Органы власти госсударства

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 20:48, контрольная работа

Описание работы

Политика – особая сфера человеческой деятельности, цель которой – направлять развитие общества в благоприятное русло путем определения общих целей и согласованных действий. Политическая подсистема регулирует взаимодействие и эффективное функционирование всех подсистем с целью реализации совокупных интересов общества.

Работа содержит 1 файл

Социология и политология!.docx

— 43.48 Кб (Скачать)

Основы  социологии и политологии

 

УО «Минский государственный высший радиотехнический коледж»

220005 г.Минск,  пр.Независимости,62

lll-Д-62

40 01 01 «Програмное  обеспечение информационных технологий»

14412

Дольников Евгений  Леонидович

Вариант-2

222021 Минская  обл., Крупский р-н., д.Каменка, пер.Советский,  д.1, кв.4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Государственная политика и управление

Политика –  особая сфера человеческой деятельности, цель которой – направлять развитие общества в благоприятное русло  путем определения общих целей  и согласованных действий. Политическая подсистема регулирует взаимодействие и эффективное функционирование всех подсистем с целью реализации совокупных интересов общества.

Категория "политическая система", наряду с категорией "власть", занимает центральное место в политической науке. Понятие "политическая система" получило широкое распространение и стало доминирующим после второй мировой войны. Само появление этого термина отражает серьезные изменения, которые произошли в изучении политических явлений на протяжении XX века и открывает новые перспективы анализа политической сферы.

В политические отношения включено множество субъектов. Субъекты политики могут быть индивидуальными и коллективными, институционально, организационно оформленными и неинституциализированными, но все они взаимосвязаны и образуют устойчивую, целостную совокупность отношений — политическую систему. Категория "политическая система" заключает в себе достаточно сложное и комплексное содержание. При ее осмыслении могут возникнуть познавательные трудности и вопросы.

Политическая система  — это особая реальность, которая качественно отличается от других систем общества и развивается в соответствии с собственной логикой.

Политическая система  характеризуется властным верховенством. С помощью политической системы осуществляется верховная власть в обществе, принимаются решения, обязательные для всех.

 Каждый субъект политической  системы стремится реализовать свои интересы с помощью механизма политической власти, но делает это в контексте системной интеграции. Поэтому сущность политического взаимодействия между индивидами, группами, организационными структурами заключается в обеспечении достижения общих целей. Достижение общих целей политической системой происходит в условиях, когда различные политические субъекты преследуют противоположные цели, когда существует реальное неравенство в контроле за политическими ресурсами и в распределении политического влияния. Общая цель, общий интерес не появляются произвольно из головы политической элиты или государственных чиновников, а становятся результатом взаимодействия политических влияний, сложным компромиссом между требованиями различных социальных групп.

Обладая властным верховенством, политическая система является легитимной, поддерживающей порядок и преобразующей системой в обществе. Получая импульсы их окружающей среды, политическая система предпринимает действия, реализует определенные решения, чтобы адаптироваться к среде. Адаптация — не простое приспособление политической системы к явлениям жизни, типа цветовой мимикрии хамелеона. Адаптационная реакция политической системы направлена на разумное изменение среды, либо самой системы, либо того и другого вместе. В итоге политической системе удается преобразовать различные воздействия, которые создают для нее напряжение.Политическая система претендует на конечный контроль над применением физического принуждения, на законное право наказывать, подчинять, выносить обязывающие решения. Это связано с наличием государства как основного элемента политической системы. Поэтому политическую систему иногда определяют как совокупность отношений, охватывающих управление государством и все политические процессы в нем. Однако представители системного подхода дают термину политическая система более обширное толкование, не ассоциируя его с государственным управлением, а охватывая всех лиц и все институты, участвующие в политических отношениях. Политическая система характеризуется как система социальных

1

взаимодействий, направленных на целедостижение, интеграцию и адаптацию внутри общества

посредством применения более или менее легитимного принуждения.

В научной литературе существует большое многообразие классификаций политических режимов. Каждая из них имеет свои положительные и отрицательные стороны. Выделить единственно правильный вариант достаточно сложно. Однако следует отметить, что большинство современных подходов так или иначе учитывают два фактора: степень развитости политической демократии и реальный политико-правовой статус личности.

