Органы власти госсударства

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 20:48, контрольная работа

Описание работы

Политика – особая сфера человеческой деятельности, цель которой – направлять развитие общества в благоприятное русло путем определения общих целей и согласованных действий. Политическая подсистема регулирует взаимодействие и эффективное функционирование всех подсистем с целью реализации совокупных интересов общества.

Работа содержит 1 файл

Социология и политология!.docx

— 43.48 Кб (Скачать)

Цели внешней политики весьма разнообразны. Их формулирование и разработка обусловлены различными обстоятельствами: социально-политическим устройством страны, формами правления, уровнем развития экономики, союзами с другими государствами. Можно выделить следующую группу целей внешнеполитической деятельности современных государств. Это — обеспечение национальной безопасности; возрастание экономического и политического могущества государства; укрепление его международных позиций.

Укрепление национальной безопасности - одна из важнейших задач государства. В периоды наибольшей угрозы национальной безопасности государства обычно подчиняют все другие цели обеспечению своей безопасности с тем, чтобы создать эффективные гарантии от любой внешней угрозы. В истории государств немало примеров, иллюстрирующих эту закономерность. Классическим примером является Великая Отечественная война СССР против гитлеровского фашизма.

Одной из важнейших  целей внешней политики государства является обеспечение роста его экономического и политического потенциала. Отстаивание национальных интересов тесно связано с обеспечением оптимальных условий функционирования государства. Могущество государства зависит от его внутренней политической стабильности, способности регулировать противоречия различных слоев общества. Государство через свою внешнюю политику может способствовать эффективному экономическому развитию страны, повышению уровня жизни населения. Государство способно приумножить свое национальное достояние через участие в различных экономических и политических группировках.

Важной задачей государства  является создание позитивного международного имиджа, престижа и прочных международных позиций среди государств мирового сообщества. Перечисленные цели внешней политики тес-' но взаимосвязаны. Так, формирование положительного имиджа страны на международной арене невозможно без реализации двух предыдущих целей. Например, политическая дестабилизация общества серьезно подрывает национальную безопасность государства, ослабляет его международные позиции. Понятно, что достигнуть идеального состояния, при котором обеспечивается оптимальная реализация всех целей государства, весьма трудно, а порой и просто невозможно. Необходимо также помнить, что цели внешней политики всегда являются производными от экономического потенциала страны, уровня развития демократии и политической культуры. Поэтому рациональная внешняя политика всегда состоит в поиске баланса условий, при которых отсутствие успехов в реализации целей на одном из направлений политики компенсируется достижениями на других направлениях.

 

 

5

Функции внешней политики

Внешняя политика выполняет некоторые принципиальные функции. Среди них выделяются охранительная и информационно-представительская.

Охранительная функция  связана с охраной прав и интересов данной страны и ее граждан за границей.

Информационно-представительская  функция находит свое выражение в деятельности соответствующих органов по созданию положительного имиджа государства в мировом сообществе.

Функции внешней политики заключаются также в инициативных организаторских действиях, направленных на поиски выгодных контактов и создание благоприятных внешнеполитических условий деятельности государства. Существенное значение для реализации этих функций имеет деятельность центральных органов внешней политики (МИД, посольств).

Регулирующие функции  внешней политики необходимы для того, чтобы ликвидировать нарушения равновесия в системе внешнеполитических связей. В процессе реализации внешнеполитической деятельности органов государства проявляется гибкость политической стратегии государства. Жесткая политическая система всегда реагирует на нарушение внешнеполитического равновесия незначительным количеством реакций, свобода выбора решений невелика. Мобильность политической системы зависит от многих факторов, в том числе исторического опыта системы, основных свойств ее структуры. В процессе него-циаторной деятельности проявляется качество дипломатии, осуществляется приспосабливание средств внешней политики к ее целям.

 

2.Исторические концепции общественного развития.

 

 В качестве основания для  периодизации истории теоретических  представлений о гражданском  обществе можно рассмотреть идейное  господство той или концепции  (доктрины). Соответственно выделяется  несколько стадий или периодов: а) “естественно-правовой” период; б) период легитимации; в) рационалистический  период.

