическая мысль прошлого  дает наглядный материал об  эволюции политических учений. Она  концентрирует многовековой социальный  опыт и достижения духовной  культуры человечества. Усвоение  наследия прошлого не только  поучительно, но и бесценно  для познания закономерностей  современной политической действительности. Многие суждения прошлого о  политике не устарели и сейчас  отвечают самым демократическим  и гуманистическим стандартам. Между  политическими учениями прошлого  и современной политической наукой  существует преемственность, генетическая  связь.

Наибольшего развития  общественно-политическая мысль в античное время  достигла в древних Греции и Риме. Характерной  особенностью этого периода был  поиск путей лучшего общественного  и государственного устройства через развитие и воспитание человека,  посредством формирования духовных и физических положительных качеств личности гражданина, через наращивание им знаний о природе и обществе. Яркими и могучими умами, давшими ответы на вопросы этого времени, были  Платон, Аристотель, Цицерон, Конфуций и др.

Платон  был выразителем интересов афинской рабовладельческой аристократии. Анализируя социальные проблемы и противоречия современной ему афинской рабовладельческой аристократии, он пришел к выводу о необходимости социального переустройства общества, призванного придать ему необходимую устойчивость, а также решить задачу воспитания людей, их духовного совершенствования с помощью государства. Свои взгляды Платон изложил в сочинении «Государство». При этом он исходил из того, что в человеческой душе преобладает какая-нибудь из трех  добродетелей, которая и формирует качественные свойства человека. Умственное  начало порождает мудрость, яростное – мужество, вожделеющее – благоразумие.

Согласно  такому подходу, Платон условно разделил свободных эллинов на три сословия (группы): философов, воинов и трудящихся, определил им соответствующие функции.

  1. Правящую власть в государстве Платон вручал философам, ибо это люди, наделенные  мудростью. Только они, руководствуясь разумом, могут правильно понять интересы общества  и эффективно им управлять. Именно к ним относятся знаменитые слова Платона, которые многократно повторялись мыслителями: «Пока в государствах не будут царствовать философы, до тех пор... государства не избавятся от зол», – заявлял он. В целях оградить философов от пороков и низменных страстей, связанных с обладанием собственностью, моногамной семьей, он предлагал ликвидировать для них частную собственность, запретить брак и семью.
  2. Другая привилегированная группа общества – воины. Обладая сильной волей и мужеством, они обязаны были проводить в жизнь политические решения философов, охранять их и обеспечивать порядок в обществе. Но и воины нуждаются в оградительных  мерах. «У стражей, – писал Платон, – не должно быть ни собственных домов, ни земли и, вообще, никакого имущества». Как и философы, они должны быть обеспечены всем необходимым за счет государства.
  3. Третьим сословием, обладающим вожделеющим началом и благоразумием, выступают трудящиеся, т.е. все остальные, способные к труду свободные граждане. Они обязаны выполнять все приказы философов и воинов, владеть собственностью  и осуществлять необходимые хозяйственные и общественные работы. Но самые тяжелые работы в «идеальной республике» Платона должны выполнять рабы, не считавшиеся гражданами.

Идеи  Платона являются консервативной социальной утопией. Они нигде и никогда не были реализованы на практике. Прообразом этого идеального общества было Спартанское государство с его жесткой воспитательной системой и египетский кастовый строй, которые и подверглись идеализации афинским мыслителем. Но была в платоновской утопической идее  и важная положительная черта: Платон понял обусловленность индивида государством, он четко обозначил: руководителями государства не должны быть дилетанты, нужны только  умные и порядочные профессионалы.

Аристотель  – ученик Платона, учитель и воспитатель Александра Македонского. Критиковал взгляды своего учителя (Амикус Плято, сед магис веритас – друг мне Платон, но истина дороже). В своем труде «Политика» Аристотель высказал ряд интересных мыслей о политике, государстве, человеке как гражданине государства. Он пишет, что «человек по природе – общественное животное» и свое назначение находит в самодовлеющем общении. Таким общением может быть семья, община, государство. Вне их человек не может выполнить свое назначение, состояться как гражданин.