Первые сведения о демократии и тирании, диктатуре и охлократии дают античные времена. Уже с тех давних пор стало очевидным, что в любом управляемом сообществе, в том числе и в неполитических структурах, есть два взаимоисключающих способа взаимодействия: авторитарность как единоличное властвование и безоговорочное подчинение, и демократичность как равноправие, соглашение, свобода выбора. В реальной жизни практически невозможно выделить абсолютно "чистые" типы политических режимов. Все их классификации в определенной мере условны.

Наиболее общим принципом  типологии режимов является деление их на демократические и авторитарные, все остальные рассматриваются как их модификации Кроме того, существуют и другие подходы. Наиболее распространенной является классификация, согласно которой все режимы делятся на:

  1. тоталитарные;
  2. авторитарные;
  3. демократические.

Тоталитарный  режим

Его название происходит от латинского 1о1аКз — весь, полный, целый. Характеризуется тем, что вся власть сосредоточена в руках какой-либо одной группы (обычно партии), уничтожившей в стране демократические свободы и возможности возникновения политической оппозиции.

Характер  и мера осуществления власти.

Всеобщий контроль и  насилие. Власть контролирует все сферы жизнедеятельности общества: экономику, культуру, религию, частную жизнь граждан, включая мотивы их поступков. В обществе исчезает грань между политической и неполитической жизнью, все становится политикой.

Формирование  власти.

Формирование власти идет бюрократическим  способом, по закрытым от общества каналам. Власть окружена "ореолом тайны" и недоступна для контроля со стороны общества, нет механизма ее преемственности.

Отношение людей  к власти.

Общество полностью  отчуждено от власти, но оно не осознает этого. В политическом сознании формируется представление о "слиянии общества с властью".

Авторитарный  режим

Авторитарный  режим (название происходит от латинского аШюгйаз -власть, влияние) характеризуется режимом личной власти, диктаторскими методами правления.

Среди ученых до сих пор  продолжаются споры по вопросу о соотношении авторитарного и тоталитарного режимов. Некоторые рассматривают тоталитарный режим как особую, наиболее реакционную разновидность авторитарного режима, другие считают эти режимы самостоятельными типами.

Конечно, нельзя не отметить, что они имеют как значительное сходство, так и существенные

2

различия. Объединяет их диктатура, а различает то, что тоталитаризм -диктатура государства, а авторитаризм-диктатура личности. Это главное отличие рождает и целый ряд других особенностей, которые позволяют рассматривать их как самостоятельные типы политических режимов.

Авторитарные режимы не уничтожают все альтернативные базы власти в обществе. Сохранение "рассеянной" экономической и социальной власти делает эти режимы менее репрессивными, чем тоталитарный и обеспечивает возможность их трансформации (Бразилия, Аргентина, Чили в конце 80-х годов XX века).

Основные признаки авторитарного режима:

Характер и  мера осуществления власти.

Контроль и насилие  не носят всеобщий характер. Контроль власти распространяется на сферу политики и частично идеологии, однако уже есть сферы, не контролируемые властью: экономика (иногда частично), религия, культура, частная жизнь граждан.

Формирование власти.

Как и тоталитарный, авторитарный режим не имеет I механизма преемственности власти. В современных условиях часто заканчивается тем, что объявляются свободные I выборы.

Отношение людей  к власти.

Также, как в тоталитарном режиме, общество отчуж-дено от власти. Однако оно осознает и фактор насилия власти, и свое отчуждение от нее.

