Оппозиция

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 20:18, реферат

Описание работы

В России, по мнению главы государства, на сегодняшний день наблюдается застой политической системы. И правящая партия, и оппозиция должны развиваться, для этого необходимо поднимать уровень политической конкуренции. Усиление любой политической силы состоит из двух частей. С одной стороны – из интеллектуального усиления тех людей, которые составляют политическую силу, а с другой стороны – из электоральной поддержки, то есть поддержки тех или иных идей со стороны граждан, что в свою очередь требует повышения политической грамотности населения. Также важно поддержание политических свобод населения – свободы слова, организации митингов и т.п., и существование независимых СМИ.

Содержание

1) Понятие «оппозиция»............................................................................2
2) Типы оппозиции.....................................................................................4
3) Концептуальная карта политической оппозиции...............................8
4) Методы борьбы......................................................................................10
5) Политическая оппозиция в России.......................................................11
6) Заключение.............................................................................................15
7) Список литературы................................................................................16

Работа содержит 1 файл

Содержание.docx

— 39.35 Кб (Скачать)

Содержание:

  1. Понятие «оппозиция»............................................................................2
  2. Типы оппозиции.....................................................................................4
  3. Концептуальная карта политической оппозиции...............................8
  4. Методы борьбы......................................................................................10
  5. Политическая оппозиция в России.......................................................11
  6. Заключение.............................................................................................15
  7. Список литературы................................................................................16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Понятие «оппозиция»

 

Об оппозиции можно говорить в узком и широком смыслах. В узком смысле – это политическая партия, коалиция или движение, являющееся парламентским меньшинством, но могущее  прийти к власти на следующих выборах.

В 1966 г. Р.Даль, анализируя основные параметры  политической оппози-ции в западных демократиях, выделил четыре основные модели: «британскую», «континентальную», «скандинавскую» и «американо-швейцарскую» .

Первая модель, которую можно  назвать классической, или «вестминстерской», характеризуется наличием двух достаточно хорошо организованных главных партий, поэтому оппозиция сосредоточена  в одной партии. Эти партии строго соревновательны в парламенте и  на выборах. Оппозиция столь резко  отличима, что ее можно идентифицировать однозначно. Основное противоборство между оппозицией и правительством происходит на парла-ментских выборах  и в национальном парламенте, причем парламент является рутинным, каждодневным местом противоборства. Было бы правильнее даже назвать парламент форумом, используемым для победы на следующих  выбо-рах, ведь парламентские дебаты имеют целью повлиять не столько  на депутатов, сколько на публику  – и на будущие выборы.

В ряде государств континентальной  Западной Европы оппозиция представлена несколькими партиями и потому борьба между ними носит не строго соревновательный характер, а решающим местом противоборства является коалиционный торг после выборов  с целью формирования исполни-тельной  власти. Соответственно и стратегия  оппозиции направлена не на завоевание парламентского большинства,. Что невозможно в данных усло-виях, а на увеличение числа мест в парламенте, что дает ей дополнительные преимущества в ходе коалиционного торга.

Выделение третьей модели – скандинавской  – может представляться не-сколько  искусственным; здесь также большую  роль играет политический торг, но существенное отличие состоит в том, что  рамки его существенно расширены. По ряду ключевых вопросов переговорный процесс охватывает значительно  больший круг участников, чем в  предыдущей модели, включая крупнейшие ассоциации предпринимателей и работодателей, профсоюзы и т.п. Таким образом  эта модель оппозиции предполагает включение механиз-мов социального  партнерства.

Наконец, оппозиция в четвертой модели наиболее далека от «классической». Политические партии здесь отличаются сравнительно слабым внутрен-ним единством и  децентрализованностью. Примечательной чертой стран, относящихся к этой модели, является то, что в них  вообще отсутствует решающее место  противоборства между оппозицией и  правительством. Разделительная линия  между оппозицией и правительством проходит не между партиями, а внутри них.

Исследования  политической оппозиции в незападных демократиях, в особенности в  странах, где существует партийная  система с доминирующей партией (Индийский национальный конгресс, Либерально-демократическая партия Японии), также показали, что среди  форм и проявлений оппозиции весьма важную роль приобретают фракции  внутри господствующей партии. Фактически подобные партии становятся механизмом агрегирования и согласования различных  интересов, управления конфликтами, возникающи-ми из множества расколов.