Аристотель  выделил три формы государственного устройства, которые в зависимости  от целей правителей могут быть правильными  и неправильными, переходить одна в  другую. Критерием правильной формы  правления выступает общее благо, неправильной – частные цели правителей.

   1. Монархия (власть одного) может переходить в неправильную форму – тиранию (деспотию).

  1. Аристократия (правление избранных) может перейти в олигархию (власть богатых).
  2. Полития (широкая демократия), т.е. власть большинства над меньшинством, может выродиться в демократию (власть неимущих), а она – в охлократию, т.е. власть толпы.

       Главной целью государства Аристотель считал воспитание граждан в добродетели, т.е. соединении политики и нравственности, которые должны быть принадлежностью всех граждан общества. Но из него он исключал рабов и варваров, которые якобы не достигли необходимого в своем развитии для гражданина  уровня.

Цицерон (Марк Туллий Цицерон – 106-43 гг. до н.э.) – оратор, поэт, философ и государственный деятель Рима. Он защищал Республику  и высказал ценные мысли о гражданском обществе, взаимоотношениях власти и гражданина. Главная цель государства, считал он, – охрана граждан и их имущества. Государство, публичная власть должны жить и действовать, опираясь только на законы. Они должны охранять согласие и общность интересов граждан. Не удивительно, что римское законодательство периода республики долго было объектом для подражания в Европе.

      Таким образом, важнейший вывод античной политической мысли в лице Платона, Аристотеля и Цицерона состоит в том, что возможно построить лучшее общество с помощью человеческих знаний и воли, опираясь на государство. Это нормативно-антологическая парадигма политики, которая трактует политику как философию и этику на практике, т.е. поиск хорошего порядка на основе правильной добродетельной жизни людей.

      В политической мысли средних веков происходит отход от этой парадигмы. Дело в том, что в Средневековье (V-XVвв.) вся политическая жизнь в Европе вращалась вокруг христианской религии, была подчинена католической церкви, папе римскому. Церковь, исходя из Библии, считала человека рабом божьим, который должен замаливать как первородный грех своих прародителей – Адама и Евы, так и собственные грехи, чтобы сохранить и очистить душу от пороков и скверны, а затем, после смерти, попасть в рай. Это породило принципиально иные взгляды на политику, власть и государство.

 Аврелий Августин (Блаженный) (345-407 г.г.) – церковный идеолог того времени. В своем сочинении «О граде Божьем и граде земном» проповедовал не только о их существовании, но и о верховенстве первого над вторым. Первопричина рабства и тяжелой жизни – от первородного греха. Необходимо насильно приобщать людей к церкви для искупления грехов, ибо люди  не ведают, что творят. Это явилось теоретическим обоснованием первенства церковной власти над людьми, а позднее – деятельности и преступлений инквизиции, борьбы со свободомыслием (еретиками).

Другим  видным представителем средневековой  политической мысли был Тома Аквинский (1225-1274 гг.) – монах и философ, который приспособил взгляды Аристотеля на политику и власть к догмам католической церкви. Он заявлял, что разделение людей на сословия установлено Богом, поэтому подняться выше своего сословия грешно. Власть государя от Бога, государь не только правитель, но и творец государства. Обосновывая эту мысль, он утверждал, что светская власть – это тело, а церковная власть – душа, значит, церковная власть выше светской. Насколько Бог выше человека, настолько духовная власть выше власти земного государя. Из этого следовало, что верховная всеобъемлющая власть принадлежит церкви. Римский папа – наместник Христа на Земле, которому, как вассалы, должны подчиняться все монархи, князья и государства.

      На протяжении веков католическая церковь боролась за  власть  над светскими государями, организуя крестовые походы, гуситские и гугенотские войны, деяния и преступления Священной инквизиции, контролируя коронацию императоров и королей. Борьба была сложной и затяжной. Но светские государи все-таки одолели церковь. Началась эпоха Возрождения.

 

  1.   Значительное развитие общественно-политическая мысль получила и в Беларуси. Беларусь, как основа Великого княжества Литовского, вплоть до поглощения его в конце  XVIII века Российской империей, была европейской страной с вполне сложившейся европейской культурой. Поэтому общественно-политическая мысль на протяжении всей истории страны и ее народа в основном параллельно отражала  главные направления и суть идейных и политических тенденций, рождаемых эпохами европейской цивилизации. В то же время, белорусские мыслители по-своему  подходили к пониманию и решению нравственных и политических проблем по совершенствованию общества и государства.

