Органы законодательной власти

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 12:42, реферат

Описание работы

Цель нашего реферата, рассмотреть структуру и роль законодательных федеральных органов власти РФ.

Работа содержит 1 файл

рефетат по ПСО.docx

— 30.94 Кб (Скачать)

                                          Введение

     В юридической литературе принято  разделять органы государственной  власти, - с функциональной точки  зрения, - на органы законодательной   власти, органы государственного  управления  (исполнительной власти) и органы судопроизводства (власти  судебной).

     Хотя, согласно принципам правового государства, провозглашенным Конституцией РФ, верховенство в системе  органов государственной  власти должно принадлежать закону, т. е., законодательному  органу, - в  системе государственного  управления - Федеральному Собранию, и, прежде всего, Государственной  Думе, являющейся носительницей народного суверенитета по принципам своего формирования на основе всеобщего избирательного права, - фактически, приоритетное положение, более того, господствующее положение  в системе  органов государственной  власти  принадлежит Президенту, именуемому в ст.80 "главой государства".

     Избираемый  также как и Дума, на основе всеобщего  избирательного права, Президент выступает, так сказать, олицетворением народного  суверенитета. Практически же, получивший мандат от народа президент оказывается  независимым от этого самого народа, не подотчетен ни избравшему его народу, ни его представителям в Думе. В  то же время он, согласно конституционным  положениям, концентрирует в своих  руках огромный объем властных полномочий, как исполнительной власти, - формируя фактически лично состав Правительства  РФ и имея право председательствовать в нем - так и власти законодательной, обладая правом издавать Указы, имеющие силу Закона, - а также и власти судебной, поскольку формирование судебно-правового корпуса также находится в его руках.

     Цель  нашего реферата, рассмотреть структуру и роль законодательных федеральных органов власти РФ.

                      1. Органы законодательной власти

     Органы  законодательной власти - это Федеральное  Собрание РФ, народные собрания, государственные  собрания, верховные советы, законодательные  собрания республик в составе  РФ; думы, законодательные собрания, областные собрания и другие законодательные  органы власти краев, областей, городов  федерального значения, автономной области  и автономных округов. Основная особенность  этих органов состоит в том, что  они избираются непосредственно  народом и никаким другим путем  формироваться не могут. В своей  совокупности они составляют систему  представительных органов государственной  власти РФ.

     Являясь законодательными органами, представительные органы государственной власти выражают государственную волю многонационального народа РФ и придают ей общеобязательный характер. Они принимают решения, воплощаемые в соответствующих  актах, принимают меры к исполнению своих решений и осуществляют контроль за их реализацией. Решения  законодательных органов обязательны  к исполнению всеми другими органами соответствующего уровня, а также  всеми нижестоящими органами государственной  власти и органами местного самоуправления.

     Органы  законодательной власти подразделяются на федеральные и региональные (субъектов  Федерации).

     Федеральным законодательным и представительным органом РФ является Федеральное  Собрание Российской Федерации. Это  общегосударственный, общероссийский орган государственной власти, действующий  в масштабах всей России.

     Все другие законодательные органы, функционирующие  на территории РФ, являются региональными, действующими в пределах соответствующего субъекта Федерации.

     2.Роль представительного (законодательного) органа власти в рамках правового государства.

     Важнейшим элементом политической системы  общества является государство. Через  государство прежде всего осуществялется власть, управление обществом. Выражая  волю народа, современное государство  фактически приобрело статус (лат. status – положение) политического центра, с которым взаимодействуют все  другие институты политической системы.

     На  государство возлагается обязанность  укреплять единство общества, сохранять  в нем определенный порядок. Для  осуществления этого порядка  государство использует в своей  деятельности как методы убеждения  и воспитания, так и методы принуждения. Только оно, в отличие от других политических и общественных организаций, имеет  в своем распоряжении аппарат  насилия – армию, органы правопорядка и безопасности.

     Государство издает законы по разным вопросам политической и общественной жизни, действующие  на всей его территории; взимает  налоги, которые обеспечивают ему  нормальную деятельность и функционирование. Современное государство наряду с властными функциями все  больше внимания уделяет общецивилизационным  функциям. Среди них прежде всего  следует назвать защиту государственного строя, предотвращение и устранение социально опасных конфликтов, осуществление  общей для всей страны политики в  экономической, финансовой, научной, культурной и других сферах развития взаимовыгодных связей с другими странами, укрепление с ними фронта демократических сил.

     Все большее значение приобретает такая  форма государства, которая называется правовое государство. Идея правового  государства зародилась давно. Она  получила выражение еще в трудах древнегреческих мыслителей, которые  обосновали тезис о том, что справедливым может быть лишь общество, в котором вся его жизнедеятельность базируется на законе. Закону равно подчиняются как властные структуры, так и все граждане общества.

     Однако  идея правового государства довольно трудно пробивала себе путь в реальной жизни. Она длительное время не получала признания во многих странах. В Российской Федерации серьезный интерес  к правовому государству начал  проявляться только в 80-х годах  нашего столетия. До этого времени  идея правового государства в  нашей юридической науке не разрабатывались, поскольку бывший Советский Союз развивался в условиях, когда государственная  власть опиралась на идеологию, а  не на право.

     С развитием демократии в России создались  реальные условия для становления  в нашей стране правового государства. Его основным принципом является верховенство законов во всех сферах общественной жизни. Это воплощается  в таких требованиях, как связанность  законом самого государства, всех его  органов, должностных лиц и граждан; незыблемость свободы, прав, чести и  достоинства личности, их охрана и  гарантированность со стороны государства; взаимная ответственность государства  и личности на основе закона; эффективный  контроль и надзор за осуществлением законов и других нормативно-правовых актов; недопустимость подмены законов  ведомственными инструкциями; разделение властей в государстве; равенство  всех граждан перед законом.

