Органы государственной власти в РФ: институты и их взаимодействие

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 14:49, доклад

Описание работы

Социальная роль судебной власти в демократическом обществе заключается в том, чтобы в разного рода юридических конфликтах обеспечивать господство права, выраженного в конституциях и законах, а также подзаконных актах, если последние не противоречат конституциям и законам.
Судебная деятельность – одна из форм государственной деятельности, но правосудие отличается от законодательной и исполнительной власти тем, что обеспечивает законность своими, присущими только ему методами и действует в особом порядке.

Работа содержит 1 файл

Тема 10.3. Судебная власть в РФ.doc

— 79.00 Кб (Скачать)

      Конституционный Суд РФ: 1) разрешает дела о соответствии Конституции РФ: а) федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы и Правительства РФ; б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению федеральных органов государственной власти и их совместному ведению с органами власти субъектов федерации; в) договоров между органами государственной власти субъектов РФ; г) не вступивших в законную силу международных договоров РФ;

      2) разрешает споры о компетенции  между: а) федеральными органами  государственной власти, б) ими  и органами государственной власти  субъектов федерации, в) высшими  государственными органами субъектов  федерации; 3) разбирает жалобы на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле; 4) дает толкование Конституции РФ; 5) дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения против Президента РФ; 6) выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения; 7) осуществляет иные полномочия, предоставленные ему Конституцией РФ, Федеративным договором и федеральными конституционными законами. Он может также использовать права, предоставленные в соответствии со ст. 11 Конституции РФ договорами о разграничении предметов ведения между органами государственной власти РФ и субъектов РФ, если эти права не противоречат его юридической природе и предназначению как судебного органа конституционного контроля.

      При осуществлении конституционного судопроизводства Конституционный Суд РФ решает исключительно  вопросы права, он воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов.

      Организация внутренней деятельности Конституционного Суда РФ регулируется его Регламентом. Рассмотрение дел, подведомственных Конституционному Суду РФ, и принятие по ним решений могут проводится лишь в коллегиальном составе судей: на пленарных заседаниях или на заседаниях палат. Таких палат может быть только две, так как они формируются из общего числа девятнадцати судей путем жеребьевки: в одну из них должно входить не более десяти судей, а в другую - девяти.

      Решения Конституционного Суда РФ являются окончательными, не подлежат обжалованию, вступают в  силу немедленно после их провозглашения и действуют непосредственно  на всей территории государства, будучи обязательными для всех представительных законодательных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и других организаций, должностных лиц, граждан и их объединений.

      Верховный Суд РФ – высший судебный орган по гражданским, административным, уголовным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции; в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах осуществляет судебный надзор за деятельностью судов Российской Федерации, кроме Конституционного Суда РФ и арбитражных судов.

      В пределах своих полномочий высшего  судебного органа рассматривает  дела в качестве суда первой инстанции, в кассационном порядке, в порядке  надзора и по вновь открывшимся  обстоятельствам. Судебный надзор проводится Верховным Судом прежде всего путем проверки законности и обоснованности разрешения нижестоящими судами конкретных дел и исправления допущенных ими ошибок. Большое значение имеют на основе изучения и обобщения судебной практики, анализа судебной статистики даваемые Верховным Судом разъяснения по вопросам применения законодательства, возникающим при рассмотрении судебных дел.

      В составе Верховного Суда РФ действуют: а) Пленум Верховного Суда; б) Судебная коллегия по гражданским делам; в) Судебная коллегия по уголовным делам; г) Военная коллегия; д) Президиум Верховного Суда. Пленум - коллегиальный орган, направляющий и координирующий судебную практику для обеспечения ее точного соответствия закону. Судебные коллегии действуют в качестве суда первой инстанции, а также рассматривают дела в кассационном порядке, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам. При этом подсудность дел, рассматриваемых ими по первой инстанции, определяется гражданско-процессуальным и уголовно-процессуальным законодательством. Президиум - постоянно действующий коллегиальный орган, рассматривающий в пределах своих полномочий дела в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам, а также материалы изучения и обобщения судебной практики.

      Высший  Арбитражный Суд  РФ – высший судебный орган по разрешению хозяйственно-экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами. Стоит во главе системы арбитражных судов, в которую также входят федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды республик, краев, областей, городов федерального значения, автономных образований. Основными их задачами при рассмотрении подведомственных дел являются: защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов граждан, организаций, предприятий и других субъектов хозяйственной деятельности в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности; содействие укреплению законности и предупреждению правонарушений в данной сфере. Высший Арбитражный Суд РФ действует в составе: Пленума, Президиума, судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений, и судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений. В судебных коллегиях образуются судебные составы из числа судей, входящих в соответствующую коллегию.

      Верховный и Высший Арбитражный Суды РФ осуществляют в предусмотренных федеральным  законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью подведомственных судов и дают разъяснения по вопросам судебной практики. Их полномочия, порядок  образования и деятельности устанавливаются федеральным конституционным законом. 