В эпоху  средневековья было принято рассматривать  и строить все многообразие общественно-политической жизни по канонам христианской религии. Следовательно, общественная мысль  Беларуси работала на укрепление христианской церкви, на пропаганду религиозных  ценностей, развитие культуры и просвещение  народа. Этим занимались выдающиеся предки белорусов: Ефросинья Полоцкая  (1104-1167 гг.), Кирилла Туровский (1140-1182 гг.) Клим Смолятич и др.

Эпоха Возрождения  существенно изменяет положение. Это  – время оформления и централизации  государственной власти в ВКЛ, начала и расширения книгопечатания, грамотности, культуры, появления законодательных  актов и светской литературы. Они  дали мощный толчок появлению неординарных мыслителей, высказавших интересные социально-политические идеи и взгляды.

Среди них  – Франциск Скорина (1490-1541 гг.) – крупнейший гуманист Эпохи Возрождения и первопечатник на Беларуси. В 1517 году он поселился в Праге и начал активную  книгоиздательскую деятельность. В своих предисловиях и комментариях, в переведенных на белорусский язык религиозных книгах (Библия, Апостол и др.) Скорина сформулировал свои гуманистические взгляды. Он  доказывал, что человек – высшая ценность, и тем самым объявил право человека на земные радости, призывая его к совершенству, активной деятельности на пользу народа и государства. Закон, по его мнению, является основой общества.  Он должен базироваться на морали, которая включает человеколюбие, справедливость, отрицание деспотизма.

Политические  взгляда Скорины были направлены на утверждение в народе правового  сознания, а в государстве –  правосудия, справедливости. «Тое не рабі другім, чаго сам не жадаеш, каб рабілі табе», – писал он. В центре политических взглядов – монархия во главе с просвещенным монархом. Идеал – правитель, который поощряет науку, литературу, искусство. По мнению Скорины, правитель должен осуществлять власть в государстве в строгом соответствии с законами. Есть мнение, что Скорина участвовал в работе по составлению Статута ВКЛ 1529 года. Он одним из первых заговорил о патриотизме, как естественно необходимом качестве каждого гражданина.

Крупным мыслителем был Сымон Будный (1530-1590 гг.) – книгоиздатель, историк, философ, переводчик, крупнейший представитель философской и общественно-политической мысли Беларуси 2-ой половины XVI века. Его идеи и взгляды были хорошо известны в Польше и странах Западной Европы. Будный издал «Катехизис», в котором считал, что все сословия общества должны быть равными перед законом, критиковал необразованность правителей. Выступал против аморализма, пьянства и казнокрадства, требовал принуждать к труду бездельников. Критиковал абсолютизм. Являлся сторонником ограниченной сословной монархии. Войны считал большим бедствием для людей. Он впервые в мировой политической мысли разделил войны на справедливые и несправедливые. Был против несправедливых войн  и поддерживал войны справедливые, в оборону своего Отечества. Он являлся также одним из известных и активных деятелей Реформации  на Беларуси, сторонником протестантизма.

Велика  роль в становлении политической мысли Льва Сапеги (1557-1633 гг.). Он был канцлером ВКЛ, подготовил 3-ий Статут ВКЛ 1588 года, фактически первую в Европе Конституцию. Статут ВКЛ действовал до 1840 года, т.е. свыше 250 лет. Лев Сапега добился узаконения: сословно-монархического режима власти в ВКЛ, ограниченного Соймом и Статутом, введения ряда новых демократических норм и правил. В частности, необходимости религиозной толерантности (веротерпимости) в обществе, закрепления как государственного – языка коренной нации, т.е. белорусского языка, запрещения смертной казни без суда, узаконения семейных правил, новых норм и правил по охране природы. Но, главное – Сапега сформулировал и ввел в законодательство ВКЛ зачатки правового государства: разделение властей, систему сдержек и противовесов, презумпцию невиновности.

Информация о работе Основные этапы становления и развития политической мысли