Органы государственной власти в РФ: институты и их взаимодействие

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 14:49, доклад

Описание работы

Социальная роль судебной власти в демократическом обществе заключается в том, чтобы в разного рода юридических конфликтах обеспечивать господство права, выраженного в конституциях и законах, а также подзаконных актах, если последние не противоречат конституциям и законам.
Судебная деятельность – одна из форм государственной деятельности, но правосудие отличается от законодательной и исполнительной власти тем, что обеспечивает законность своими, присущими только ему методами и действует в особом порядке.

Работа содержит 1 файл

Тема 10.3. Судебная власть в РФ.doc

— 79.00 Кб (Скачать)

      Тема 10. Органы государственной  власти в РФ: институты  и их взаимодействие.

      10.3. Судебные органы в Российской Федерации1 

      1. Конституционные основы судебной власти в России

      Социальная  роль судебной власти в демократическом  обществе заключается в том, чтобы в разного рода юридических конфликтах обеспечивать господство права, выраженного в конституциях и законах, а также подзаконных актах, если последние не противоречат конституциям и законам.

      Судебная  деятельность – одна из форм государственной деятельности, но правосудие отличается от законодательной и исполнительной власти тем, что обеспечивает законность своими, присущими только ему методами и действует в особом порядке.

      Судебная  власть, согласно доктрине разделения властей, есть сфера публичной и разновидность государственной власти, одна из трех ее ветвей, призванная самостоятельно и независимо осуществлять правосудие.

      Все судебные органы имеют общие признаки, отличающие их от других органов государства:                                                                       

      •  правосудие осуществляется только судом. Это означает, что в государстве ни один другой орган или общественная организация не осуществляет разбирательства судебных дел;

      • правосудие осуществляется только при  помощи способов, указанных в законе;

      • правосудие основано на точном соблюдении закона;

      • правосудие осуществляется только в  процессуальной форме;

      • суду предоставлено право применять  государственное принуждение. Центральное место в системе полномочий судебной власти занимает правосудие. Это обусловлено прежде всего тем, что отправление правосудия тесно связано с реализацией прав граждан, защитой интересов государства и его органов.

      Правосудие  – это конституционно закрепленная особая форма деятельности государства в сфере осуществления судебной власти, выражающаяся в процессуальной деятельности судов по рассмотрению гражданских, уголовных, административных дел с применением государственного принуждения, основанного на законе.

      Конституция Российской Федерации 1993 года, закрепив основы организации и деятельности органов правосудия, обеспечивает гарантии законности и справедливости правосудия в нашей стране.

      В совокупности конституционные основы образуют тот каркас, который служит опорой для всех конкретных законодательных  предписаний, регулирующих деятельность судебных органов. Это – результат практики развития и совершенствования правосудия в нашей стране, который нашел свое отражение в нормах Конституции.

      К конституционным основам судебной власти в Российской Федерации относятся следующие.

      Законность  (ст. 15 Конституции РФ). Для судебных органов это конституционное положение имеет особое значение, так как именно данный вид государственной деятельности тесно связан с неуклонным соблюдением требований закона как материального, так и процессуального.

      Независимость судей и заседателей  (ст. 120 Конституции РФ). Суть данного положения состоит в том, чтобы обеспечить судьям и народным, присяжным заседателям такие условия, при которых они могли бы принимать ответственные решения без какого-либо постороннего воздействия со стороны. Гарантиями независимости судей являются предусмотренная законом процедура осуществления правосудия, запрет вмешательства в деятельность правосудия со стороны любых органов и должностных лиц, неприкосновенность судей и заседателей, материальное обеспечение судов за счет федерального бюджета и др.

      Несменяемость судей (ст. 121 Конституции РФ) обеспечивается законодательством в различных временных пределах: пожизненное назначение для судей общих и арбитражных судов, Конституционного Суда и избрание на 5 лет мировых судей. Гарантируется независимость судов от политической ситуации в стране и смены руководства на местном уровне.

      Неприкосновенность  судей (ст. 122 Конституции РФ). Как и депутаты, судьи не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, за исключением случаев задержания непосредственно на месте преступления. Все следственные действия в отношении судей любого уровня возможны только при соблюдении особого порядка и с санкции Генерального прокурора РФ.

      Открытость судебного разбирательства (ст. 123 Конституции РФ) – это форма контроля со стороны общества за работой судебных органов. Дела рассматриваются в присутствии всех желающих за исключением особых категорий дел, которые рассматриваются в закрытом судебном заседании.

      Состязательность  и равноправие  сторон (ст. 19, 123 Конституции РФ). Стороны в судебном заседании имеют равные процессуальные права для отстаивания перед судом своих позиций. Реализация принципа состязательности гарантируется соблюдением судом и сторонами ряда процессуальных правил, создающих благоприятные условия для отыскания истины и вынесения справедливого решения или приговора.