      В субъектах РФ кроме того могут создаваться свои конституционные или уставные суды для рассмотрения вопросов соответствия законов субъекта РФ, других нормативных актов, издаваемых на территории субъекта Российской Федерации, его конституции или уставу. В частности, были учреждены конституционные суды в республиках: Татарстан, Башкортостан, Саха (Якутия), Дагестан, Кабардино-Балкария, Удмуртия, Бурятия, Коми, Карелия, а в Свердловской области – Уставной суд. В республике Северная Осетия-Алания действует Комитет конституционного надзора. Система этих судов субъектов Федерации не подчиняется Конституционному Суду Российской Федерации, и финансируется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации. Порядок формирования и компетенция конституционных (уставных) судов определяются самими субъектами Федерации в их Конституциях или уставах. 

      3. Институт мировых  судей

      Другим  элементом судебной системы субъектов  Федерации является институт мировых судей. Сегодня мы наблюдаем возрождение этого важнейшего демократического института, задачей которого как раз и является способствовать демократизации суда, приближению правосудия к гражданам, а также что немаловажно, освобождению федеральных судов от массы незначительных текущих дел. Судебная система может быть признана удовлетворительной только в том случае, если она обеспечивает гражданину возможность напрямую обратиться к судье. Одним из наиболее серьезных факторов, затрудняющих доступ к правосудию, является недостаточное количество судов и судей, а в ряде случаев и их территориальная удаленность от населения. Следует отметить, что введение института мировых судей в значительной мере будет способствовать решению этой проблемы. Предполагается, что эти суды будут рассматривать примерно от 10 до 25 % уголовных и от 15 до 40 % гражданских дел.

      Федеральным конституционным законом о судебной системе устанавливается, что мировые судьи являются судьями общей юрисдикции. Согласно Федеральному закону от 17.12.1998 № 188-фз (ред. от 22.07.2008) "О мировых судьях в Российской Федерации", мировые судьи в Российской Федерации являются судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации и входят в единую судебную систему Российской Федерации.

      Мировой судья рассматривает в первой инстанции:

      1) уголовные дела о преступлениях,  за совершение которых максимальное  наказание не превышает трех  лет лишения свободы, подсудные  ему в соответствии с частью  первой статьи 31 Уголовно-процессуального  кодекса Российской Федерации;

      2) дела о выдаче судебного приказа;

      3) дела о расторжении брака, если  между супругами отсутствует  спор о детях;

      4) дела о разделе между супругами совместно нажитого имущества при цене иска, не превышающей ста тысяч рублей (пп. 4 в ред. Федерального закона от 22.07.2008 N 147-ФЗ);

      5) иные возникающие из семейно-правовых  отношений дела, за исключением  дел об оспаривании отцовства  (материнства), об установлении отцовства,  о лишении родительских прав, об усыновлении (удочерении) ребенка;

      6) дела по имущественным спорам, за исключением дел о наследовании имущества и дел, возникающих из отношений по созданию и использованию результатов интеллектуальной деятельности, при цене иска, не превышающей ста тысяч рублей (пп. 6 в ред. Федерального закона от 22.07.2008 N 147-ФЗ);

      7) дела, возникающие из трудовых отношений, за исключением дел о восстановлении на работе и дел о разрешении коллективных трудовых споров; (утр. силу - Федеральный закон от 22.07.2008 N 147-ФЗ);

      8) дела об определении порядка  пользования имуществом;

      9) дела об административных правонарушениях,  отнесенные к компетенции мирового  судьи Кодексом Российской Федерации  об административных правонарушениях  и законами субъектов Российской  Федерации.

      Общие требования к мировому судье. Мировым судьей может быть гражданин Российской Федерации, достигший возраста 25 лет, имеющий высшее юридическое образование, стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет, не совершивший порочащих его поступков, сдавший квалификационный экзамен и получивший рекомендацию квалификационной коллегии судей соответствующего субъекта Российской Федерации.

      От  сдачи квалификационного экзамена и представления рекомендации квалификационной коллегии судей соответствующего субъекта Российской Федерации освобождаются  лица, имеющие стаж работы в должности судьи федерального суда не менее пяти лет.

      Закон налагает ряд важных ограничений  для кандидата в мировые судьи. Он не вправе:

      - быть депутатом,

      - принадлежать к политическим партиям и движениям,

      - осуществлять предпринимательскую деятельность,

      - совмещать работу в должности судьи с другой оплачиваемой работой, кроме научной, преподавательской, литературной и иной творческой деятельности. При этом указанная деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации,

      - входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.

      Мировые судьи назначаются (избираются) на должность  законодательным (представительным) органом  государственной власти субъекта Российской Федерации либо избираются на должность  населением соответствующего судебного участка в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.

      Мировой судья назначается (избирается) на должность  на срок, установленный законом соответствующего субъекта Российской Федерации, но не более чем на пять лет. По истечении  указанного срока лицо, занимавшее должность мирового судьи, вправе снова выдвинуть свою кандидатуру для назначения (избрания) на данную должность.

      Мировой судья осуществляет свою деятельность в пределах территории закрепленного  за ним судебного участка. При этом упрощаются судебные процедуры по малозначительным делам и спорам, в отношении которых стороны могут достичь полюбовного соглашения на основе согласительной процедуры.

      Общее число мировых судей и количество судебных участков субъекта РФ определяются федеральным законом по законодательной инициативе соответствующего субъекта РФ, согласованной с Верховным Судом РФ, или по инициативе Верховного Суда РФ, согласованной с соответствующим субъектом РФ.

Информация о работе Органы государственной власти в РФ: институты и их взаимодействие