Таким образом, приведенное выше определение оппозиции  в узком смысле удовлетворяет  условиям лишь первой и отчасти второй из рассматри-ваемых моделей.

Р. Даль предложил объяснение понятия  «оппозиция», которое можно отнести  к числу «широких»: «Предположим, что А определяет курс прави-тельства в определенной политической системе по тому или иному вопросу в течение некоторого промежутка времени…Предположим, что в течение этого промежутка времени Б не может определять поведение правительства, и что Б противостоит тому курсу правительства, что определяется А. Тогда Б является тем, что мы называем «оппозицией». Заметим, что в течение неко-торого другого промежутка времени предопределять курс правительства может Б, и тогда в оппозиции окажется А.

 

Типы  оппозиции

 

Наличие оппозиции органически  связано как с разнородностью общества, обусловливающей невозможность  постоянно сохранять в нем  устойчивость и неизменность политических отношений, так и со свойствами самого человека. Ведь в природе человека как социального существа заложено стремление предлагать в затрагивающих  его интересы областях жизни альтернативные проекты, осуществлять поиск нового, преодолевать установленные ограничения. Поэтому в политическом смысле наличие  оппозиции означает принципиальную невозможность утверждения в  обществе единого, монолитного, раз  и навсегда установленного отношения  к выдвигаемым властью целям, окончательной ликвидации всякой почвы  для конфликтных отношений.

В таком положении есть как отрицательные, так и положительные  стороны. Так, оппозиция предотвращает  монополизацию власти. Без нее  политический режим утрачивает возможности к саморазвитию и, напротив, стремится к окостенению власти. При демократических режимах наличие оппозиции является важнейшим атрибутом власти, это ее «визитная карточка». В государствах этого типа у оппозиции существует свой статус, права, возможности влияния на власть. Например, в Великобритании «оппозиция Ее Величества Королева» — это один из основополагающих политических институтов. В то же время оппозиция выступает и в роли фактора, дестабилизирующего общественные порядки.

В качестве основных причин формирования политической оппозиции  правящему режиму, как правило, называют: социальное расслоение в обществе, национальное неравенство, несовершенство избирательной системы, разочарование  населения (элит) в идеалах господствующего  строя, раскол элит и неудовлетворенные  амбиции отдельных деятелей.

По степени лояльности к целям и ценностям правительства  обычно разделяют проправительственную, нейтральную и непримиримую формы (типы) оппозиции, а также институционализированные (включающие партии, «теневые кабинеты» и т.п.) и неинституционализированные (ограничивающиеся идейной критикой). Главной характеристикой любого типа оппозиции служит степень ее сплоченности, организованности, массовости, отношение к легальным и законным средствам протеста. Иногда оппозиция складывается даже внутри правящих кругов (например, на основе разочарования части правящей элиты в идеалах системы власти).

Соответственно типу оппозиции  формируются и средства, способы  ее политической деятельности: от критики  режима узкой группой инакомыслящих, диссидентов (олицетворяющих духовную оппозицию власти и не прибегающих  к каким-либо активным политическим действиям, организации протеста) до политического террора и насилия  со стороны партий и движений, находящихся  на нелегальном положении. В сочетании  с реакцией властей на свою деятельность оппозиционные силы различаются  степенью влияния на принимаемые  в государстве решения, объемом  допуска к СМИ, характером критики  властей. Они могут инициировать разрушительные для государства  формы нелегального вооруженного сопротивления  властям, революции, мятежи, бунты, гражданские  войны. Но оппозиция может играть и роль «клапана» для «выпускания  пара», снижения степени протеста в  целях стабилизации власти и даже выполнять чисто декоративные функции  для «облагораживания» режима в  глазах зарубежного общественного  мнения. Нередки случаи, когда общественный протест передается от прежнего режима и усиливается в совершенно другой ситуации, действуя независимо от позитивных, реформаторских усилий властей. В такие  периоды режим может оказаться  в положении частичной изоляции, а оппозиция играть роль защитницы  общественных интересов.