Идейное развитие концепции гражданского общества можно рассматривать также  как последовательную смену различных  моделей или парадигм теоретического (философского и научного) синтеза.

В “естественно-правовой” период (с античности до конца XVIII в.) происходит первый синтез идеи гражданского общества, суть которого определяется концепциями  “естественного права” и общественного  договора. Их основное содержание можно  выразить формулой: “естественное  состояние – общественный договор  – гражданское, политическое состояние”. Это период господства так называемой “естественной религии”, апеллирующей в основном к истокам изначального общежития людей и неизменной человеческой природе.

Согласно концепциям “естественного права” и общественного договора, гражданское общество (или гражданское  состояние) приходит на смену “естественному состоянию”, в котором господствуют культ силы и “борьба всех против всех”. На первый план в этих концепциях выдвигается требование неотъемлемых прав и свобод человека, присущих его  естественной природе. Это – право  на собственность, жизнь, волеизъявление и т.д. Переход к гражданскому (политическому) состоянию сопровождается или опосредуется заключением общественного  соглашения или договора, на основе которого народ и власть

6

строят далее свои взаимоотношения. С этой точки зрения, гражданское  общество – это единство или единение лиц (чаще всего политическое), основанное на соглашении (договорных обязательствах) граждан с государством и его  представителями (сувереном, правительством, собранием и пр.).

“Естественно-правовой” период развития идеи гражданского общества связан с  именами Платона, Аристотеля, Бэкона, Гроция, Гоббса, Локка, Спинозы, Руссо, Гольбаха, Дидро, Монтескье, Пуфендорфа, Томазия и др. Значительную роль в развитии “естественно-правовой”  концепции гражданского общества сыграли  отечественные философы и юристы (И. Посошков, С. Десницкий и др.). По своей сути их представления, несмотря на отдельные попытки реалистического  анализа, носили в основном утопический  характер. Они стремились обосновать принципиально неосуществимые на практике общественные идеалы и вымышленные  модели.

В конце XVIII – первой четверти ХХ вв. в социально-политической мысли  начинается второй синтез идеи гражданского общества, который характеризуется  преодолением синкретизма общества и государства и радикализацией политического сознания ее представителей. На первый план выдвигается проблема взаимодействия гражданского общества и государства. Если прежние концепции  этого общества подчеркивали примат неотчуждаемых прав человека и акцентировали  внимание на его экономической свободе, то гражданская идеология значительно  расширяет и закрепляет требования политической свободы, независимости  граждан и их объединений от возможного или фактического произвола государства, его бюрократического аппарата.

Дихотомия “естественное состояние  – гражданское состояние (общество)”  уже в конце XVIII века сменяется  дихотомией “гражданское общество –  государство”, расчленяющей общественное целое на две взаимосвязанные  сферы бытия. Так начинается новый, “легитимацион-ный” период, который  связан с именами Гумбольдта, Гизо, Смита, Канта, Токвиля. В основе их социально-политических взглядов лежит представление о  гражданском обществе как неполитической сфере социума, противостоящей государству  или сосуществующей с ним, которая  включает также такие институты  и организации, как предпринимательство, торговля, семья и родственные  объединения, различные общественные союзы и ассоциации.

Существенный вклад в обоснование  и пересмотр теоретических оснований  данной концепции принадлежит Гегелю и Марксу. Среди отечественных  мыслителей следует выделить особо  М. Бакунина, Б. Чичерина, П. Новгородцева, С. Франка, И. Ильина и др. В их понимании  гражданское общество выступает  совокупным представителем разнообразных  частных и общественных объединений, имеющих собственные, независимые  от государства источники существования.

Новый этап в развитии идеи гражданского общества в рассматриваемый период ее теоретической реконструкции  начинается в конце XIX – начале ХХ вв., когда происходит дальнейшая дифференциация общественных наук, в т.ч. институционализация  социологической науки по мере ее отделения от социальной философии  и превращения в самостоятельную  науку об обществе. Вместе с тем  изменяется само понимание гражданского общества. Из конструкции идеального общественного устройства, основанного  на естественном праве и общественном договоре, оно трансформируется в  сферу социальной реальности, характеризующуюся  особыми качествами.