      Участие граждан в отправлении  правосудия (ст. 32 Конституции РФ). Такое участие чаще всего выражается в привлечении граждан в качестве народного, присяжного либо арбитражного заседателя, а также в качестве общественного обвинителя или защитника. Хотя участие граждан в осуществлении правосудия происходит в различных формах, оно подчинено единой цели - привлечению народа к осуществлению судебной власти как формы (вида) государственной власти. 

      2. Понятие и виды  судебных органов

      Судебная  власть в России принадлежит только судебным органам. Каждый суд осуществляет данную ему власть в пределах той  компетенции, которой он наделен, а все вместе суды образуют судебную систему Российской Федерации.

      Судебная  система – это закрепленная Конституцией РФ совокупность судов, построенная с учетом федеративного и административно-территориального устройства России.

      В настоящее время она устанавливается в соответствии с Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации» от 26 декабря 1996 г (ред. от 05.04.2005). На основании статьи 71 п. «о» Конституции РФ установление основ построения судоустройства относится исключительно к ведению Российской Федерации, а не ее субъектов.

      Единство  судебной системы имеет важное значение, которое приобретает особую роль в федеративном государстве.

      В Российской Федерации единство судебной системы обеспечивается путем:

      • установления судебной системы Конституцией РФ и федеральным конституционным законом;

      •  соблюдения всеми федеральными судами и мировыми судьями установленных  федеральными законами правил судопроизводства;

      •  применения всеми судами Конституции  Российской Федерации, федеральных  конституционных законов,  федеральных законов, общепризнанных норм и принципов международного права и международных договоров Российской Федерации, а также конституций (уставов) и других законов субъектов Российской Федерации;

      •  признания обязательности исполнения на всей территории Российской Федерации судебных актов, вступивших в законную силу;

      • законодательного закрепления единства статуса судей;

      •  финансирования федеральных судов  и мировых судей из федерального бюджета.

      В настоящее время регулирование судебной системы осуществляется следующими законами:

      Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 № 1-ФКЗ (ред. от 02.06.2009) "О Конституционном Суде Российской Федерации";

      Федеральный конституционный закон от 23.06.1999 № 1-ФКЗ "О военных судах Российской Федерации";

      Федеральный конституционный закон от 28.04.1995 № 1-ФКЗ (с изм. от 07.05.2009) "Об арбитражных судах в Российской Федерации";

      Федеральный закон от 14.03.2002 № 30-ФЗ (ред. от 05.04.2005) "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации";

      Федеральный закон от 17.12.1998 № 188-ФЗ (ред. от 22.07.2008) "О мировых судьях в Российской Федерации".

      В судебную систему России входят следующие  виды судебных органов:

       федеральные суды;

      • конституционные (уставные) суды субъектов Федерации;

      • мировые судьи субъектов Российской Федерации.

      К федеральным судам  относятся:

      • Конституционный Суд Российской Федерации;

      • Верховный Суд Российской Федерации, верховные суды республик, краевые  и областные суды, суды городов  федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции;

      • Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, федеральные арбитражные  суды округов, арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды в субъектах Российской Федерации.

      К судам субъектов  Российской Федерации  относятся:

      •  конституционные (уставные) суды субъектов  Российской Федерации;

      •  мировые судьи, которые являются судьями общей юрисдикции субъектов РФ.

      Суды, входящие в судебную систему, различаются  объемом компетенции, поэтому выделяются звенья судебной системы.

      Под звеном судебной системы  следует понимать совокупность однотипных судов равнозначных территориальных образований, обладающих одинаковой компетенцией.

      В системе судов  общей юрисдикции (под юрисдикцией понимается деятельность суда по разрешению правовых конфликтов) выделяются три звена:

      •    основное   или   первое   звено   –   районные  (городские, межмуниципальные) суды;

      •  среднее или второе звено – Верховные суды республик, краевые, областные суды, городские в Москве и Санкт-Петербурге суды, суды автономной области и автономных округов;

      • высшее или третье звено – Верховный Суд Российской Федерации.

      Военные суды также состоят из трех звеньев:

      • первое звено – суды армий, соединений, флотилий и гарнизонов;

      • второе звено – суды военных округов, флотов, видов Вооруженных Сил и групп войск;

      • третье звено – Военная коллегия Верховного Суда РФ.

      Арбитражные суды России:

      •  первое звено – арбитражные суды в субъектах Российской Федерации;

       второе звено арбитражные апелляционные суды (20);

      • третье звено – федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды), (всего таких округов в Российской Федерации образовано 10);

      • четвертое звено – Высший Арбитражный Суд Российской Федерации. Все перечисленные виды судов относятся к федеральным судам Российской Федерации.

      Конституционный Суд РФ – судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства. В России он создан в 1991 г. в целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия конституции страны на всей территории государства. Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда РФ определяются Конституцией РФ 1993 г. и Федеральным конституционным законом «О Конституционном Суде Российской Федерации».

Информация о работе Органы государственной власти в РФ: институты и их взаимодействие