Самые значительные проблемы для режима создает непримиримая оппозиция, не признающая ценностей  правительства, постоянно призывающая  к пересмотру итогов выборов, не считающаяся  с нормами политической игры и  имеющая тенденцию переходить к вооруженным формам протеста. Непримиримые оппозиционеры нередко отказываются от участия в выборах, используют провокации, ведут поиск союзников за рубежами страны, обращаются к международной поддержке своих требований, убеждают общество в том, что правящий режим является проводником чуждых зарубежных интересов и получил власть в результате противоправных действий или международного тайного заговора («масонов», «мирового сионизма» и т.д.). Характеризуя стиль поведения непримиримой оппозиции, известный политолог X. Линц в этот арсенал средств включает: систематическую клевету на политиков, представляющих партии системной ориентации; постоянную обструкцию парламенту; поддержку предложений, сформулированных специально в целях усугубления кризиса; действия, направленные на потерю правительством авторитета; выдвижение заведомо неприемлемых требований для переговоров с правительством. Такая деятельность объективно ведет к идейно-политической поляризации, фрагментаризации и даже распаду общества. Особенно большие проблемы в этом смысле создают сепаратистские движения, радикальные, экстремистские и анархистские группировки, противостоящие не только властям, но и всему обществу.

В принципе при конкурентной демократии даже непримиримая оппозиция  может встроиться в политическую систему (как, например, европейская социал-демократия в XX в.). Но она может стать и лидером сопротивления режиму, возглавить протест и добиться смещения властей (как, например, антикоммунистические силы в странах Восточной Европы в 80-90-х гг. XX столетия). В то же время непримиримая оппозиция, когда общество отказывает ей в доверии, нередко подвергается политическим репрессиям, а правительственные решения принимаются в целях ее окончательного разгрома.

Особый тип политической оппозиции представляет собой центризм. Формулируемые им задачи не имеют  агрессивного характера, а ориентированы  на принципиальное соглашательство, т.е. на предпочтение стабильности перед инновациями, на рационально-прагматический учет всего позитивного, что формулируется как властями, так и на противоположных флангах политического спектра. Политические требования центризма неразрывно связаны с легальными механизмами передачи власти, отрицанием насилия, отказом от разжигающей противоречия риторики, стремлением добиться реальной ответственности властей за принимаемые решения. Однако рациональные и примиренческие позиции не всегда ясны избирателям, ориентирующимся на крайние позиции, что снижает возможности примиренческой стратегии в странах, где идет интенсивная политическая борьба.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Концептуальная карта политической оппозиции

 

Изучение политической оппозиции  не относится к числу направлений, находящихся в фокусе современной  политической науки. Существующие типологии  оппозиций либо созданы для конкретного  случая, либо так нагружены «измерениями», что теряют свою объяснительную силу. Политическую оппозицию в «гибридных»  политических режимах, в частности  – российском, удобнее всего рассматривать  при помощи концептуальной карты.

Основные проблемные измерения  – цели и средства оппозиций. Цели оппозиций представлены вдоль оси  ординат. В начале оси расположена  полуоппозиция – те политики и  партии, которые не представлены в  правительстве, но готовы при случае войти в его состав без существенных изменений не только режима, но и  его политического курса. На противоположном  конце принципиальная оппозиция  – политические силы, которые способны достичь своих целей, лишь обретя всю полноту власти и, как правило, радикально преобразовав режим. Также  здесь отражены неструктурная, ориентированная  на изменение отдельных аспектов политического курса, и страктурная, выступающая за смену политического  режима, оппозиции.

При классификации средств политических оппозиций уместно разделение последних  на лояльные, полулояльные и нелояльные. К лояльной оппозиции относятся силы, не выходящие за рамки легальной политической борьбы и отвергающие насилие, к нелояльной – те, которые делают ставку на насильственные или незаконные методы либо угрожают их применением.

Рассмотрим теперь те факторы, которые  определяют характеристики политических оппозиций и траектории их трансформации. Ключевую роль здесь играют особенности  политических режимов – степень  их состязательности и специфика  господствующих политических институтов. Состязательность политического режима тесно связана со структурой политической элиты. Элементами этой структуры являютя интеграция (способность к сотрудничеству в процессе принятия решений) и дифференциацияи (организационное и функциональное разделение различных групп и их относительная автономия по отношению друг к другу и к государству) элит. Соответственно, возможны четыре типа элитной структуры: идеократическая (высокая интеграция, низкая дифференциация), разделенная (низкая интегра-ция, низкая дифференциация), фрагментированная (низкая интеграция, высокая дифференциация) и консенсусная (высокая интеграция, высокая диффе-ренциация). Элитная структура первого типа присуща устойчивым недемок-ратическим режимам, а четвертого – стабильным демократиям.

Информация о работе Оппозиция