Демократический режим

 Понятие "демократия" в совреьеннном политическом языке — одно из наиболее распространенных. Его употребление выходит далеко за пределы первоначального смысла (детоз — народ, кга1оз — власть). Это понятие впервые встречается у Геродота. Тогда демократию рассматривали как особую форму государственной власти, особую разновидность организации государства, при которой власть принадлежит не одному лицу и не группе лиц, а всем гражданам, которые пользуются равными правами на управление государством. Перикл в V веке до н.э. так писал о демократии: "называется этот строй демократическим потому, что он основан не на меньшинстве граждан, а на большинстве их. По отношению к частным интересам законы наши представляют равноправие для всех". С тех пор содержание этого термина существенно расширялось, и в современных условиях оно имеет различные значения. В последнее время очень широкую популярность приобрело определение демократии, данное А. Линкольном: "Соуегптеп1 оГ Ше реор!е, Ьу 1пе реор!е, Гог Ше реор!е" (Правление народа, для народа, посредством народа).

 Исполнительная  власть. Правительство

Слово "правительство", казалось бы, понятно каждому человеку и не требует особой расшифровки. Однако же дать определение этому понятию непросто, потому что в отличие, скажем, от парламента, который в любой стране представляет одно и то же (орган, издающий законы), понятие "правительство" — не однозначно. Сложность в том, что в разных странах это слово обозначает совсем не равнозначные органы по их властным полномочиям, по способу формирования и по месту в системе государственного механизм. Если взять самый простой смысл этого слова, на бытовом уровне, правительство — это люди, которые правят страной. Если это определение чуть "приподнять", то правительство — это центральный орган управления государством.

В самом распространенном понимании, правительство — это исполнительная власть, это то,

3

что в большинстве стран мира обозначается понятием совет министров, кабинет министров. То есть это — группа людей, которые управляют повседневными делами страны.

 Понятие  местного самоуправления и

управления. Правовое регулирование

местного самоуправления и управления

Термины "местное  самоуправление" и "управление", хотя это совсем не одно и то же, не всегда различаются друг от друга. Надо знать, что местное самоуправление характеризуется главным признаком — выборностью. Органы местного самоуправления — это те органы, которые избираются непосредственно гражданами.

Местное управление —  это органы, назначаемые центральной властью. В этом их главное отличие: самоуправление — избираемые органы, управление - назначаемые. Однако справедливо отмечается, что выборность — не единственное свойство и качество органов местного самоуправления.Органы местного самоуправления должны не только избираться, но и обладать определенным комплексом полномочий, определенной самостоятельностью, т.е. иметь реальные права.

Полномочия местных органов, как  правило, закрепляются в специальных нормативных актах.

 

 Сущность  и понятие международных отношений

Международные отношения  — совокупность экономических, политических, идеологических, правовых, дипломатических и иных связей и взаимоотношений между государствами и системами государств, между основными классами, основными социальными, экономическими, политическими силами, организациями и общественными движениями, действующими на мировой арене, т.е. между народами в самом широком смысле этого слова.

Международные отношения  характеризуются рядом черт, которые отличают их от других типов отношений в обществе. Такими характерными чертами можно назвать следующие:

Стихийный характер международного политического процесса, для которого характерно наличие множества тенденций и мнений, что обусловлено наличием множества субъектов международных отношений.

Усиливающееся значение субъективного  фактора, что выражает возрастание роли выдающихся политических лидеров.

Охват всех сфер жизнедеятельности  общества и включение в них самых разных субъектов политики.

Отсутствие единого  властного центра и наличие множества равноправных и суверенных центров принятия политических решений.

Главное значение для регулирования  международных отношений имеют не законы, а соглашения и договоры о сотрудничестве.

 Цели внешней политики

Сущность внешней  политики определяется целями, которые она ставит перед собой, и средствами их достижения, что зависит от многих обстоятельств: социально-политического

4

устройства государства, формы правления, политического режима, уровня социально-экономического развития, участия в международных организациях и прежде всего военно-политических блоках, политической динамики государства, уровня политической культуры и т.д. Основными целями внешней политики государства можно назвать: повышение материального и духовного уровня жизни населения, экономического и политического могущества государства; обеспечение безопасности государства, его национального суверенитета и территориальной целостности; недопустимость вмешательства во внутренние дела извне; повышение престижа и роли государства в международных отношениях; защита определенных политических и экономических позиций во внешнем мире. Все перечисленные цели тесно взаимосвязаны между собой. Успешная реализация каждой из них способствует благоприятным условиям реализации всех остальных.

Информация о работе Органы власти госсударства