7

Реализация третьего синтеза идеи гражданского общества начинается в  конце 20-х и завершается в основном в начале 90-х годов ХХ века. Она  вызвана существенным развитием  научно-технического прогресса, дальнейшей рационализацией общественной жизни, переходом от практических требований экономической и политической свободы  личности, характерных для предшествующего  периода, к расширению свобод в сфере  культуры, стилей жизни и т.д. Постепенно появляются идейные условия для  трансформации дихотомии “гражданское общество – государство” в более  сложные конструкции, в которых  гражданское общество занимает либо промежуточное, либо центральное положение.

Идея гражданского общества получает свое практическое воплощение в форме  гражданской рациональности – системы  устойчивых, общепринятых представлений  об этом обществе (как правило, уже  реально существующем), которые однозначно понимаются и разделяются большинством его членов. На этой стадии усиливаются  такие признаки и факторы, как  рационально-критическое отношение  к социальной действительности,  идейный плюрализм, сосуществование  различных установок и жизненных  стратегий людей и др. Идея гражданского общества постепенно утрачивает как  свое религиозное содержание, так  и чрезмерную теоретичность, оторванность от социальной практики. Она становится достоянием обыденного сознания и практического  мышления большинства жителей современной  цивилизации.

В последние десятилетия ХХ века наметилась также тенденция постепенного отказа некоторых исследователей от сугубо рационалистической интерпретации  гражданского общества. Так, Ю.Хабермас и другие представители франкфуртской  школы, а также сторонники экзистенциальной и феноменологической традиций в  социальной философии и социологии все чаще стали рассматривать  гражданское общество в более  широком контексте – контексте  взаимодействия личности и официальных  структур государства, системного и  жизненного миров. В этой связи они  затрагивают проблему отчуждения человека, колонизации жизненного пространства людей со стороны государства  и других институтов.

Таким образом, к концу ХХ столетия постепенно намечается переход к  четвертому синтезу идеи гражданского общества. На смену рационалистической парадигмы теории гражданского общества, утверждающей господство разума в сфере  научно-технического и индустриального  развития, приходят другие интерпретации  и конструкции, углубляющие и  расширяющие наше представление  о нем.

 

3.Проаналезируйте и опишите формы участия общественных объеденений в политическом процессе.

 

 Партии - весьма своеобразный  феномен политической жизни. Они  непосредственно связаны с интересами  той или иной социально-классовой  общности, этнических или религиозных  образований. 

    По существу партии  выполняют роль посредников между  группами населения и государственной  властью, обеспечивая сопряжение  и учет их интересов в деятельности  политических институтов.

    Политическая партия (от  лат. "партио" - часть, дело) - добровольный  союз граждан, связанный идеологической  общностью, стремящийся к обладанию  политической властью, либо к  участию в осуществлении власти  в государстве. 

    Партия владеет точным  знанием будущего, путей и способов  его достижения,

8

способностью избавить человечество от эксплуатации, нищеты, неравенства  и вражды, привести его к счастью.

    С точки зрения юридической  не считаются партиями непостоянно  действующие организации типа  союзов избирателей, различных  ассоциаций и т.п. 

    Важнейшей государственной  процедурой, представляющей официальное  признание партии, дающей ей государственную  защиту, является регистрация. Пройдя  официальную государственную регистрацию,  партия получает право на участие  в выборах, на налоговые льготы, государственное финансирование  и т.п. 

    Наиболее важной характерной  чертой партии, как политического  института, отличающей ее от  других общественных организаций,  является стремление к власти.

    Основными целями политической  партии являются: формирование общественного  мнения; политическое образование  и воспитание граждан; 

выражение мнений граждан по любым  вопросам общественной жизни, доведение  этих мнений до сведения широкой общественности и органов государственной власти; выдвижение кандидатов на выборах в  законодательные (представительные) органы государственной власти и представительные органы местного самоуправления, участие  в выборах в указанные органы и в их работе.

    Более конкретно назначение  партии проявляется в ее функциях:

Информация о работе Органы власти госсударства