     Для успешного функционирования такого государства, дальнейшего развития его демократических институтов большое значение имеет разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную. Какая же из трех ветвей занимает верховное положение в  правовом государстве? Ею, конечно же, является законодательная власть. Ведь именно она облекает в закон основные направления внутренней и внешней  политики, обеспечивает верховенство закона в обществе.

     Идея  разделения властей стала одним  из конституционных принципов, закрепленных в законодательных актах Великой  Французской революции и в  Конституции США. Как один из важнейших  принципов функционирования государственного механизма этот принцип был провозглашен в Конституции Российской Федерации 1993 года. Но согласитесь, что из трех ветвей (отраслей) государственной  власти какая-то одна должна выйти на первое место. В противном случае государственный механизм окажется поражен нездоровой борьбой за фактическое  верховенство или превратится в  силу торможения. Сущность принципа разделения властей состоит в том, что  законодательной власти предоставляется  право разрабатывать и принимать  законы, другие нормативно-правовые акты, утверждать бюджет и т. д. Законодательная  деятельность в России осуществляется Федеральным собранием: федеральные  законы принимаются Государственной  думой, в ряде случаев с обязательным последующим рассмотрением в  совете Федерации.

     Для понимания вопроса о том, что  представляют из себя в России субъекты Федерации, нам необходимо также  выяснить форму государственного устройства Российской Федерации. Этим понятием обозначается организация отношений между  центральными высшими и местными органами власти, организация самой  территории государства.

     По  этому признаку все государства  делятся на унитарные и федеративные, объединенные конституционным способом, т. е. сверху на основе конституции страны или иного конституционного документа, в которых центральная власть признает федеративное устройство и  автономию отдельных территорий.

     Новая Российская Федерация, возникшая как  правопреемница РСФСР, также строится на конституционных началах, хотя важную роль играет и Федеративный договор, заключенный в 1992 году между субъектами Федерации и федеральной властью.

     Федеративные  государства строятся либо по признаку территориальной автономии, либо по признаку национальной территориальной  автономии.

     Новая Российская Федерация строится сразу  на обоих признаках – национальном и территориальном, а национальная автономия реализуется и в  государственной национальной, и  в административно-национальной форме. Итак, субъектами Федерации являются, во-первых, республики, обладающие признаками государственности. Они воплощают  национальную автономию крупных  коренных наций, являются правопреемницами бывших АССР. Во-вторых, на принципе национально-административной автономии основаны субъекты Федерации  – автономные области и автономные округа, тоже правопреемники прежних  аналогичных территориальных единиц. И, наконец, в-третьих – совершенно новый момент! – субъектами Федерации  признаны края и области, а также  города Москва и Санкт-Петербург. Здесь  уже речь идет о территориальной, а не национальной автономии.

     Интересно, что Федеративный договор состоит  из трех текстов: каждая группа субъектов  Федерации подписывала свой текст. Таким образом правовое положение  субъектов национально-административной автономии, т. е. автономных областей и  округов, и территориальная автономия  – краев и областей приравнена к государственно-национальной автономии. Они получили возможность самостоятельно осуществлять государственную власть, которая не может быть ограничена без их согласия.

   

   
 
 
 

        3.Общая характеристика стадий законодательного процесса

     Законы  РФ принимаются в особом порядке, который реализуется в законодательном  процессе, представляющем собой совокупность действий, посредством которых осуществляется законодательная деятельность Федерального Собрания РФ. В РФ законодательный  процесс состоит из нескольких стадий.

            3.1Первая стадия законодательного процесса

     Первая  стадия законодательного процесса —  законодательная инициатива, сводится к внесению на рассмотрение Государственной  Думы законопроекта. Право на совершение такого рода действий именуется правом законодательной инициативы.

     Согласно  ст. 114 Конституции РФ право законодательной  инициативы принадлежит Президенту РФ, Совету Федерации, Государственной  Думе, Правительству РФ, законодательным (представительным) органам субъектов  РФ. Это право принадлежит также  Конституционному суду РФ, Верховному Суду РФ и Высшему Арбитражному Суду РФ по вопросам их ведения.

     Таким образом, Конституция РФ различает  две группы субъектов права законодательной  инициативы. В первую из них входят субъекты, чье право законодательной  инициативы не связано какими-либо компетенционными рамками. Во вторую же группу этих субъектов входят те из них, которые пользуются правом законодательной  инициативы лишь по вопросам их ведения.

     К этому следует добавить, что согласно Регламенту Государственной Думы право  законодательной инициативы имеет  также группа депутатов, составляющих комитет Государственной Думы.

     Конституция РФ (ст. 104) устанавливает, что законопроекты  вносятся в Государственную Думу. Причем законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства РФ.

     Законопроекты, исходящие от государственных органов, общественных объединений, граждан, не обладающих правом законодательной  инициативы, могут быть внесены в  Государственную Думу субъектами права  законодательной инициативы.

     Согласно  Регламенту Государственной Думы право  законодательной инициативы осуществляется в форме внесения в Государственную  Думу законопроектов и поправок к  законопроектам; законодательных предложений  о разработке и принятии новых  федеральных конституционных законов  и федеральных законов; законопроектов о внесении изменений и дополнений в действующие законы РФ и законы РСФСР либо признании этих законов  утратившими силу; предложений о  поправках и пересмотре положений  Конституции РФ.

Информация о работе Органы законодательной власти